{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

10 типов сотрудников, которые угробят ваш бизнес

Привет! Меня зовут Миша Фадеев, я владелец и руководитель digital-агентства АМР, веду блог «Фадеевщина» и одноимённый канал в телеграме. Сегодня буду говорить не про маркетинг, а на важную для любого бизнеса тему — о работе с персоналом.

Всегда говорю, что главный капитал нашего агентства — не офис, не мебель, не техника, а люди. Я уже 20 лет занимаюсь наймом и обучением новых сотрудников и за это время выявил несколько основных типов людей, которых всячески нужно ИЗБЕГАТЬ, если вы не хотите, чтобы ваш бизнес забуксовал или вообще зачах.

«Сливатели». Как «Мстители», только они никому не мстят, а просто сливают всё, что им поручаешь.

1. Человек-Чек-лист: от и до, потом домой

Главная проблема человека с чек-листом в голове — к нему не придерёшься. Формально он работает нормально. Скрупулёзно выполняет все задачи, которые ему ставятся. Но выполняет всегда от и до. Найти подрядчика для съёмки видео? ОК! Нашёл. Опубликовать пост у блогера? ОК! Опубликовано.

Вот только найденный подрядчик срывает все сроки и стоит при этом дороже раза в три, чем аналогичные подрядчики, которые делают все вовремя. А у блогера пост опубликован с кучей ошибок. Бренд назван неправильно, позиционирование не озвучено, плюс ролик вышел не в нужное время (интернет-магазин был не готов принимать трафик) — так что в итоге деньги на публикацию потрачены зря.

Но ведь исполнителя не просили все это проверять и контролировать, его попросили только сделать — он и сделал!

Проблема в том, что Человек-Чек-лист НЕ хочет загружать в свою голову факт, что все задачи взаимосвязаны. И «найти подрядчика» значит найти ХОРОШЕГО подрядчика, с которым удобно и выгодно работать. Реальная цель не просто «выпустить видео у блогера», а сделать у блогера публикацию, в которой будет отражено всё позиционирование бренда и продуктов, и которая принесёт клиенту продажи.

Один из способов вычислить Человека-Чек-листа — посмотреть, как он реагирует на задачи. Если сотрудник в ответ на конкретное и понятное поручение говорит «Я постараюсь!» вместо «Я сделаю!» — он моментально сгружает с себя моральную ответственность за выполнение задания. Так его совесть будет чиста, если всё окажется впустую: «Да, я пообещал постараться — я постарался! Результатов вам никто не обещал».

Можно, конечно, заморочиться и начать программировать человека с чек-листом в голове как доисторические ЭВМ — перфокартами. А именно составлять очень-очень-очень подробные задачи с оооочень подробными описаниями и разжевываниями каждого действия до атомарного уровня. С кучей KPI и готовых решений по всем дополнительным сложностям, которые могут всплыть. Мы так работаем с новичками, которые еще не в курсе всех тонкостей.

Но вы же понимаете, что это только увеличивает стоимость решения задачи. Потому как всеми этими разжевываниями занимаются гораааздо более дорогостоящие и перегруженные сотрудники. А часто и сам владелец бизнеса.

Хороший эффективный сотрудник должен самостоятельно понимать, ЧТО и, самое главное, ЗАЧЕМ он делает. Видеть цель и выруливать без постоянного микроконтроля.

2. Слесарь Полесов — кипучий лентяй

Слесарь Полесов — занимательный персонаж Ильфа и Петрова. Кипучий лентяй. Натура увлекающаяся, кипуче-деятельная, но быстро остывающая. Интереса, чтобы разобрать старые ворота, хватает, а вот собирать новые уже скучно. Своими прямыми слесарскими обязанностями товарищ Полесов в принципе не занимается — некогда, у него всегда много проектов.

Такой персонаж легко проходит собеседования. У него горят глаза уже в первые минуты разговора, он сразу готов действовать. При этом он не льёт воду и не тянет резину.

В портфолио у Полесова куча проектов, в которых он участвовал. А вот завершенных проектов мало, и на одном месте работы он долго не задерживается.

Помимо работы у слесаря Полесова 1001 хобби: он ЛЮБИТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, занимается девятью видами спортивных танцев и участвует в волонтёрском движении. Для всех этих хобби ему потребуются срочные отгулы.

По мере работы кипучего лентяя в компании будет копиться ворох несделанных дел и тонны ненависти со стороны коллег, которые вынуждены доделывать его проекты и защищать свои проекты от деятельного участия Полесова.

3. Человек — Почтовый Голубь

В эффективной компании каждый технологический процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждое звено цепи привносило какую-то свою дополнительную ценность, add value. Согласитесь, глупо было бы держать на заводе рабочего, чья задача — стоять у конвейера и просто трогать пальчиком проезжающие мимо детали, ничего с ними вообще не делая.

Человек - Почтовый Голубь выполняет функцию переадресации писем и сообщений. «Вася, мне надо, чтобы ты получил от подрядчика это и вот то». Вася берет конверт в клювик и несёт это сообщение подрядчику. Через какое-то время Вася стучит вам в окно с конвертом от подрядчика: «Я не могу». Ты пишешь новое сообщение: «А почему? Надо, чтобы смог». Вася расправляет серые крылья и летит с сообщением к адресату. И так до бесконечности… Если у вас, конечно, бесконечное терпение.

Человек-голубь не понимает, что должен помимо передачи ваших сообщений добиваться каких-то целей. Человек-голубь не берёт на себя никакой ответственности. «Ну что я могу сделать, если подрядчик сказал, что не может? Курлык!». Как правило проблема кроется в том, что человек не хочет (не может, не способен) вникнуть в реальную суть задач, в которых участвует — поэтому и не может добавить какой-то своей ценности к процессу.

Ни в одной компании такой человек не нужен — его функционал можно заменить без каких-либо потерь (и даже сэкономив по времени!) одной кнопкой в интерфейсе Gmail. Если хочется покормить голубей — возьмите хлебные крошки и идите в парк, там их сколько угодно, и это точно дешевле, чем держать бесполезного сотрудника в штате.

4. Drama Queen

Как правило, у этого персонажа есть серьезные проблемы на личном фронте, либо личный фронт отсутствует, и вся невыраженная энергия, все невысказанное и нерешенное дома выплескивается в рабочей плоскости.

Часто в Королеву Драмы превращается эффективный ответственный сотрудник, которого придавило непосильным объемом рутинной работы и тупостью коллег. А может, он перегорел без правильной мотивации.

Отсутствие возможности делать свою работу качественно и испытывать удовлетворение от результата вызывает постоянное, накапливающееся раздражение. При этом невнимательный руководитель не замечает или игнорирует закипающего сотрудника. А ответственный работник стесняется или из чувства гордости не хочет признаться в том, что у него проблемы, и прямо попросить о помощи. Поэтому призыв о помощи выражается косвенно — в формате череды истерик и хамства в корпоративной переписке.

Я и сам живу на работе, нахожу друзей-врагов и даже любовь в том же профессиональном кругу, и все мои эмоции находят выход именно в работе. Часто и я срываюсь на пустяках и мелочах, когда на самом деле раздражен-загружен более глобальными проблемами.

Но тут важен баланс, умение самому себе сказать стоп-слово и переключиться на рабочий лад: вспомнить, что у нас тут не «Дом-2» и что мы не строим отношения, не самоутверждаемся, а работаем работу, чтобы заработать заработок и оплатить платежи (а может и купить какие-то покупки!).

На вооружении у Drama Queen (любого пола!) все приемы «женской логики»: чтение между строк, скрытые смыслы, юродствование и так далее и тому подобное. Человек переводит в плоскость личных отношений и личных эмоций чисто рабочие ситуации и цепляется за любой повод раздуть драму с собой в главной роли.

С людьми, представляющими собой театр одного актёра, сложно работать — любая коммуникация с ними требует двойной, а то и тройной затраты ресурсов. Ты не просто думаешь «Как мне заставить Васю сделать "А", чтобы получить результат "Б"», но и планируешь варианты развития: «Что об этом "Б" подумает Вася, не оскорбится ли он? Каким тоном и какими словами мне его попросить сделать "А"?». Ты не просто контролируешь его работу, но ещё и сглаживаешь все конфликты и минимизируешь ущерб от внезапных обид или даже истерик.

Тяжело и коллегам: когда никто не хочет напороться на истерику и связываться с Drama Queen, они идут со своими задачами и вопросами к более спокойным сотрудникам. Кому охота делать чужую работу?

Хуже всего, если ты (руководитель) и сам такая же истеричка и тоже ищешь повода для скандала и драмы. Тогда будет расходоваться ресурс третьей стороны — менее сумасшедших сотрудников, которые будут пытаться вернуть бабью склоку в рабочее русло.

Это, кстати, одна из причин, по которой «Торшинский Трест» остался без Елены Торшиной — меня в какой-то момент просто достал театр одного актёра и необходимость постоянно предугадывать истерики, принимать во внимание возможность их возникновения на пустом месте по самому ничтожному, никак не влияющему на бизнес вопросу.

5. Человек-радио, или Ленин на броневичке

Человек-радио обожает вещать. Он всегда выступает за всё хорошее и против всего плохого. От него всегда есть правильные, светлые, хорошие инициативы и предложения.

Единственная проблема — у радио нет функции что-то делать, максимум, что оно может, — это задать настроение. Запрыгнуть на броневичок и радостно скомандовать: «Ура, товарищи! Надо делать, как надо, а как не надо — давайте не делать!».

Человек-радио может озвучивать в общем-то правильные вещи, но толку от пустопорожнего вещания нет — реальный выхлоп нулевой, только трата времени на непродуктивное обсуждение.

У нас в агентстве строго запрещено ставить задачи в формате «Ребята, давайте сделаем Х» или «Ребята, надо сделать Х». Потому что обычным ответом коллег на такие предложения будет «Да, конечно надо! Давайте!» — после чего все расходятся по своим делам и не делается ровным счётом НИ-ЧЕ-ГО.

В нашей рабочей переписке каждая задача, каждая инициатива должна иметь две части: информационную и резолютивную. В первой части информационного сообщения по задачи пишется, что происходит, проблематика — какую проблему мы планируем решать. Во второй резолютивной части — кому и что и в какие сроки предлагается сделать. «Надо сделать А. Чтобы получить А, нужно сделать Б и В. Ты, Петя, сделаешь Б, а ты, Наташа, сделаешь В».

И только тогда от вдохновленной демагогии, после которой каждый участник ушел бы довольным, а дело так и не было бы сделано, мы переходим в продуктивное русло обсуждения реальных конкретных задач с реальным конкретным результатом.

6. Человек «я не с ними»

Человек «я не с ними» по каким-то объективным или субъективным причинам не относит себя полностью к коллективу вашей компании. Он всегда сомневается в решениях руководителя, в качестве работы коллег, в эффективности бизнеса в целом — потому что давно по какой-то причине (он и сам ее может не помнить) сделал вывод, что компания его мутная, работает непрофессионально и ничего хорошего сделать не может. При этом себя он вроде как ценит, так что просто держится от всего в стороне.

Психологи говорят, что человек может стесняться своего партнёра по отношениям в первую очередь из-за собственной низкой самооценки. Возможно, это верно и в случае человека «я не с ними».

А может быть, он правда очень классный, а вы — какие-то стрёмные. Так или иначе, в долгосрочной перспективе с таким сотрудником вряд ли можно рассчитывать на что-то хорошее.

Такой персонаж может нормально работать и даже приносить пользу — иногда полностью отстранённая оценка и взгляд со стороны полезны. Главное «НО» — рано или поздно человек настолько вас застесняется, что решит отвалиться полностью. И тогда получится, что ресурсы, которые израсходованы на его обучение работе, потрачены зря.

7. Хороший мальчик

Любимый сотрудник руководителя — хороший мальчик, который всегда со всем согласен и никогда ни о чем не спорит. Таким человеком легко управлять, на него можно положиться и — самое главное — он никогда не станет перечить. Возможно, работает он похуже других сотрудников, зато он очень лояльный: всегда приятный и всегда согласный.

Одна проблема: когда такую марионетку лишить направляющей руки кукловода, она превращается в бесполезную мягкую тряпку. Человек без своего мнения и своих инициатив несамостоятелен. То есть это не автомат, не станок, который производит что-то полезное независимо от оператора, а ручной инструмент, который постоянно нужно направлять.

И даже пытаясь самостоятельно работать, любимчик не будет на 100% эффективен, потому что коллектив не воспримет его всерьёз — а сам он, наслушавшись начальника, не будет хорошего мнения о коллегах.

Держите себя в руках и не начинайте баловать и приближать к себе даже тех подчинённых, которые вам очень-очень нравятся. Не делайте из полноценных сотрудников безвольных прихвостней.

8. Yes-Man

Yes-Man — разновидность вроде бы положительного персонажа. Это «идеальный» сотрудник, тот, кто добросовестно берётся за любые задачи и всегда готов поработать внеурочно, сделать чужую работу, включиться в любой процесс и взять на себя любую ответственность. Таким человеком можно заткнуть любую дыру, бросить его в любой пожар, поручить самые сложные вещи — и быть уверенным, что он сделает всё возможное.

Проблема сотрудника, который не знает слова «нет», — быстрое выгорание. Буквально за пару славных лет безостановочной эксплуатации из курицы, несущей золотые яйца, Yes-Man превращается в выделанную тушку. Силы его оставили. Жизнь его покинула. Он знает, что наградой за успешное выполнение сложной задачи будет еще более сложная задача, поэтому эффективность его падает и мотивация находится на нулевой отметке.

В какой-то момент от Yes-Man’а остаётся только потрескавшаяся оболочка: тошнит от работы, тошнит от задач, тошнит от коллег — ничего полезного и нового он сгенерировать уже не может. Ходячий труп в офисе — живой пример для других сотрудников: вот что случится, если вы будете так же старательны и самоотверженны.

Для руководителя очень важно заморочиться и организовать работающую систему мотивации для толковых сотрудников, а также ограничить работу Yes-Man’а строго его собственными задачами — не давать распыляться и заставлять сдерживать его собственные порывы по затыканию жопой сильного сотрудника всех слабых мест бизнеса.

9. Северокорейский генерал

Заслуженный сотрудник, часто — старый боевой товарищ босса, вместе с которым он на протяжении всех лет рука об руку строил бизнес. По своему стажу он — ровесник компании! Вся грудь в орденах! Вот только половина орденов получена 50 лет назад, вторая половина — юбилейные медальки за то, что чувак просто прожил ещё 50 лет.

У генерала есть большой авторитет среди юных коллег и бесконечное доверие босса. Он уверен в том, что говорит и что делает. Одно «но»: говорит он всё чаще неактуальный текущему моменту бред, а делает полную чушь. Человек уже не в состоянии усомниться в своем собственном авторитете, отринуть старый опыт и научиться чему-то новому. По этой причине даже верный делу отважный старый вояка обычно вреден.

К сожалению, маркетинг — отрасль, которая очень-очень быстро меняется. Часто за год-два происходят такие кардинальные изменения, что, если не держать руку на пульсе, не нюхать рынок, не менять свои методики работы — бесповоротно отстанешь. И если жить старыми заслугами и старым опытом, отрицая всё новое — эффективным ты не будешь. Если ваш генерал стар не только телом, но и мозгами — пора отправлять его на заслуженную пенсию или переключать на задачи, не требующие быстрой реакции, обучаемости и гибкости.

Ну а хуже всего — заслуженный сотрудник, который сидит в зоне комфорта и воюет не просто за старые идеалы и принципы работы, а просто трясется за свою зону комфорта.

10. Ни рыба ни мясо

Человек приходит на новое место работы и тихонько сидит. Год сидит, два. Если компания крупная, а должность рядовая — может и десять лет просидеть без особых достижений и без особых проблем. Есть удачные проекты, но он там скорее фигурировал, чем стал причиной успеха. Есть провалы — но сказать, что это его вина, тоже нельзя. В принципе нет ничего такого, о чем можно было бы сказать точно и уверенно: «ЭТО СДЕЛАЛ ВАСЯ, ВАСЯ ЗА ЭТО В ОТВЕТЕ!» Вася вроде бы и есть, но при этом его не видно и не слышно.

Опасность человека «ни рыба ни мясо», который никак себя не проявляет, вполне очевидна. Ни коллеги, ни руководитель не в курсе, чего от него ожидать. То ли человеку не хватает челленджа, чтобы раскрыться, и тогда его невероятный потенциал расходуется зря за рутинными задачами. То ли работнику не хватает пинка под зад, чтобы выйти из оцепенения и начать реально развиваться. То ли ваш сотрудник вообще бездарь-самозванец, и зря получает зарплату — а его давно пора было выгнать! Истинная сущность нашей русалочки вскроется в самый неподходящий момент — когда внезапно от этого человека будет зависеть какой-то очень важный вопрос и куча конторских бабок.

Не хотите играть в лотерею? Тогда следите, чтобы у всех ваших сотрудников был челлендж. У каждого должны быть задачи, в которых человек мог бы себя проявить — как талантливый и эффективный работник, или как полный дегенерат-лентяй-бездельник. Заставьте людей самих спланировать направления для своего развития и контролируйте их продвижение по этому пути. Не копите балласт в виде мутных пассажиров — чтобы бизнес не заглох, а ехал в гору, вам нужны люди-двигатели.

P. S. А есть ли супергерои, которые будут на стороне собственника и смогут влиять на бизнес положительно?

Да! Как минимум, один

11. Человек-Вектор

Антипод, полная противоположность Человека-Чек-листа — Человек-Вектор. Такой сотрудник на вес золота, и это именно то, к чему нужно стремиться, взращивая и воспитывая кадры в своей структуре.

Если Человек-Чек-лист готов брать на себя ответственность только по сформулированным «от и до» задачам, даже не представляя их в формате единого целого, то Человек-Вектор работает с целями. Он сам ставит себе задачи, сам решает возникшие трудности и, даже выполняя одну операцию в длинной технологической цепочке процессов, чётко представляет, ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО он делает. Такому сотруднику можно задать направление — вектор — и он будет двигаться к цели, не доставая вас дополнительными вопросами, уточнениями и отмазками.

Как мотивировать такого человека, чтобы он не выгорел? У него должна быть двойная мотивация. Не только постоянным ростом по деньгам (да-да, в какой-то момент ему придётся предложить долю в прибыли и никак иначе — вечного роста твёрдого оклада в природе не бывает!). Хорошему, дельному, думающему сотруднику постоянно нужны новые интересные задачи. Которые вы, как босс, ему должны подкидывать. Не будет постоянного интересного роста и развития — такой человек даже деньгам перестанет радоваться и постепенно остановится в развитии, превратившись в один из типажей, описанных в предыдущих пунктах.

Самое главное: боссу никогда нельзя расслабляться и думать, что благодаря вашему «гению», один раз всё правильно устроившему, люди будут до пенсии с вами и при этом смогут работать, как Человек-Вектор. Нельзя входить в зону комфорта, надо постоянно пахать и думать, как заставлять ваших людей развиваться, и как не дать им деградировать.

А какие сотрудники встречаются вам чаще и бесят сильнее всего?
Чек-Лист, от и до, потом домой
Слесарь Послесов, кипучий лентяй​
Почтовый голубь, курлык
Drama Queen
Ленин на броневичке
«Я не с ними»
Хороший мальчик
Yes-man
Северокорейский генерал
Ни рыба, ни мясо
Человек-вектор
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
266 комментариев
Написать комментарий...
Полина Мышкина

Yes-Man - это про меня лет десять назад. Работа за себя и "того дядю", затыкание дыр, запрет на отпуска (ну как же мы без тебя?), работа в выходные дни и прочее. Абсолютно точно - сначала "горелось", нравилось и хотелось работать, но за несколько лет перегорела, замучилась и свалила. С хорошей должности и хорошей зп практически в никуда. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Зато мне так нравится наблюдать за тем, как начинают обижаться за то, что ты больше не делаешь не свои обязанности, превращаясь в человека-чеклиста :)

Ответить
Развернуть ветку
Bauer Roman

может я не правильно понял, что имелось ввиду под человеком-чеклистом, но именно эти самые чек листы не дают мне проебывать зазачи (и не давать проёбывать другим), если кто читал "Джедайские техники" Дорофеева, книга представляющаяя из себя набор реально работающих метод для повышения самоорганизации и эффективности труда (не он один о них пишет само собой), то списки там это чуть ли не самая основа, но есть один момент, их надо учиться грамотно писать чтобы они работали.

Видимо имелся ввиду какой-то формат по типу итальянской забастовки, когда человек делает ровно то что от него требуют "дословно" без попытки как либо интерпретировать, хз.

Ответить
Развернуть ветку
263 комментария
Раскрывать всегда