{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«И кстати: начальников теперь нет»

Семь важных принципов, которым мы учим новичков.

Когда новый сотрудник выходит к нам на работу, он первое время офигевает, чувствуя себя героем фильма «50 оттенков бирюзового».

Никто не указывает ему, что делать, никто на него не рычит, к любому можно обратиться за помощью, на SCRUM-встречах его мнением интересуются с первого дня, ведь у него преимущество свежего взгляда.

Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Так оно и есть: для большинства людей это реально большой стресс. Что-то вроде того, как после жизни с опекающими родителями переехать в другой город и начать жить самому. Обнаруживается, что продукты не сами появляются в холодильнике, что квитанции надо оплачивать и деньги на карманные расходы теперь никто не даёт.

Новичок может начать ждать заданий, не проявлять инициативу, стесняться задавать вопросы и делать кучу других непродуктивных вещей. Столь желанная «свобода действий» и «возможность принимать решения» на практике для многих выглядит как хаос, а главным запросом становится: вы скажите мне, что конкретно делать — я сделаю!

За несколько лет мы уяснили для себя, какие принципы работы нужно с первого дня последовательно объяснять и прививать новичкам.

Одни ребята в силу склада личности уже на старте воспринимают их естественно. Другие раньше работали в «классических» организациях с жёсткой вертикальной иерархией, где начальник всегда прав, а бухгалтерия всегда пьёт чай. В этом случае им предстоит сделать много открытий.

Вот самые важные вещи, которым мы учим новых ребят, чтобы они могли комфортно взаимодействовать с командой и эффективно работать.

Лезть в чужие дела

В «классических» компаниях новичок в первый же рабочий день сталкивается со сценой из сказки «Кошкин дом»: это стул, на нём сидят, это стол, за ним едят.

Вот твоё рабочее место, вот твой отдел, вот твой начальник, а чем там занимаются в соседнем отделе — неважно, они своё дело знают. Как следствие, человек сразу изолирован и не имеет возможности разобраться, что здесь вообще происходит.

Неудивительно, что многие люди в своих резюме выделяют в должностных обязанностях отдельный пункт «взаимодействие со смежными отделами». Хотя для нас это выглядит так же странно, как писать в том же блоке «подъём на лифте до офиса».

Мы, напротив, с первого рабочего дня открываем доступ ко всему, вплоть до финансовых показателей. Новичок сразу подписывается на основные каналы в Slack, оказывается на важных сессиях планирования, приходит на собрания других отделов.

В результате каждый новый игрок в курсе всех проектов: пусть укрупнённо, но видит, что мы делаем. Это даёт возможность взаимно интегрировать разные проекты, подключать экспертизу ребят.

Например, новый сотрудник корпоративного направления сходил на собрание отдела разработки и внезапно выяснил, что для оформления коммерческих предложений есть крутой шаблон и куча готовых материалов, которые помогут ему на переговорах.

Самостоятельно управлять своими делами

Начальников в традиционном смысле у нас нет: никто не будет ходить за новичком и говорить ему, что делать. Как следствие, каждый сотрудник — сам себе начальник.

На SCRUM-встречах мы обозначаем определённый пул проблем, которые нам предстоит решить, формулируем задачи и распределяем их. А дальше уже нет парня, который будет напоминать, что и в каком порядке нужно сделать.

Если в ходе работы возникают вопросы, меняется ситуация или появляются новые возможности — команда всегда примет участие и поможет, но только при одном важном условии: сотрудник сам контролирует происходящее и вовремя даёт знать, если что-то пошло не так.

Взаимодействовать в одно касание

Если я пересылаю event-менеджеру предложение по какому-то мероприятию, автоматически подразумевается, что я могу выбросить это из головы.

Мне не нужно рядиться с ним, вспоминать об этом предложении и спрашивать, участвуем мы или нет. Я просто узнаю о статусе этой задачи на собрании или в еженедельном дайджесте: «Участвуем в такой-то выставке, надо столько-то денег, вот задачи для дизайнеров» или «Оценили потенциал выставки "Тамада-Экспо", в прошлом году был тухляк, не участвуем».

И это правило действует не только в общепринятой схеме «начальник и подчинённый», а у всех ребят между собой, вне зависимости от должности.

Чтобы такой подход работал, высокое качество должно быть не только при приёме, но и при постановке задачи. Очевидно, что написать человеку: «Тут, короче, нам кто-то пишет и что-то хочет, вот шесть страниц мелкого текста, срочно разберись» — это моветон, мы так не делаем.

Классический диалог вроде: «А ты сделал?» — «Ой, забыл» — для нас означает, что новичку нужно не «почаще напоминать», а помогать выстраивать систему управления входящими запросами и делами.

Использовать открытую коммуникацию

Мы пользуемся мессенджером Slack: там есть личные сообщения и каналы. Личные сообщения видят только два человека, а сообщения в каналах — все желающие. У всех новичков есть склонность решать вопросы именно в личных сообщениях.

Мотивы элементарные: «А вдруг мой вопрос будет звучать глупо? Чего я буду высовываться лишний раз?» Поскольку мы работаем в гибкой проектной системе, эта особенность становится проблемой.

Простой пример. Когда у вас проблемы с цветопередачей на мониторе и вы пишете об этом в личные сообщения сисадмину, а не в канал #genegal_sys_admin, это плохо. Потому что, когда вы напишете в канал, может возникнуть куча побочных эффектов, каждый из которых будет полезен:

  • Может выясниться, что у кого-то ещё проблемы с цветопередачей, но он по каким-то своим внутренним причинам молчал.
  • Может выясниться, что эта проблема уже под контролем и запланирована покупка новых мониторов. Соответственно, настройка старого оборудования теряет всякий смысл.
  • Может выясниться, что мониторами можно поменяться с кем-то, для кого точная цветопередача вообще не критична.

Естественно, в организации из 500 человек эта практика абсолютно бессмысленна, но в небольшой команде появляется куча возможностей, которые исключены при переписке в личных сообщениях.

Кроме того, открытое общение ускоряет и упрощает обучение. Петя столкнулся с проблемой и задал в канале вопрос. Ему ответили, а Паша прочитал всё это и взял на заметку: теперь он знает, как быть в подобной ситуации.

А уж если речь идёт о работе с клиентами, производственных моментах и других ключевых историях, значимость открытого обсуждения для координации и взаимообучения растёт многократно. Иной раз невозможно предположить, на что или кого может повлиять твой вопрос.

Работать с документами и файлами только в онлайне

Есть такая примета: вышел на работу новенький — жди от него файл вроде «КП_на_проверку_копия_2_новый.docx». Зная это, мы уже в первые дни рассказываем, почему мы пользуемся онлайн-документами и не храним ничего на жёстком диске.

Если совсем коротко: хранить файлы и работать с документами в офлайне — неудобно и опасно. У нас были случаи с пролитым на ноутбук кофе, а на YouTube полно видео, как из офисов массово крадут технику.

Поэтому всю информацию — только в облако. Кроме того, это помогает практически исключить из общения слово «скинь»: ничего скидывать не нужно, всё лежит на своём месте в открытом доступе.

С «Google Документами» тот же принцип: вся информация доступна, все версии документов сохраняются автоматически, нет необходимости плодить копии, да и доступ к ним есть откуда угодно. Простыл — остался дома и спокойно работаешь со своими документами, пересылать ничего не нужно.

Заботиться об офисном пространстве

Вообще мы руководствуемся правилом: «Если ты побывал в каком-то помещении, там должно стать уютнее и чище, а не наоборот». Грубо говоря, подход сугубо домашний, если мы говорим о доме, где люди друг о друге заботятся и не разбрасывают носки.

Уже в первых письмах нашей рассылки для новичков мы обозначаем эту позицию, пишем, как сделать так, чтобы всем было комфортно: где что можно взять и куда это потом убрать. А на шкафах висят напоминалки, помогающие найти нужную вещь.

Для всех ребят мы проводим экскурсию по офису, чтобы они знали, как пользоваться кофемашиной, как правильно положить посуду в посудомойку, как включить музыку на Chromecast и где взять батарейки для мышки, если они сели. На самом деле оказалось, что в этой экскурсии больше 20 пунктов!

Ценить комфорт окружающих

Способность человека быть чувствительным к потребностям команды становится понятна ещё на этапе подбора. Но есть случаи, когда отдельные нюансы нужно прояснять.

Мы работаем в опенспейсе, и, что бы там ни говорили, нам это даёт значительно больше преимуществ, чем неудобств. Однако такая среда требует заботы о концентрации команды. Эта забота достигается двумя простыми, но не всем сразу понятными правилами.

  • Не орать в офисе. Это правило работало бы и в кабинете на четыре человека, ведь если двое о чём-то оживлённо спорят, у других двоих нет шансов нормально сконцентрироваться на делах. В опенспейсе этот момент вообще становится критически важным: именно поэтому мы арендуем целых три переговорки (не считая кухни и холла БЦ), чтобы никто никому не мешал.
  • Не отвлекать, если не срочно. Если мы видим, что человек занят, а вопрос не горит, мы не подходим к нему, выдёргивая его из дел, а просто пишем в Slack или ставим встречу.

И ещё один важный момент, особенно актуальный осенью и зимой: мы не приходим на работу с соплями. Я видел много организаций, где сидеть в офисе с температурой и шмыгать носом считалось чуть ли не проявлением героизма. Как следствие, в течение недели количество «героев» там увеличивалось в геометрической прогрессии. Не говоря уже о том, что в такой ситуации страдает не только сотрудник, но и вся его семья.

Вообще я готовил письмо для нашего внутреннего email-курса адаптации, но в процессе решил убить двух зайцев и оно превратилось в статью. Поэтому некоторые вещи могут выглядеть самоочевидными, что, впрочем, не мешает им быть работающими.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Goddard Targarten

Сергей, а что вы делаете с теми, кто не принимает ваши принципы или сопротивляется? Обсуждает проблемы только в лс, стремится в любой ситуации не брать ответственность, "действовать по инструкции"?

И второй вопрос - есть ли у вас линейные руководители в отделах и если да, то на чём основана их позиция перед другими сотрудниками, чем они занимаются по мимо того, что, очевидно, имеют повышенный груз ответственности за отдел?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Спасибо за интересные вопросы!
1. Мы стараемся "на входе" предельно прозрачно показать, как у нас строится работа, объяснить все риски и сложности. Если человек говорит "да, я готов", но у нас есть существенные сомнения - вряд ли будем делать предложение о работе. Дальше - управляемая адаптация, важно как можно раньше понять, если что-то идёт не так. Иногда получается что-то скорректировать, иногда это может приводить к непрохождению испытательного срока. Вот тут подробнее об адаптации у нас.
2.  Есть лидеры функциональных блоков, они администрируют задачи для своих микрокоманд и обеспечивают верхнеуровневую синхронизацию. Для других сотрудников они, прежде всего, экспертные лидеры, которые, помимо груза ответственности, занимаются "встроенным" в повседневную работу обучением. 

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

И в штатке они тоже числятся как "лидеры функциональных блоков"?) Сами себя они не считают руководителями? Это не издевательский вопрос, мне правда интересно. 

Ответить
Развернуть ветку
Lyudmila Lesovaya

Когда я пришла работать в такую структуру, мне никто не разьяснил, что я "лидер функционального блока". На вопрос "кто и за что отвечает", получила отвтет "все и за всё", приняли меня главным бухгалтером, предприятие более 300 человек с оборотом з млрд. рублей, средний чек 10 тыс. рублей. Мой наставник лидер финансового блока предупредил, что одна главбух до меня не долго прожила, так как начала писать всем. Когда удобно правила одни, момент и правила другие. Это издевательство над сотрудниками бухгалтерии и программистами, которые действительно отвечают за свою работу, а над ними есть еще руководители, которые в структуре хаоса организовали свою структуру, любое движение против лидера функционального блока - выход на улицу. Работала в двух разных бизнесах, но именно с данной горизонтальной системой управления, в которых произошёл резкий активный рост, через год в следствии отсутствия регламентированной системы управления в первой из компаний произошёл резкий спад на 50%, негативные отзывы клиентов и т.д.  Данная система управления хаосом использовалась фашистами в концлагерях. Сотрудники вынуждены выстраивать свои правила, в творческих коллективах данная система порождает креативность - парадигма, исключительно неоднозначная ситуация. Управлять хаосом очень выгодно, в любое время режиссер дисквалифицирует "встроенного"(обратила внимание, что название точно соответствует действительности), "встроенный" работает без регламента - креативит, его действия нравится или нет, при этом обучаемые бывают не обучаемые, но дорогие руководителям, тогда ты плохой преподаватель, несмотря на стаж в вузе преподавателя, ты- равный. Следствие: отсутствие системы бухгалтерского учета, бардак в документообороте и автоматизированный бардак, так нет системы - нет автоматизации бизнес-процессов. Постоянная текучка кадров, четыре главбуха сменились за год. Эта система эффективна до подростковой стадии, после нужно привлекать HR-специалистов и квалифицированного управленца с доказанным опытом на крупных предприятиях.  Не будет времени у генерального директора отвечать на прямые вопросы 3 тыс. сотрудникам.  Системы Битрекс24 и Slack в работе понравились, описание в статье точно соответствует, отправила ссылку на статью своим коллегам, что бы использовали в работе с новыми сотрудниками. "Естественный хаос - это среда, в которой общение субъектов (общество - человек, человек-человек), не строится на превозношении, угнетении одного другим...Естественный хаос, как основа естественной жизни, может контролироваться только Богом, обладающим полнотой нравственных совершенств. "lawinrussia.ru. Спасибо за статью, точно и подробно описана структура, в малом предприятии она мне нравится, когда директор имеет время погружаться во все бизнес-процессы, вся команда креативит при горизонтальной системе управления.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда