{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов!». Зачем нужны нестандартные вопросы на собеседовании?

Самая частая ошибка руководителей, которые ищут себе людей в команду, - это задавать банальные HR-вопросы: «По какой причине вы ушли с прошлого места работы?», «Почему вы хотите работать именно у нас?», «Расскажите, что вы умеете делать!» и так далее. Такие вопросы неэффективны, так как к ним обычно готовятся заранее и выдают отрепетированные ответы. Лучший способ узнать всю правду о человеке – удивить его неожиданными и небанальными вопросами, которые невозможно предугадать. Директор отдела маркетинга технопарка в сфере высоких технологий «Физтехпарк» Ульяна Макшанова, которая за свою карьеру руководителя провела около тысячи собеседований, поделилась примерами таких вопросов и объяснила, что именно за ними стоит.

Подготовьтесь заранее

Чтобы человек мог свободно говорить о себе, важно с первых минут создать атмосферу доверия. Лучше проводить интервью с глазу на глаз, в отдельном кабинете или переговорной комнате. Предложите кандидату на работу чай или кофе. Идеально, если общение больше будет напоминать дружескую беседу, чем собеседование. Вначале расскажите о компании и конкретной вакансии. Можно использовать обороты со словом «мы» - «нам предстоит в следующем месяце сделать то-то и то-то», «перед нами стоят такие задачи…». Такой прием очень хорошо убирает психологическое напряжение: человек невольно начинает считать себя частью команды и как бы «примеряет» на себя конкретные рабочие обязанности.

Далее предложите кандидату рассказать о своем опыте работы – это даст возможность оценить то, насколько хорошо он говорит и презентует себя. Только после этого можно переходить к списку нестандартных вопросов. Обязательно предупредите человека, что на такие вопросы нет правильных и неправильных ответов. Их цель – лучше понять стремления и возможности кандидата.

«Расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день?» Очень частая ситуация на собеседовании, когда человек преувеличивает свои достижения на прошлом месте работы и приписывает себе результаты всей команды. Но когда вы просите его описать свой стандартный рабочий день, может выясниться много интересных подробностей. Например, что он львиную долю времени тратит на перекладывание бумажек, вместо того, чтобы совершать действия, которые приносят результат.

«Какая у вас суперсила?» Очень хороший вопрос для выявления самых сильных профессиональных качеств кандидата. Например, вы нанимаете на работу интернет-маркетолога, и он говорит, что очень круто умеет настраивать рекламу в соцсетях. Вы как руководитель сразу можете понять, применима ли эта суперсила в вашей компании, нужен ли вам именно этот навык на данном этапе развития бизнеса.

«Какими будут ваши первые 5 шагов на новом рабочем месте?» Для многих руководителей важно, чтобы сотрудники умели работать самостоятельно. Этот вопрос позволяет оценить способность кандидата к самостоятельной работе. Если он начинает твердо и уверенно описывать свои действия – поздравляем, вы нашли того, кто вам нужен. Если же человек начинает задавать множество дополнительных вопросов, или долго думать, то скорее всего он не сможет работать автономно и вам придется постоянно его направлять.

«Чему вы научились за прошедший месяц?» Как правило, при ответе на этот вопрос люди делятся на две категории. Первые с воодушевлением говорят о том, какие курсы они прошли, какие книги прочитали, могут рассказать реальные ситуации, которые заставили их что-то переосмыслить. Вторые – уходят от ответа, говорят общие фразы. Если ответ четкий, это сигнал того, что человек способен к самообучению и готов развиваться как профессионал.

«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов» Этот вопрос часто ставит людей в тупик на собеседовании. Но вам важно отследить их реакцию – как они в принципе реагируют на такие вопросы? Если вы улавливаете раздражение, нежелание отвечать – это повод задуматься. Если человек готов быстро переключиться, что-то придумать на ходу – это показатель хороших креативных навыков.

«Расскажите о будущем, которое вас вдохновляет?» и «Расскажите о том, что вас вдохновляет?» Эти два вопроса нужно обязательно задавать вместе, но с разницей – в 10-15 минут. Они очень похожи – и именно в этом главный секрет: вам необходимо понять, как человек реагирует на просьбы руководства, которые могут ему самому показаться лишенными смысла. Кто-то спокойно повторяет информацию, и это очень хорошо. Кто-то – может начать злиться: «Я же вам уже ответил!», и в этом случае не исключены проблемы в дальнейшем.

«Ошибка – это хорошо или плохо? Почему? Расскажите о ваших ошибках» Функция этого вопроса - увидеть, как человек относится к ошибочным действиям, насколько он не боится рисковать. Ошибки неизбежны в процессе работы, важно, чтобы человек умел делать на их основе нужные выводы.

«Напишите четверостишие о себе за 10 минут» Эту просьбу лучше оставлять на самый конец собеседования. Для многих людей рассказать о себе стихами, еще и за довольно ограниченный промежуток времени – это серьезный стресс. Пока он пишет, вы наблюдаете за его реакцией, и делаете для себя выводы – как этот человек поведет себя в стрессовой ситуации. Потому что в работе такие моменты есть всегда, и вам в вашей команде нужны люди, которые хорошо владеют собой и достаточно стрессоустойчивы, чтобы продолжить действовать эффективно даже в сложной ситуации.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Тоже стал так делать. когда уже понятно что контора говно и можно жечь мосты. (Может контора и не говно, но как говорится встречают по эйчару). Какими ещё вопросами вы их грузите, хочу взять на вооружение?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"куда пропал предыдущий работник по этой вакансии." - "Он уволился/Он увольняется/Она утонула". Максимум, что ответят.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Ну и вопросы, днище какое-то...
А по поводу проф.навыков и компетенций уже не принято спрашивать?

Ответить
Развернуть ветку
Phystech Park
Автор

Как раз таки именно в процессе ответа на такие вопросы хорошо раскрываются и навыки и компетенции. Намного лучше, чем если спросить про это "в лоб"

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Чушь. Вот после таких статей в головах руководителей каша и через пару лет целые направления в компаниях идут по бороде, потому что вместо профессионалов набрали "креативных" и "умеющих ответить на неожиданный вопрос".

Ответить
Развернуть ветку
Phystech Park
Автор

можете привести пример конкретной компании, которая пошла "по бороде", потому что набрала "креативных" сотрудников? с доказательствами, что это произошло именно из-за ошибок в подборе кадров. Будем благодарны, так как это расширит нашу картину мира) 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Могу. Только давайте начнем с того, что не будем искажать слова. Не "пример конкретной компании, которая пошла по бороде", а "целые направления в компаниях идут по бороде". Вся компания не идет почти никогда, до управления корневыми процессами такие люди не доходят. А вот направления работы в компании заваливаются на ура. С яркими примерами именно того, что вы пропагандируете сталкивался дважды за последние годы:

1) Вебмеханик. Набрали и подняли до руководителя контекста "креативных и вовлеченных". Направление запороли за полгода, потом вытягивали полтора.
2) Joybyjoy. Здесь вообще клиника, такой подход применил руководитель к найму разработчика. В итоге мобильную версию делали 10 месяцев и не сделали. Новый бэкенд делали больше полутора лет и не сделали.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Ещё одно подтверждение тому что в хрюши нельзя брать гуманитариев, особенно всяких психологов. Целый час бред несут про "кем вы видете себя через 5 лет" и "продайте ручку".

Набирают таких же гуманитариев ебанатов, а потом проекты загибаются, зато сцуко он может продать ручку.

Как я ненавижу этих сцук, хочется чайником их по морде ёбнуть на собеседовании.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов»: тик-так, тик-так...
Бред про суперсилу, как я вижу из рассказа в рассказ кочует, прямо тенденция какая-то.

Ответить
Развернуть ветку
Phystech Park
Автор

Бредом можно назвать то. чего не существует в действительности. Это реальный вопрос, который можно использовать на собеседовании и выявить при этом важные компетенции человека, понять, что он действительно умеет очень хорошо. 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Дык в реальности нет никаких "суперсил".  Все супер-проекты рутинно день за днём, месяц за месяцем делают обычные люди. В основном говнокодеры-середнячки.

Это, кстати, вопрос не о том, что он действительно делает хорошо, а о том, что он думает, что он действительно делает хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Phystech Park
Автор

Вы абсолютно правы насчет "думает, что он действительно делает хорошо". Все сказанное, безусловно, надо проверять и сопоставлять с реальным опытом. Но в любом случае для грамотного руководителя такой ответ дает много ценной информации - насколько адекватно человек умеет себя оценивать, насколько умеет выбирать главное, и презентовать свои навыки с точки зрения потребностей конкретной компании. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Somoff

Да, нам нужен супергерой, делающий x2 работы за x0.9 оклада предыдущего супергероя, который повесился от переработок.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

После таких вопросов я бы сразу сбежал. Какая такая суперсила, какие наручные часы? Это у психотерапевта можно отвечать на подобные вопросы, но не в компании которая покупает моё время.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Asr

Услышав такие идиотские вопросы, человек который себя уважает просто встанет и уйдёт. Останутся и будут искать ответы на такой маразм только те, кому терять нечего. Лично мне такие сотрудники не нужны, как и HR- псих который такие вопросы задает.

Ответить
Развернуть ветку
Hrenovaya rabota@menyazadolbala

А на табуретку нужно вставать, когда четверостишие будешь зачитывать? 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Новиков

И громко! И с выражением! А то Дедушка Мороз подарок не отдаст. Ну или на работу не возьмут :)

Ответить
Развернуть ветку
Hrenovaya rabota@menyazadolbala

да ну что вы так мало берете - паспорт отнимут и из офиса не выпустят))))) 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бахтин

Помню как собеседовался и мы водили хороводы. Было одновременно и смешно и стремно))

Ответить
Развернуть ветку
Phystech Park
Автор

Если вас приняли в итоге на работу, то все замечательно) 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"банальные HR-вопросы: «По какой причине вы ушли с прошлого места работы?»" - На этот вопрос есть по крайней мере два ответа. Один - тот, что записан в "трудовой". Второй - по версии кандидата. А отдел кадров? - Третья версия, как минимум.

Ответить
Развернуть ветку
Phystech Park
Автор

Абсолютно верно! Вот поэтому и нужно уходить от стандартов) 

Ответить
Развернуть ветку
Ярослава Соколова

Главное, соблюдать баланс между креативной, информативной и стрессовой частями интервью. К сожалению, HR-ам это редко удается, и многие ведут себя так, будто только что "дорвались" до креатива или возможности давления на людей.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Fedorez

когда я читаю такие статьи, я три миллиона тысяч раз благодарен своим родителям, что в странные годы на излёте СССР они таки потратили кучу денег, которым в нашей небогатой инженерно-педагогической семье всегда можно было найти лучшее применение, всё-таки купили мне у уезжающих на ПМЖ в Израиль знакомых тот старенький Apple IIc... Благодаря этой чудесной машине я заинтересовался программированием, стал программистом, получил неожиданно востребованную в наши годы профессию, и могу теперь встать и спокойно и открытым текстом послать нахер вот этих креативных умников, которые предлагают рассказывать о себе с точки зрения наручных часов, или изображать страуса, танцуя при этом сиртаки.

папа, мама, спасибо, я очень люблю вас.

Ответить
Развернуть ветку
Анаида Самвеловна

У всех такие примитивные комментарии. Сразу видно ограниченное мышление людей...
Спасибо Вам за кейсы! Нужно,полезно,можно слепить что то своё эксклюзивное

Ответить
Развернуть ветку
Serg Asr

Не, ну у вас то коммент просто огонь 🔥 по сравнению с другими. Если вы готовы к унижению, это совсем не значит, что вы хороший сотрудник, ну или руководитель.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Очередная хрюнда-психологиня хэз бин детектед.

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Ngun

можете задавать хрень, но я просто встану и уйду.
Никакого высмеивания как в других комментах - ничего.
Но мне такие компании неинтересны.

Хотя вру - буду терпеть если голодный. Вам нужны голодные, в отчаянии?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Somoff

Если вы набираете уборщиков в KFC - можете их хоть по ролям телефонный справочник читать заставлять. Там люди ровно смотрят на такие "кейсы", так же как на никакие условия работы и оплаты труда.
А вменяемый специалист, которого итак искали хер знает сколько времени встанет и уйдет, послав ваш эксклюзивный креатив вместе с компанией.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Новиков

Четверостишие? В ИТ сфере, к примеру. Серьезно?
Нет, я сейчас прочитал какое-то несерьезное произведение от волшебника. Ну или, как минимум, такой найм не может существовать в хоть сколько-нибудь серьезной компании, нацеленной на результат.

Ответить
Развернуть ветку
Hrenovaya rabota@menyazadolbala

конечно, гонишься сначала за программистом, выслеживаешь его. А как он на собес приходит сразу - а кем вы были в прошлой жизни? а нука сочини стишок. 

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kislova

Первая мысль на вопрос про часы спросить:, у вас тут что, театр? Пишущую машинку не надо изобразить? 

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Gamzin

Вот так надо проводить собеседование:
https://www.youtube.com/watch?v=GJW-rEpf2kI

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда