Основы менеджмента для сына, часть первая: что делать

Написанное тут — не панацея, но если не умеешь никак, можно делать, как написано (проверено, это работает!), а потом уже менять, дополнять, получив на выходе удобную для себя систему.

Краткое предисловие

У меня есть сын, ему 18 лет, достаточно предприимчивый мальчик с живым изворотливым умом. Очень похоже, что он хочет быть предпринимателем, но опыта и знаний у него маловато (и это нормально в таком возрасте).

Я, его папа, в той или иной форме занимаюсь менеджментом с 1996 года, и мне захотелось сконцентрировать свои компетенции в простом структурированном тексте, чтобы к нему можно было обращаться как к шпаргалке.

Когда я спросил сына, кто такой менеджер, он ответил, что это те ребята, которые продают смартфоны в «Евросети». Нет!

Менеджер, о котором мы говорим, — человек, который организует и управляет процессами, синоним управляющего. Тот, кто планирует, считает бюджеты, набирает команду, взаимодействует с ней, продвигает и развивает продукт.

Менеджер в команде — самый главный, больше всех рискует и больше всех зарабатывает. Примеры: Илон Маск, Билл Гейтс, Стив Джобс и Роман Абрамович.

Написанное ниже больше ориентировано на онлайн, хотя применимо и в офлайне. Про отдельные направления (маркетинг, SEO, реклама) не пишу: и так уже объёмно и за пределами темы.

Прежде чем писать текст, я написал план, он получился вот таким:

  1. Что делать.

  2. Подрядчики и работники.
  3. Деньги.
  4. Минимальный набор инструментов.
  5. Безопасность и приватность.
  6. Этика и этикет в сети.
  7. Бонус.

Всего будет семь статей, эта первая. Её содержание:

Информационное поле

Перед тем как что-то делать, важно как можно больше узнать об этой области и получить максимум информации, это убережёт от нелепых ошибок, подкинет новых идей, поможет оптимизировать и удешевить работы.

Как же это сделать? Хорошая новость — интернет уже придумали! Как это делали люди в доинтернетном мире, не хочу даже представлять.

Набросали список вопросов — нагуглили, результаты аккуратно разложили по папочкам в закладках. Подписались на блоги, форумы, группы в соцсетях и читаем с утра до вечера. Изучаем истории успеха и неудач. Через недельку-другую голова переполнится знаниями и новыми идеями.

Поэтому, конечно, надо заниматься тем, что нравится и захватывает, иначе будет очень скучно.

Идеи

Когда идеи приходят, их нужно сразу, не откладывая, записывать. Буквально через 30 минут её можно и не вспомнить. Я пользуюсь менеджером задач Todoist, там у меня в проекте «Идеи» — 145 идей.

Не все они хорошие, конечно. Когда записываешь, кажется, что это гениально и миллионы уже в кармане, через неделю посмотришь — говно-говном. Ну и стираешь её.

Ещё время идет, какие-то твои суперидеи воплощают транснациональные корпорации и стартапы. Смахиваешь скупую мужскую слезу и вычёркиваешь.

Перебираю их раз в год-полтора, без особого графика, что разонравилось — тру, что хочется делать — отмечаю и поднимаю на первые позиции.

Важно записывать идеи понятно, раньше я писал их очень кратко, через год смотришь на них и думаешь: «Что этот парень имел в виду?»

В итоге всегда есть пять-десять интересных направлений, которыми можно заняться.

Изучение рынка

Собираем максимум данных о конурентах, складываем их сайты в отдельную папочку в закладках и тщательно изучаем.

Желательно не ограничиваться отечественными компаниями, смотреть и на зарубежные — больше разнообразия, больше фишек и хороших примеров.

Смотрим на ориентировочную посещаемость, SimilarWeb в помощь. Грубо прикидываем продажи — «пусть конверсия 1%, за день пришло 1000 человек, значит 10 продаж есть». Это дико неточно, но на этом этапе сойдёт.

Смотрим, что делают конкуренты в соцсетях, какую рекламу и сколько дают, по каким запросам. В рунете есть сервисы помогающие с этим разобраться.

Но! Не зарывайтесь слишком глубоко, точной информации всё равно не получить, чем точнее информация, тем она дороже, и точная информация не особо нужна, за пару дней вы получите общее представление о нише, конкуренции, объёме. На практике всё равно всё пойдёт не так.

Итогом этой работы должен стать отдельный документ с кратко выписанными полезными сведениями:

  • Обязательно сделать отзывы на сайте отдельной страницей.
  • Сделать каталог с ценами на странице в Facebook.
  • Polylang — двуязычный плагин для Wordpress.
  • Продажи через Pinterest.
  • На главной сделать рубрикатор с иконками.

Смысл понятен: ищем хорошие работающие идеи и тянем их себе в закрома. Заодно смотрим, может, конкуренция такая дикая, что и ввязываться не захочется, или станет понятно, что слишком объёмно и дорого.

Бюджет

Надо твёрдо запомнить: безбюджетных проектов не бывает! Совсем никогда. Сайт, который я недавно делал бесплатно и самостоятельно на бесплатном движке, обошёлся больше чем в 40 тысяч рублей. Совсем бесплатно можно сделать только страшную корявую хрень, которая работать не будет.

Бюджет надо планировать и считать: постараться максимально подробно представить весь путь продукта от начала и до конца, выписать все нужные действия и рядом написать цену. А в конце сумму.

Не надо транжирить деньги, но и не надо жадничать: разумные вложения в проект всегда окупаются. И пока рядом скупой конкурент восьмой месяц мучается с сайтом на Wix, вы давно вернули свои $300 на программиста, веселы и беззаботны.

Без таблички «Бюджет» нельзя начинать ничего делать.

Когда бюджет посчитан, надо найти деньги. Кажется, это очевидно, но частенько вижу, что этого не делают. Вроде «главное начать, а там оно как-то само, поднатужимся, придумаем». Мне кажется, проще поднакопить или взяться за проект поменьше, чем потом бегать в панике и срочно искать бабло.

Скриншот кусочка таблицы с бюджетом. Это настоящий раритет — ему больше десяти лет.​ Мне кажется, это был документ для внутреннего пользования, а заказчику мы потом накручивали

Бизнес-план

В интернете можно найти множество инструкций, как правильно писать бизнес-план. Там будет SWOT-анализ, план производства, маркетинговый план, финансовый план, анализ рисков, организационный план, юридический план.

Хорошие новости: если у вас маленький проект, который вы делаете самостоятельно, не привлекая инвестиции, вам это всё не нужно.

Да, не нужно.

Нет, совсем не нужно.

Достаточно таблицы с бюджетом. Можете разбить эту таблицу на этапы и написать рядом сроки.

Всё, больше ничего не требуется, не занимайтесь фигнёй.

Тестирование

У нас есть идея, которая выглядит перспективной и прибыльной, мы много знаем по вопросу, представляем весь процесс, посчитали, сколько и когда нужно денег, деньги накопили. Но наш риск высок, мы отдаём деньги, иногда немалые, а вдруг ничего не получится?

Большинство идей можно протестировать очень недорого (помним, что бесплатно у нас ничего хорошего не выйдет). На эту тему написано множество статей и книг, но я кратко опишу процесс: делаем лендинг за 500 рублей на Tilda или аналогичном конструкторе, размещаем там товар или услугу и начинам лить туда трафик с контекста.

Ничего страшного, что товара или услуги у нас нет: смотрим на отклик и интерес. Получили 10–20 заказов, воодушевились, извинились: «Ой, а всё закончилось, обязательно напишем вам, когда появится». И со спокойной душой можем пилить продукт, хоть как-то он продаваться будет.

Примерно то же самое можно делать на досках объявлений.

Иногда проще и дешевле сделать пробные товар или услугу и не тратить силы на эксперименты, тесты не обязательно делать всегда.

Режим дня

Очень важная штука. Когда ты свободен, предоставлен самому себе, работаешь дома, очень легко впасть в две крайности: прокрастинировать без конца и края, vc.ru читать, Pikabu, Facebook или, наоборот, пахать с утра до ночи, почти не спать, забыть про выходные.

Мы работаем, чтобы жить, а не живём, чтобы работать. Нужен баланс. Мой идеальный день:

  • Встаю около 9:00 без будильника.
  • Около 10:00 начинаю что-то делать.
  • Перекусы, перекуры (иногда немножко vc.ru), но без особого расслабона.
  • Около 17:00 начинаю заканчивать.
  • Ложусь спать в час или два ночи.

Почему всего семь часов? В реальности мы работаем гораздо эффективнее наёмного сотрудника и мотивация у нас куда выше, да и оплата за работу. Проработать в таком режиме 12 часов можно, но недолго, мозг расплавится, и ты умрёшь.

Конечно, не всегда выходит прям именно так, иногда делать нечего или яростно не хочется, иногда так увлекает процесс, что остановиться не можешь. Но в идеале стремимся к такому.

По поводу выходных и праздников: заказчик позвонил в два часа ночи — в жопу заказчика, неважно, сколько он денег приносит. От тебя требуют работать в выходные — прощаемся. Надо любить себя, потому что жизнь короткая и нечего её портить самому себе.

Знаю, что режим дня очень спорная тема, вот у меня за годы выработался такой. Буду рад, если своим поделитесь.

Список дел

Утро должно начинаться со списка дел. Как писал выше, у меня этот список в Todoist, очень удобно, мультиплатформенно, брал платную версию пару лет, потом перестал: бесплатной достаточно.

Простые правила:

  • Нельзя несделанные дела отмечать как сделанные.
  • Дело с датой выполняется лучше, чем без даты.
  • Если не успел что-то сделать или не хочешь — перенеси, не оставляй висеть 100 дел за прошлый месяц. Каждый день должен заканчиваться чистеньким: или сделали, или перенесли.
  • Хорошо расставлять делам приоритеты, в Todoist можно красить в четыре цвета. Красные дела делаются быстрее серых.
  • Не надо разделять работу и быт: и на то, и на то нужно время, план на день включает в себя обе стороны.

Несделанные дела

Казалось бы, мы ведём список дел, чтобы ничего не забыть и не пропустить, значит всё несделанное должно быть, кровь из носу, выполнено любой ценой. Но нет.

Просматривайте раз в неделю-две свои дела и просто удаляйте ненужные. Даже если они важные, но вы понимаете, что не будете это делать. Или очень не хотите, а без них можно обойтись.

Уничтожение дел из собственного списка — очень приятный процесс и освобождает массу времени для других полезных активностей.

Цель

Часто цель представляют как что-то очень конкретное вроде «вот таким будет мой продукт, вот так я буду его продавать и вот столько получать, всё это сбудется ровно 20 января через пять лет, это написано у меня в плане».

Нет! Цель — вектор, она просто указывает направление движения. Разумный менеджер смотрит на неожиданно изменившиеся обстоятельства, изменения конкурентной среды, новые факты и меняет, трансформирует цель с их учётом.

Мы только примерно знаем, куда хотим прийти, если по пути найдём место получше, то вообще там и останемся!

Практические задания

Подумалось, что к каждой статье неплохо будет прилагать практические задания, чтобы на практике пощупать всё это.

  1. Создать в Todoist проект «Идеи» и начать их туда записывать.
  2. Посмотреть на «Идеи» через недельку и вычеркнуть откровенный бред.
  3. Внести все свои домашние дела в список дел. Там где надо — расставить даты.
  4. Выбрать одну идею и провести по ней исследование.
  5. Найти конкурентов и посмотреть, как у них дела.
  6. Составить бюджет.
  7. Составить план работ и занести его в список дел.
  8. Попробовать соблюдать режим дня.

Продолжение, вторая часть — о подрядчиках и работниках.

P. S. Сначала думал написать это всё в приватном документе, только для сына, но вдруг ещё кому-то понадобится. И редактор тут очень удобный, приятно писать. И ссылку можно дать.

Буду очень рад поправкам, замечаниям, мнениям. Заранее спасибо!

0
113 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Иванов

Вообщем из личного опыта, бросил я все эти дела со списками и прокрастинацией и просто начал фигачить где то выйграл где то проиграл, где то согласился на меньшую прибыль, а иногда удалось больше профит получить, просто пашешь и не тратишь время на списки. Семья, быт, отдых само разумеющееся. Если появляется свободное время значит я опять ввязался в долгие бесполезные рассуждения, сейчас например. Но то как написана статья - понравилось)

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Посмотрел — у меня полсотни дел, часть из них регулярные. Просто не смогу столько держать в голове.

Ответить
Развернуть ветку
Serega T

Правильно ли я понимаю что напоминания в тодоис только в платной версии?

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Бесплатная ежедневно в указанное время присылает список дел на сегодня. Мне, как оказалось, этого достаточно. А вот если хочешь чтобы в 13:00 напомнило, что в 14:00 дело, то да, платная. Или пришёл в магазин, а телефон говорит: «Купи морковки!»

Ответить
Развернуть ветку
110 комментариев
Раскрывать всегда