{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Основы менеджмента для сына, часть первая: что делать

Написанное тут — не панацея, но если не умеешь никак, можно делать, как написано (проверено, это работает!), а потом уже менять, дополнять, получив на выходе удобную для себя систему.

Краткое предисловие

У меня есть сын, ему 18 лет, достаточно предприимчивый мальчик с живым изворотливым умом. Очень похоже, что он хочет быть предпринимателем, но опыта и знаний у него маловато (и это нормально в таком возрасте).

Я, его папа, в той или иной форме занимаюсь менеджментом с 1996 года, и мне захотелось сконцентрировать свои компетенции в простом структурированном тексте, чтобы к нему можно было обращаться как к шпаргалке.

Когда я спросил сына, кто такой менеджер, он ответил, что это те ребята, которые продают смартфоны в «Евросети». Нет!

Менеджер, о котором мы говорим, — человек, который организует и управляет процессами, синоним управляющего. Тот, кто планирует, считает бюджеты, набирает команду, взаимодействует с ней, продвигает и развивает продукт.

Менеджер в команде — самый главный, больше всех рискует и больше всех зарабатывает. Примеры: Илон Маск, Билл Гейтс, Стив Джобс и Роман Абрамович.

Написанное ниже больше ориентировано на онлайн, хотя применимо и в офлайне. Про отдельные направления (маркетинг, SEO, реклама) не пишу: и так уже объёмно и за пределами темы.

Прежде чем писать текст, я написал план, он получился вот таким:

  1. Что делать.

  2. Подрядчики и работники.
  3. Деньги.
  4. Минимальный набор инструментов.
  5. Безопасность и приватность.
  6. Этика и этикет в сети.
  7. Бонус.

Всего будет семь статей, эта первая. Её содержание:

Информационное поле

Перед тем как что-то делать, важно как можно больше узнать об этой области и получить максимум информации, это убережёт от нелепых ошибок, подкинет новых идей, поможет оптимизировать и удешевить работы.

Как же это сделать? Хорошая новость — интернет уже придумали! Как это делали люди в доинтернетном мире, не хочу даже представлять.

Набросали список вопросов — нагуглили, результаты аккуратно разложили по папочкам в закладках. Подписались на блоги, форумы, группы в соцсетях и читаем с утра до вечера. Изучаем истории успеха и неудач. Через недельку-другую голова переполнится знаниями и новыми идеями.

Поэтому, конечно, надо заниматься тем, что нравится и захватывает, иначе будет очень скучно.

Идеи

Когда идеи приходят, их нужно сразу, не откладывая, записывать. Буквально через 30 минут её можно и не вспомнить. Я пользуюсь менеджером задач Todoist, там у меня в проекте «Идеи» — 145 идей.

Не все они хорошие, конечно. Когда записываешь, кажется, что это гениально и миллионы уже в кармане, через неделю посмотришь — говно-говном. Ну и стираешь её.

Ещё время идет, какие-то твои суперидеи воплощают транснациональные корпорации и стартапы. Смахиваешь скупую мужскую слезу и вычёркиваешь.

Перебираю их раз в год-полтора, без особого графика, что разонравилось — тру, что хочется делать — отмечаю и поднимаю на первые позиции.

Важно записывать идеи понятно, раньше я писал их очень кратко, через год смотришь на них и думаешь: «Что этот парень имел в виду?»

В итоге всегда есть пять-десять интересных направлений, которыми можно заняться.

Изучение рынка

Собираем максимум данных о конурентах, складываем их сайты в отдельную папочку в закладках и тщательно изучаем.

Желательно не ограничиваться отечественными компаниями, смотреть и на зарубежные — больше разнообразия, больше фишек и хороших примеров.

Смотрим на ориентировочную посещаемость, SimilarWeb в помощь. Грубо прикидываем продажи — «пусть конверсия 1%, за день пришло 1000 человек, значит 10 продаж есть». Это дико неточно, но на этом этапе сойдёт.

Смотрим, что делают конкуренты в соцсетях, какую рекламу и сколько дают, по каким запросам. В рунете есть сервисы помогающие с этим разобраться.

Но! Не зарывайтесь слишком глубоко, точной информации всё равно не получить, чем точнее информация, тем она дороже, и точная информация не особо нужна, за пару дней вы получите общее представление о нише, конкуренции, объёме. На практике всё равно всё пойдёт не так.

Итогом этой работы должен стать отдельный документ с кратко выписанными полезными сведениями:

  • Обязательно сделать отзывы на сайте отдельной страницей.
  • Сделать каталог с ценами на странице в Facebook.
  • Polylang — двуязычный плагин для Wordpress.
  • Продажи через Pinterest.
  • На главной сделать рубрикатор с иконками.

Смысл понятен: ищем хорошие работающие идеи и тянем их себе в закрома. Заодно смотрим, может, конкуренция такая дикая, что и ввязываться не захочется, или станет понятно, что слишком объёмно и дорого.

Бюджет

Надо твёрдо запомнить: безбюджетных проектов не бывает! Совсем никогда. Сайт, который я недавно делал бесплатно и самостоятельно на бесплатном движке, обошёлся больше чем в 40 тысяч рублей. Совсем бесплатно можно сделать только страшную корявую хрень, которая работать не будет.

Бюджет надо планировать и считать: постараться максимально подробно представить весь путь продукта от начала и до конца, выписать все нужные действия и рядом написать цену. А в конце сумму.

Не надо транжирить деньги, но и не надо жадничать: разумные вложения в проект всегда окупаются. И пока рядом скупой конкурент восьмой месяц мучается с сайтом на Wix, вы давно вернули свои $300 на программиста, веселы и беззаботны.

Без таблички «Бюджет» нельзя начинать ничего делать.

Когда бюджет посчитан, надо найти деньги. Кажется, это очевидно, но частенько вижу, что этого не делают. Вроде «главное начать, а там оно как-то само, поднатужимся, придумаем». Мне кажется, проще поднакопить или взяться за проект поменьше, чем потом бегать в панике и срочно искать бабло.

Скриншот кусочка таблицы с бюджетом. Это настоящий раритет — ему больше десяти лет.​ Мне кажется, это был документ для внутреннего пользования, а заказчику мы потом накручивали

Бизнес-план

В интернете можно найти множество инструкций, как правильно писать бизнес-план. Там будет SWOT-анализ, план производства, маркетинговый план, финансовый план, анализ рисков, организационный план, юридический план.

Хорошие новости: если у вас маленький проект, который вы делаете самостоятельно, не привлекая инвестиции, вам это всё не нужно.

Да, не нужно.

Нет, совсем не нужно.

Достаточно таблицы с бюджетом. Можете разбить эту таблицу на этапы и написать рядом сроки.

Всё, больше ничего не требуется, не занимайтесь фигнёй.

Тестирование

У нас есть идея, которая выглядит перспективной и прибыльной, мы много знаем по вопросу, представляем весь процесс, посчитали, сколько и когда нужно денег, деньги накопили. Но наш риск высок, мы отдаём деньги, иногда немалые, а вдруг ничего не получится?

Большинство идей можно протестировать очень недорого (помним, что бесплатно у нас ничего хорошего не выйдет). На эту тему написано множество статей и книг, но я кратко опишу процесс: делаем лендинг за 500 рублей на Tilda или аналогичном конструкторе, размещаем там товар или услугу и начинам лить туда трафик с контекста.

Ничего страшного, что товара или услуги у нас нет: смотрим на отклик и интерес. Получили 10–20 заказов, воодушевились, извинились: «Ой, а всё закончилось, обязательно напишем вам, когда появится». И со спокойной душой можем пилить продукт, хоть как-то он продаваться будет.

Примерно то же самое можно делать на досках объявлений.

Иногда проще и дешевле сделать пробные товар или услугу и не тратить силы на эксперименты, тесты не обязательно делать всегда.

Режим дня

Очень важная штука. Когда ты свободен, предоставлен самому себе, работаешь дома, очень легко впасть в две крайности: прокрастинировать без конца и края, vc.ru читать, Pikabu, Facebook или, наоборот, пахать с утра до ночи, почти не спать, забыть про выходные.

Мы работаем, чтобы жить, а не живём, чтобы работать. Нужен баланс. Мой идеальный день:

  • Встаю около 9:00 без будильника.
  • Около 10:00 начинаю что-то делать.
  • Перекусы, перекуры (иногда немножко vc.ru), но без особого расслабона.
  • Около 17:00 начинаю заканчивать.
  • Ложусь спать в час или два ночи.

Почему всего семь часов? В реальности мы работаем гораздо эффективнее наёмного сотрудника и мотивация у нас куда выше, да и оплата за работу. Проработать в таком режиме 12 часов можно, но недолго, мозг расплавится, и ты умрёшь.

Конечно, не всегда выходит прям именно так, иногда делать нечего или яростно не хочется, иногда так увлекает процесс, что остановиться не можешь. Но в идеале стремимся к такому.

По поводу выходных и праздников: заказчик позвонил в два часа ночи — в жопу заказчика, неважно, сколько он денег приносит. От тебя требуют работать в выходные — прощаемся. Надо любить себя, потому что жизнь короткая и нечего её портить самому себе.

Знаю, что режим дня очень спорная тема, вот у меня за годы выработался такой. Буду рад, если своим поделитесь.

Список дел

Утро должно начинаться со списка дел. Как писал выше, у меня этот список в Todoist, очень удобно, мультиплатформенно, брал платную версию пару лет, потом перестал: бесплатной достаточно.

Простые правила:

  • Нельзя несделанные дела отмечать как сделанные.
  • Дело с датой выполняется лучше, чем без даты.
  • Если не успел что-то сделать или не хочешь — перенеси, не оставляй висеть 100 дел за прошлый месяц. Каждый день должен заканчиваться чистеньким: или сделали, или перенесли.
  • Хорошо расставлять делам приоритеты, в Todoist можно красить в четыре цвета. Красные дела делаются быстрее серых.
  • Не надо разделять работу и быт: и на то, и на то нужно время, план на день включает в себя обе стороны.

Несделанные дела

Казалось бы, мы ведём список дел, чтобы ничего не забыть и не пропустить, значит всё несделанное должно быть, кровь из носу, выполнено любой ценой. Но нет.

Просматривайте раз в неделю-две свои дела и просто удаляйте ненужные. Даже если они важные, но вы понимаете, что не будете это делать. Или очень не хотите, а без них можно обойтись.

Уничтожение дел из собственного списка — очень приятный процесс и освобождает массу времени для других полезных активностей.

Цель

Часто цель представляют как что-то очень конкретное вроде «вот таким будет мой продукт, вот так я буду его продавать и вот столько получать, всё это сбудется ровно 20 января через пять лет, это написано у меня в плане».

Нет! Цель — вектор, она просто указывает направление движения. Разумный менеджер смотрит на неожиданно изменившиеся обстоятельства, изменения конкурентной среды, новые факты и меняет, трансформирует цель с их учётом.

Мы только примерно знаем, куда хотим прийти, если по пути найдём место получше, то вообще там и останемся!

Практические задания

Подумалось, что к каждой статье неплохо будет прилагать практические задания, чтобы на практике пощупать всё это.

  1. Создать в Todoist проект «Идеи» и начать их туда записывать.
  2. Посмотреть на «Идеи» через недельку и вычеркнуть откровенный бред.
  3. Внести все свои домашние дела в список дел. Там где надо — расставить даты.
  4. Выбрать одну идею и провести по ней исследование.
  5. Найти конкурентов и посмотреть, как у них дела.
  6. Составить бюджет.
  7. Составить план работ и занести его в список дел.
  8. Попробовать соблюдать режим дня.

Продолжение, вторая часть — о подрядчиках и работниках.

P. S. Сначала думал написать это всё в приватном документе, только для сына, но вдруг ещё кому-то понадобится. И редактор тут очень удобный, приятно писать. И ссылку можно дать.

Буду очень рад поправкам, замечаниям, мнениям. Заранее спасибо!

0
113 комментариев
Написать комментарий...
Иван Колыхалов

Мечты папы о прекрасном идеальном исправленном будущем своего ошибочного устаревшего опыта для идеального сына, который будет по отмытой мощеной мостовой скакать к своему счастливому сытому будущему. Фантазии короче.

Примерно так же пытались мне рисовать будущее мои родители но из их опыта было ценным ровно нихера, поскольку на 4 курсе появилась википедия и ютуб.

Имхо нужно детям дать как RL нейросети поле, дать деньги на игру и следить за самообучением на собственных ошибках немного подсказывая какие очевидные независимые от времени и технологий можно попробовать избежать.

Предприниматель который первые свои шаги делает не с мыслей о бабле и собственном эго, а о тудуисте и рисерчах обречен. Будет постоянный когнитивный диссонанс с реальностью и тудуистом-рисёрчем в итоге будет много пердежа в лужу и мало действий.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Да, Иван, ничего не получится, зря я это затеял, пошёл всё стирать. 😁

ошибочного устаревшего опыта

Мой опыт не устаревший, а работающий и деньги приносящий.

Понимаю Вашу мысль, но я, всё же попытаюсь.  

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Он ваш опыт и вам деньги приносит, но в будущем сына это ничего не значит. Пример: в 18 веке была профессия "будильник". Люди ходили стучали в окна будили людей. Уверен много папаш передавали свой ОПЫТ своим сыновьям. У ребенка свой путь, свой опыт и свои реалии, вы даже может и не догадываетесь насколько далеко. Начнем с того, что они родились с компами вокруг и выросли с гаджетами. А мы в каком возрасте флоппи в руках крутили?

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Ну да, согласен, как не останется вокруг предпринимателей, так мой опыт станет бесполезен. Пока это не так.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов
Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Иван, успокойтесь. Понятно, что негативный и скептический комментарий будет самым популярным, но вовсе не всегда самым конструктивным. Я работаю и получаю деньги, поэтому картинка неуместна.

Вы что хотите доказать? Что ничего писать не надо, помогать сыну научиться не надо, всё это зря, ничего не выйдет? Я услышал. Не согласен и слушаться Вас не собираюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Да я спокоен. Не слушайтесь, я не навязываю. Это публичная дискуссия мне ваше мнение интересно, в отличие от моего для вас, чего вы в обидки сразу? Запишите в ваш тудуист: "Научиться спокойно и взвешенно вести публичные дискуссии с людьми с которыми не согласен или которые просто не нравятся". 

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

С завтрашнего дня у меня начинается онлайн-курс: «Искусство спора», поэтому можно не записывать. Уже сделано. 😁

Ответить
Развернуть ветку
110 комментариев
Раскрывать всегда