Что спрашивать на собеседовании у продакт-менеджера

Я Анатолий Кульбацкий — директор по продукту в сервисе «Везёт». За последний год мы изменили нашу платформу чуть менее чем полностью, трансформировали отдел разработки и наняли троих классных продактов.

Делюсь своим авторским скриптом собеседования на эту позицию. Он будет полезным для компаний, которым нужны люди, понимающие, как донести потребности бизнеса до программистов.

Как мы искали продактов?

В 2017 году в результате объединения двух крупнейших агрегаторов такси на рынке появилась ГК «Везёт» с охватом в 120 городов. В этом году мы закончили ребрендинг: схлопывание всех наших брендов в один и перевод пользователей на новое приложение.

Из-за большого количества задач и кадровых изменений при реструктуризации команды мы искали трёх продакт-менеджеров в максимально короткий срок.

Люди нужны были сразу после принятия новой стратегии развития — чем раньше, тем лучше, так как тормозились все процессы в разработке. Мы поставили перед собой срок — один месяц.

Поиск начали сразу по всем фронтам — стандартные hh.ru, маргинальный LinkedIn, рекомендации и имеющиеся резюме от предыдущих поисков. Из более чем 100 откликов до интервью дошли десять специалистов, поиск закончили в срок — первую вакансию закрыли за 26 дней, вторую — за 27, и последний человек вышел через 30 дней после открытия позиции.

В ходе собеседований выяснилось, что найти специалиста с нужными компетенциями очень сложно. Направление продакт-менеджмента появилось относительно недавно, поэтому на рынке ещё не сформировалось чёткое понимание этой роли.

Сервис заказа поездок «Везёт»

В чём особенности нашего сервиса для продакта

  • Наш рынок — это маркетплейс, поэтому мы должны рассуждать несколькими категориями пользователей: пассажиры, водители и корпоративные клиенты.
  • Мы в процессе перехода от сервисной компании к ИТ-компании.
  • Наши продакт-менеджеры не заточены под какую-то свою часть рынка, все они имеют пересечения между собой, роль продакт-менеджера пересекается с ролью проджект-менеджера.
  • Работа у нас предполагает постоянное тестирование различных гипотез, опираясь на имеющиеся результаты внедрений.
  • У каждого продакт-менеджера в команде есть все необходимые специалисты, чтобы не ждать очереди, например, на бэкенд или фронтенд.
  • Команда разработки располагается в трёх городах — в Москве, Краснодаре и Уфе. Нужно быть готовым к постоянной синхронизации и периодическим командировкам.

Критерии поиска

Мы искали специалистов, которые не боятся ничего делать руками и у которых был опыт:

  • Создавать воронки в разных системах аналитики и понимать ключевые метрики.
  • Использовать интервью в регулярной работе (как минимум пять-десять раз в месяц).
  • Проводить исследования рынка и пользователей.

Лейтмотив нашего поиска: продакт — это не про правильные ответы на вопросы, а про используемые им инструменты.

Как оценить кандидата

Я при собеседовании использовал скрипт из восьми пунктов, каждый из которых отражает последовательность запуска продукта и позволяет выявить все сильные и слабые стороны продакт-менеджера:

1. Методологии продуктовой работы — как организовать процесс работы от гипотезы до развития (CustDev, Data Driven) и в каких случаях стоит использовать тот или иной подход .

Это обзорный вопрос, чтобы понять, откуда продакт получает информацию и как он выстраивает свою работу. На собеседовании мы разбираем один из успешных кейсов кандидата и выясняем, откуда черпались гипотезы. По метрикам не всегда можно понять изменения на рынке и потребности пользователей, для этого нужно регулярно ходить и узнавать «у кого что болит».

Если у кандидата есть незначительный перекос, например, он периодически использует CustDev, но в основном ориентируется на метрики или, наоборот, он в основном разговаривает с пользователями, но умеет строить воронки, ставить ключевые метрики и замерять их — тогда мы рассматриваем кандидата дальше.

Если же этот перекос очень сильный, то есть продакт только разговаривает с пользователем или только смотрит на метрики, — для нас такой кандидат не подходит.

2. Фазы рынка и фазы продукта.

Чаще всего продукт пребывает в ситуации конкурентного окружения, где нужно постоянно мониторить основных игроков и отслеживать, в какой стадии находится рынок (растущий, стабильный, стагнирующий и так далее).

К нам приходили специалисты из других сфер, поэтому здесь мы смотрели, как кандидаты анализировали положение своего продукта на рынке и какие конкурентные стратегии выбирали. Это очень важный вопрос, который выявляет ключевые навыки продакта для нашей компании.

3. Инструменты и методологии выявления и структурирования потребностей (JTBD, фичреквесты, персоны, CustDev, фокус-группы). Способ наполнения бэклога.

Если первый вопрос был обзорный, то здесь мы глубже интересуемся про технологии и инструменты, используемые в работе (как гипотезы появляются в бэклоге), а также понимание их плюсов и минусов. Я спрашиваю у кандидата об опыте использования методологий: как часто проводит и какие выводы продакт делает из данных.

Продакт-менеджер — это профессия, а не тайные знания или успех в предыдущих проектах: структурированность и методологии помогают держать метрики запуска на ожидаемом уровне и снижать риски неудачных запусков.

4. Количественные и качественные исследования (различия, применение, репрезентативность, выборки).

У нас массовый сервис с различными сегментами, и продакт физически не может поговорить со всеми пользователями, поэтому нам важно, чтобы он сталкивался с этим в работе и понимал различия между количественными и качественными исследованиями.

Мы проводим количественные исследования рынка (usage&attitude), и здесь важно, чтобы продакт был созаказчиком данных исследований и мог самостоятельно формировать запрос, если ему нужна информация от «непользователей».

5. Проведение интервью: на что стоит обратить внимание (репрезентативность, глубинное интервью, постановка вопроса).

Здесь я спрашиваю у кандидата про особенности проведения интервью:

  • Неизменяемость скрипта.
  • Влияние последовательности вопросов на полученные ответы.
  • Правила формулирования вопросов.
  • Подбор респондентов.

Продакт не должен бояться ходить и разговаривать с пользователями: он должен понимать пользу от этого процесса, а также разбираться в нюансах, чтобы в некоторых случаях получать более достоверные данные.

6. Метрики и оценка результатов деятельности продукта или фичи (запуск, A/B-тестирование, приёмочные метрики, статистическая значимость, размер выборки). NorthStar, ROI, CAC, Churn, LTV, retention etc. Инструменты веб-аналитики, цели, воронки.

Измеримость результатов — это один из самых важных показателей работы команды и продукта для продакта: каким образом его результаты и результаты команды приносят пользу для бизнеса. Наш продукт находится, с одной стороны, в стадии удержания рынка, а с другой, в стадии развития мобильного приложения, а также непрерывной работы с водителем.

Мы не можем выкатывать все изменения сразу, потому что у нас очень большая аудитория, и мы не можем рисковать. Итерационные запуски идут последовательно, и несколько улучшений мультиплицируют друг друга.

Я спрашиваю у продакта об опыте построения ключевых метрик:

  • Продуктовые метрики, метрики роста и бизнес-метрики. Как они взаимосвязаны.
  • Какие продуктовые метрики использовались в работе.
  • Как проверить, что функциональность повлияла на ключевую метрику продукта.
  • В каких случаях невозможно проводить эксперименты.
  • Как проходят A/B-тесты в мобильном приложении и веб-версии.
  • Как рассчитать размер выборки.

7. Взаимодействие с командой: разработка, дизайн, аналитика, маркетинг. Скорость работы команды, гибкие методологии, требования.

В нашей команде продакт-менеджеры частично совмещают свою роль с проджект-менеджером: они находятся внутри команды и близко с ней взаимодействуют. Мы ждём от продакта понимания того, как работает Scrum-команда: какие процессы и процедуры нужны и как взаимодействовать между собой.

8. Дизайн и проектирование решения (Double Diamond, 4D, NABC, Lean, Design Thinking и так далее). Прототипирование. Инструменты для прототипов.

Чтобы выстроить правильный продуктовый процесс — необходимо снизить затраты на разработку. В разработку не должна уйти фича, которая никому не нужна. Поэтому я спрашиваю, был ли у кандидата опыт построения MVP, понимает ли он разницу между MVP и просто хорошим продуктом, что такое метрики качества решения.

Восемь пунктов данного скрипта — это восемь обширных тем, и нам есть что рассказать по каждой из них. Делитесь в комментариях своим мнением о нашем подходе к позиции продакт-менеджера, а также рассказывайте, как проходят собеседования у вас.

Что потом:

Рекрутеры получили около ста откликов на вакансию, до директора по продукту довели десять кандидатов на позицию продакт-менеджера. В итоге нам удалось взять в команду, возможно, самых талантливых специалистов на рынке.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Pavel Stoyanov

Кажется, что тут многие недооценивают значимость этой профессии. Сам работаю продактом, работа топовая. Это как быть предпринимателем, но внутри компании

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Targarien

В этом и парадокс ремесла продакта. Зачем быть предпринимателем внутри компании, если можно быть предпринимателем для себя? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Отсутствие ресурсов на старте? Возможность учиться и реализовывать свои идеи. В будущем хороший ПМ имея компетенции и фин. базу сможет запустить и свой "бетонный заводик" =)

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Balaka

И крузак купить

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда