{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Что спрашивать на собеседовании у продакт-менеджера

Я Анатолий Кульбацкий — директор по продукту в сервисе «Везёт». За последний год мы изменили нашу платформу чуть менее чем полностью, трансформировали отдел разработки и наняли троих классных продактов.

Делюсь своим авторским скриптом собеседования на эту позицию. Он будет полезным для компаний, которым нужны люди, понимающие, как донести потребности бизнеса до программистов.

Как мы искали продактов?

В 2017 году в результате объединения двух крупнейших агрегаторов такси на рынке появилась ГК «Везёт» с охватом в 120 городов. В этом году мы закончили ребрендинг: схлопывание всех наших брендов в один и перевод пользователей на новое приложение.

Из-за большого количества задач и кадровых изменений при реструктуризации команды мы искали трёх продакт-менеджеров в максимально короткий срок.

Люди нужны были сразу после принятия новой стратегии развития — чем раньше, тем лучше, так как тормозились все процессы в разработке. Мы поставили перед собой срок — один месяц.

Поиск начали сразу по всем фронтам — стандартные hh.ru, маргинальный LinkedIn, рекомендации и имеющиеся резюме от предыдущих поисков. Из более чем 100 откликов до интервью дошли десять специалистов, поиск закончили в срок — первую вакансию закрыли за 26 дней, вторую — за 27, и последний человек вышел через 30 дней после открытия позиции.

В ходе собеседований выяснилось, что найти специалиста с нужными компетенциями очень сложно. Направление продакт-менеджмента появилось относительно недавно, поэтому на рынке ещё не сформировалось чёткое понимание этой роли.

Сервис заказа поездок «Везёт»

В чём особенности нашего сервиса для продакта

  • Наш рынок — это маркетплейс, поэтому мы должны рассуждать несколькими категориями пользователей: пассажиры, водители и корпоративные клиенты.
  • Мы в процессе перехода от сервисной компании к ИТ-компании.
  • Наши продакт-менеджеры не заточены под какую-то свою часть рынка, все они имеют пересечения между собой, роль продакт-менеджера пересекается с ролью проджект-менеджера.
  • Работа у нас предполагает постоянное тестирование различных гипотез, опираясь на имеющиеся результаты внедрений.
  • У каждого продакт-менеджера в команде есть все необходимые специалисты, чтобы не ждать очереди, например, на бэкенд или фронтенд.
  • Команда разработки располагается в трёх городах — в Москве, Краснодаре и Уфе. Нужно быть готовым к постоянной синхронизации и периодическим командировкам.

Критерии поиска

Мы искали специалистов, которые не боятся ничего делать руками и у которых был опыт:

  • Создавать воронки в разных системах аналитики и понимать ключевые метрики.
  • Использовать интервью в регулярной работе (как минимум пять-десять раз в месяц).
  • Проводить исследования рынка и пользователей.

Лейтмотив нашего поиска: продакт — это не про правильные ответы на вопросы, а про используемые им инструменты.

Как оценить кандидата

Я при собеседовании использовал скрипт из восьми пунктов, каждый из которых отражает последовательность запуска продукта и позволяет выявить все сильные и слабые стороны продакт-менеджера:

1. Методологии продуктовой работы — как организовать процесс работы от гипотезы до развития (CustDev, Data Driven) и в каких случаях стоит использовать тот или иной подход .

Это обзорный вопрос, чтобы понять, откуда продакт получает информацию и как он выстраивает свою работу. На собеседовании мы разбираем один из успешных кейсов кандидата и выясняем, откуда черпались гипотезы. По метрикам не всегда можно понять изменения на рынке и потребности пользователей, для этого нужно регулярно ходить и узнавать «у кого что болит».

Если у кандидата есть незначительный перекос, например, он периодически использует CustDev, но в основном ориентируется на метрики или, наоборот, он в основном разговаривает с пользователями, но умеет строить воронки, ставить ключевые метрики и замерять их — тогда мы рассматриваем кандидата дальше.

Если же этот перекос очень сильный, то есть продакт только разговаривает с пользователем или только смотрит на метрики, — для нас такой кандидат не подходит.

2. Фазы рынка и фазы продукта.

Чаще всего продукт пребывает в ситуации конкурентного окружения, где нужно постоянно мониторить основных игроков и отслеживать, в какой стадии находится рынок (растущий, стабильный, стагнирующий и так далее).

К нам приходили специалисты из других сфер, поэтому здесь мы смотрели, как кандидаты анализировали положение своего продукта на рынке и какие конкурентные стратегии выбирали. Это очень важный вопрос, который выявляет ключевые навыки продакта для нашей компании.

3. Инструменты и методологии выявления и структурирования потребностей (JTBD, фичреквесты, персоны, CustDev, фокус-группы). Способ наполнения бэклога.

Если первый вопрос был обзорный, то здесь мы глубже интересуемся про технологии и инструменты, используемые в работе (как гипотезы появляются в бэклоге), а также понимание их плюсов и минусов. Я спрашиваю у кандидата об опыте использования методологий: как часто проводит и какие выводы продакт делает из данных.

Продакт-менеджер — это профессия, а не тайные знания или успех в предыдущих проектах: структурированность и методологии помогают держать метрики запуска на ожидаемом уровне и снижать риски неудачных запусков.

4. Количественные и качественные исследования (различия, применение, репрезентативность, выборки).

У нас массовый сервис с различными сегментами, и продакт физически не может поговорить со всеми пользователями, поэтому нам важно, чтобы он сталкивался с этим в работе и понимал различия между количественными и качественными исследованиями.

Мы проводим количественные исследования рынка (usage&attitude), и здесь важно, чтобы продакт был созаказчиком данных исследований и мог самостоятельно формировать запрос, если ему нужна информация от «непользователей».

5. Проведение интервью: на что стоит обратить внимание (репрезентативность, глубинное интервью, постановка вопроса).

Здесь я спрашиваю у кандидата про особенности проведения интервью:

  • Неизменяемость скрипта.
  • Влияние последовательности вопросов на полученные ответы.
  • Правила формулирования вопросов.
  • Подбор респондентов.

Продакт не должен бояться ходить и разговаривать с пользователями: он должен понимать пользу от этого процесса, а также разбираться в нюансах, чтобы в некоторых случаях получать более достоверные данные.

6. Метрики и оценка результатов деятельности продукта или фичи (запуск, A/B-тестирование, приёмочные метрики, статистическая значимость, размер выборки). NorthStar, ROI, CAC, Churn, LTV, retention etc. Инструменты веб-аналитики, цели, воронки.

Измеримость результатов — это один из самых важных показателей работы команды и продукта для продакта: каким образом его результаты и результаты команды приносят пользу для бизнеса. Наш продукт находится, с одной стороны, в стадии удержания рынка, а с другой, в стадии развития мобильного приложения, а также непрерывной работы с водителем.

Мы не можем выкатывать все изменения сразу, потому что у нас очень большая аудитория, и мы не можем рисковать. Итерационные запуски идут последовательно, и несколько улучшений мультиплицируют друг друга.

Я спрашиваю у продакта об опыте построения ключевых метрик:

  • Продуктовые метрики, метрики роста и бизнес-метрики. Как они взаимосвязаны.
  • Какие продуктовые метрики использовались в работе.
  • Как проверить, что функциональность повлияла на ключевую метрику продукта.
  • В каких случаях невозможно проводить эксперименты.
  • Как проходят A/B-тесты в мобильном приложении и веб-версии.
  • Как рассчитать размер выборки.

7. Взаимодействие с командой: разработка, дизайн, аналитика, маркетинг. Скорость работы команды, гибкие методологии, требования.

В нашей команде продакт-менеджеры частично совмещают свою роль с проджект-менеджером: они находятся внутри команды и близко с ней взаимодействуют. Мы ждём от продакта понимания того, как работает Scrum-команда: какие процессы и процедуры нужны и как взаимодействовать между собой.

8. Дизайн и проектирование решения (Double Diamond, 4D, NABC, Lean, Design Thinking и так далее). Прототипирование. Инструменты для прототипов.

Чтобы выстроить правильный продуктовый процесс — необходимо снизить затраты на разработку. В разработку не должна уйти фича, которая никому не нужна. Поэтому я спрашиваю, был ли у кандидата опыт построения MVP, понимает ли он разницу между MVP и просто хорошим продуктом, что такое метрики качества решения.

Восемь пунктов данного скрипта — это восемь обширных тем, и нам есть что рассказать по каждой из них. Делитесь в комментариях своим мнением о нашем подходе к позиции продакт-менеджера, а также рассказывайте, как проходят собеседования у вас.

Что потом:

Рекрутеры получили около ста откликов на вакансию, до директора по продукту довели десять кандидатов на позицию продакт-менеджера. В итоге нам удалось взять в команду, возможно, самых талантливых специалистов на рынке.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Victor

Очень много хотят от такой позиции: сделай анализ конкурентов, придумай креативную новую идею, нарисуй интерактивный прототип, собери фокус группы, проведи тестирование, напиши sql скрипт к БД для выборки результатов, потом python код, сделай анализ, построй диаграммы и воронки, сделай презентацию - докажи владельцу бизнеса креативность, составь дорожную карту внедрения, накидай задач команде, проследи за процессом и в идеале сам напиши код и сделай дизайн, протестируй, получи фидбэк, опять выборка данных, анализ...  параллельно маркетинг (реклама, smm, web аналитика), поиск инвесторов, следи за прибылью... Человек оркестр... При этом владелец бизнеса говорит, что нужно развивать совсем другое и как можно быстрее... А ты условный владелец продукта... 

Ответить
Развернуть ветку
Samir Akhmedov

А что по зарплате в среднем? А то у меня особо знакомых по продуктам нет, все по агентствам. Сам работаю проджектом в диджитал продакшне, интересно, что в параллельной вселенной. Звучит просто адово. Оно везде так с продуктом? :) А то у вас такое ощущение, что команды не хватало, судя по написанному...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Korovin
Ответить
Развернуть ветку
Petr Holkin

На самом деле далеко не всегда. Ты описал идеального продакта, причем даже не одного , а  целую продуктовую команду. Зачастую от продактов требуется просто реализовывать хотелки стейкхолдер и общаться с командой разработки

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Тренинг по вирусному маркетингу мы провели, да заработали на том несколько сот тысяч рублей. Провели успешно, научили партизанскому маркетингу да взрывным продажам людей сорок-пятьдесят. Сделал страницу на Фейсбуке для тренинга, количество поклонников растет, душа радуется. ... Для кого тут вкалываю, макбук раскаленный на колени поставить нельзя порой? Так что ли? Я вас насквозь вижу. Вы кроме как на встречи к клиентам ходить да водку с ними из горла на брудершафт пить то не умеете [ничего]

Ответить
Развернуть ветку
Евпатий Фердыщенко

Итог: чтобы обаять рекрутёра используйте следующие слова - аджаил, скрум, лин, джобс ту би дан, джоб сторис, хуман центеред дизайн, кастедев, гипотезы, бэклог, репрезентативность, киллер фичи, матрица эйзенхауэра, диаграмма исикавы, черн рейт, мау, дау...

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

У меня аж смартфон нагрелся от такого количества слов силы в одном комменте..

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Gripak

Кидаться модными словечками - вообще проблема индустрии. У маркетинга эта проблема еще больше. Понимание сути вещей подменяется знанием баззвордов.

Как там вовлеченность в коммуникации с брендом через outbound маркетинговый контент? Надеюсь, что развиваете ее через growth-hacking???

Ответить
Развернуть ветку
Ilya ZLodei

А также не забываем про такие броские фразы на собеседовании как: мамой клянусь, бля буду и век воли не видать

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Nazaruk

По этому сценарию надо заслать Пашу техника на собесед )))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Henry Pro

Это сервис такси, который Яндекс купил? Или не купил, там какая-то мутная история с фас была вроде.

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

А что у него спрашивать?

Ответить
Развернуть ветку
ValKo

Почему ?

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Liaukouski

Чтобы тебе на собесе задали вопросы, которые ты хочешь услышать - сделай статью и подай это в нужной форме :)

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

Призываю Ivano Digital!!! Ваня, разложи тут по полочкам статью, плиз.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Stoyanov

Кажется, что тут многие недооценивают значимость этой профессии. Сам работаю продактом, работа топовая. Это как быть предпринимателем, но внутри компании

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Targarien

В этом и парадокс ремесла продакта. Зачем быть предпринимателем внутри компании, если можно быть предпринимателем для себя? 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vlad9ka

Как только учиться на продакта?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nikolay Vavilov

ага, как быть предпринимателем, но вот тратить чужие деньги и зарабатывать, в случае успеха так же не себе)

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Продакты не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Запускал продукт с инвестором, я изначально был тем, кто придумал идею и написал ТЗ на старте. Продукт разрабатывал его человек, назовем его условно "руководитель проекта", он же управлял денежными потоками и расставлял приоритеты куда и что. В процессе разработки я видел, что мы делаем неправильно, но мои предложения все больше пропускали мимо ушей. Я превращался в свадебного генерала. На мои протесты инвестор тоже не реагировал, ведь он доверяет своему человеку. Спустя 6 месяцев и 2 500 000 рублей проект так и не был готов и запущен. За моей спиной они согласовали выход из ситуации. Руководитель проекта "отрабатывает" эти 2 500 000 рублей из своей зарплаты, администрируя другой его проект, при этом получает в свои руки мой (как я думал) проект. 
Спустя пол года я, будучи в бедственном положении, купил старенький Latitude и имея в кармане 20 000 рублей, занялся самостоятельным запуском своего проекта. На старте я не знал даже, что такое хостинг, тем не менее в первый сезон я вышел +400 000 рублей, и смог заказать нормальный сайт, а так же разработать mvp, который окупился за 2.5 месяца. Второй сезон я закончил + 1 100 000 рублей. Проект мало того, что развивается за собственные, так он еще и кормит меня и мою семью. 

В чем суть то. Был бы у них нормальный Product manager или хотя бы прислушивались бы они ко мне, сейчас все было бы по другому.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Анастасия Неверова

Сама думаю над тем, чтобы развиваться в сторону продакт-менеджмента, но пока не видела достойных примеров, где продакты действительно приносили пользу. Может быть из-за того, что изначально вся эта методология направлена на улучшение продукта, а по факту у нас пытаются на этом просто денег больше заработать?

Ответить
Развернуть ветку
Николай

"Продакт" это не более чем модное словечко конца 10-х. Типа как "программист" для обозначения любого, кто имел хоть какое-то отношение к компьютерам в 90-х. Все хотят себе продактов но никто не понимает толком, что такое продакт и в чём заключаются его обязанности. На самом деле, продакт-менеджер это редкое сочетание дизайнера и аналитика с хорошо подвешенным языком, причём речь идёт не столько и не сколько о графическом дизайне, а о дизайне процессов и о дизайне паттернов взаимодействия с продуктом. Хороший продакт умеет, исходя из разного уровня требований к продукту, сформировать дизайн взаимодействия с продуктом, оценить эффективность дизайна в деньгах (этот дизайн сэкономит столько-то миллионов рублей фирме и столько-то тысяч рублей пользователю за такой-то период), а также реализовать его вместе со своей командой. Хороших продактов на рынке СНГ мизерное количество. Если говорить об обычных продактах, о тех, кто пачками идут на соответствующие вакансии, то это не более чем менеджеры. И такие продакты не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Targarien

Пользу приносят, если мы говорим о бизнес результате, не какие-то отдельные люди, а система менеджмента, продуктов Ая ценность и бизнес модель. Задача фаундера - грамотно использовать всех нанимаемых людей, а не ждать пока они сами себя грамотно используют :) 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да, по факту хороший продакт может заменить сотню программистов, поэтому и з/п у него должна быть соответствующая. а также не менее 50% компании ибо посе его ухода компания так и так развалится!!! но к сожалению никто этого не понимает

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leha Shum

Зачем вам мыкаться за 200-300 к если лучше получать в в десятки раз больше?)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Егор Рублев

Продактов все больше, крупные компании набирают сотрудников по идеальной схеме, а сервисы не становятся полезней, может на короткой перспективе прибыльней, но потом "мачало начинаем все с начала".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Eugene Targarien

В целом, все верно, но мы при найме продактов не так сильно глубоко закапывались в метрики и методологии. Прежде всего проверяли умение находить выходы из определенных ситуаций и решение управленческих реальных кейсов. Про перечисленные вещи тоже спрашиваем, но не так глубоко 

Ответить
Развернуть ветку
Petr Holkin

Согласен, по какой-то причине в "везет" слишком много внимания уделяется фреймоворкам типа jtbd, эффективность которых, кстати, не то чтобы прям не вызывает сомнений. 
Было бы интересно посмотреть пример кейса, о котором ты написал

Ответить
Развернуть ветку
ValKo

интересно , но половину слов я не понял .
По-моему продакт например в оффлайне это костыль и все
Возможно ли стать из оффлайн прода 
 диджитал продом?
и где они все набирались опыта или учились этому ? 

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Либо вы умеете оценивать продактов, либо не знаете кто это и он вам не нужен

Хорошая должность кстати

Ответить
Развернуть ветку
НечеловеческаяЛогика
 мы изменили нашу платформу чуть менее чем полностью

я конечно понимаю что сейчас в топах ИТ одни МБА и профи, но научиться бы им говорить нормально "достаточно много", а не "чуть менее чем полностью"

После увы даж читать не стал, ибо там точняк будут деферамды про касдев, четкие планы, знание пользователя и вот это всё

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Благодарю, хорошая статья и прекрасный подход. От себя добавлю, что сейчас очень большая путаница с тем что называть Product Manager. И соответственно с требованиями к ним. История с воронкой, AAARR, J2BD это всё-таки больше про B2C. У B2B несколько иные требования и приоритеты.

Там, например, очень важно уметь быть аккаунт менеджером для VIP клиентов, мастерски управлять Road Map учитывая их интересы, чего в B2C продакт менеджменте нет, зато воронка там вторична - особенно если клиенты - Enterprise (там каждый клиент - своя когорта). Хотя полно и общих мест - тот же Cust Dev...

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Спрашивать на собесе надо то, что ожидается от человека на конкретном месте. На каждом конкретном месте это всегда своё, индивидуальное. Зависит от продукта, собственника, рынка, стейкхолдеров и т.п. Чужие скрипты, клише, подходы - бесполезны и даже вредны.

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Levkovsky

,

Ответить
Развернуть ветку
Захар Нурмухаметов

Что только не придумают, чтобы как-то создать должность и место где человек может доказывать что он нужен обществу. Это капитализм, безпощадный к людям и к планете.

Выход - разобраться в принципах человечной экономики. Отделить деградационно-паразитарные потребности (ДПП)  и демографически-обусловленные (ДОП).

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Конопля

А почему для вас перекос в получении информации (кастдев против датадривен) является проблемой? В целом по подходу вы ищете специалиста знакомого со всем, но качество этого очень под большим вопросом. Из лекции Замесина: "Всех крутых продактов которых я знаю можно разделить на две группы: очень хорошо делают кастдев и опираются на его результаты, или очень хорошо читают данные и делают правильные решения". Вам все таки нужно знать, что человек и чтец и жнец, или его итоговый результат на показатели продукта?
По поводу объема знаний для позиции все круто.
Очень хочется узнать как обстоят дела с вопросом ROI для продакта. С моей точки зрения каждый продакт не внутреннего продукта обязан его считать, но редко таких встречаю в жизни. Вы спрашиваете продактов на интервью и сами считаете ROI каждый фичи до внедрения?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

ROI для продакта можно спрашивать там, где продакт является полноценным "владельцем продукта", то есть может решать вопрос даже поперёк мнения собственников и других стейкхолдеров. У нас обычно продакт это чувачок, который собирает указивки от стейкхолдеров и доносит их до разрабов. Ну и огребает за чужие ошибки - это само собой.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Roman Zharenkov

Правильно не продакт, а продукт

Ответить
Развернуть ветку
Artey Zhukov

Тут ведь как.. 
Компания жаждет ОВЕРкрутого спеца всегда, везде, и чтобы был магистр всех наук и квалификация и личность и дисциплина.
Сегодня в мире компания либо растит спеца от начала либо компания закрывается.
Эйчары создают среду и атмосферу для развития коллектива. Потенциал компании - это потенциал людей, которые работают в компании. 
Что важно? Создавать культуру профессионального роста сотрудников.
В моей жизни (менеджер в сфере рисования, картинки, персонажи, дизайн, вектор) в 5 из 10 компаний на Синеора сгружают рутину и он валит с работы в состоянии выгорания. 
Поработав 3 года как личный психолог+менеджер, стало очевидно, что люди идут не за баблом, а за ростом, за развитием, за ощущением вдохновения от будущего. Люди хотят быть нужными. Хотят раскрывать свой потенциал.
Накладывается состояние дикого российского капитализма. 
Человека выжимают до состояния утраты смысла деятельности, до жуткой депрессии.
Пришлось разрабатывать методологии и корпоративную культуру. Иначе кранты.

Ответить
Развернуть ветку
Фахреддин Мирзоев

"структурированность и методологии помогают держать метрики запуска на ожидаемом уровне и снижать риски неудачных запусков." good story :D 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

А\B тестирование у них, my ass...

Последний раз когда ездил несколько лет назад водила просто 100 рублей к заказу накинул. Хорошо, что при посадке уточнили. Вышли сразу же. Водятлу было плевать.

Потом после этого всякие другие говнотакси начали звонить и спамить смсками.

Хорошо, что прошло уже то время, когда на рынке было полтора землекопа.

С другой стороны мы уже дошли даже до того, что и Яндекс такси успело превратиться в трешак.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov

Интересно еще, какие тестовые задания для проверки компетенций дают. Тестовое задание - один из этапов рекрутинга, в котором на конкретной задаче кандидат показывает свой опыт, навыки и способности. Каждая отрасль продукта - свой подход в формировании тестового задания. Мы как-то раз с коллегой (е-коммерс и B2B SaaS - решениях) обменялись подходами по теме. Подходы можно посмотреть по ссылке - https://clck.ru/LXfTQ
Задания будут там обновляться и дополняться. 
Проект по описанию тестовых заданий запущен авторами telegram-каналов https://t.me/FreshProductGo и https://t.me/product_advices

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда