Мнения: почему крупные компании берут на работу подростков

Что объединяет раннеров, помощников официантов, телемаркетологов, SMM-специалистов и работников метрополитена?

Как компании выстраивают HR-бренд среди подростков и берут ли их на работу, рассказала Нина Осовицкая, директор Бренд-центра HeadHunter.

Нина Осовицкая

Директор Бренд-центра HeadHunter

Подростки — новая целевая аудитория для HR

Сегодня на российский рынок труда выходит самое малочисленное поколение: количество населения в возрасте 15–24 лет сократилось за десять лет на 30%*. В перспективе 5–10 лет ситуация станет немного лучше, однако рынок и кандидаты уже активно трансформируются. С одной стороны, каждый год растет нагрузка и уровень переработок, с другой — у школьников и студентов меняются карьерные парадигмы. Они открыты миру и смело смотрят в сторону самозанятости, гибкого графика, удалённой работы и даже миграции.

Количество резюме на hh.ru соискателей от 14 до 17 лет в России выросло в 2,5 раза за два года.

Один из индикаторов усиливающейся конкуренции среди компаний в борьбе за начинающих специалистов — заработная плата, которая растет для этой категории сотрудников особенно быстрыми темпами. В России за год она повысилась на 4,3%** и достигла отметки в 30,3 тыс. рублей.

Зачем компаниям это нужно?

1. Многие сотрудники очень ценят возможность привести своих детей-школьников в компанию на первую практику, например, в летние каникулы. Цели могут быть разные — профориентация, тестирование на готовность коммуницировать в коллективе, демонстрация рабочей, офисной жизни изнутри.

Опросы HeadHunter показывают, что подавляющее большинство сотрудников, имеющих детей, — за то, чтобы подростки получали первый опыт работы или подработки в возрасте 14–16 лет. Более того, каждый десятый респондент выражает желание взять на работу юного специалиста, несмотря на то что такая практика в компании отсутствует.

В основном беспокойство родителей при трудоустройстве ребенка связано с надёжностью работодателя и условиями труда. Поэтому возможность подросткам попробовать себя в компании вместе с родителями — это забота о безопасности среды для детей и, как следствие, повышение лояльности сотрудников-родителей к работодателю.

2. Ряд компаний видят в «школьных» проектах возможность закрытия сложных позиций в будущем, формирования кадрового резерва кандидатов и стандартов профессий. Стратегический взгляд и работа на опережение позволят в дальнейшем сформировать пул лояльных кандидатов, которых сегодня на рынке меньше, чем в предыдущие годы.

3. Приток новых сотрудников на линейные вакансии, особенно в сезон отпусков. Как правило, это позиции, для которых не нужны специальные знания или навыки, а главные требования — активная жизненная позиция и желание научиться или попробовать себя в чём-то новом.

Подростки в этом возрасте (и даже раньше) готовы сами находить способы заработать деньги и смело их тратить. Не зря они становятся отдельной целевой аудиторией для продажи продуктов и услуг почти во всех отраслях, а особенно в ретейле, HoReCa, телекоме и т. д. Параллельно мы видим рост интереса HR к подросткам как к новой аудитории, потенциальным сотрудникам компании в настоящий момент или после окончания школы или колледжа.

Школьники старших классов хотят начать работать: чаще всего это перспективные, активные ребята, которые потом растут и развиваются в компании. Для нас они привлекательные соискатели, которые действительно помогают закрыть линейные позиции в ресторанах.

Мы берём подростков от 16 лет на сервисные позиции, связанные со сборкой сэндвичей, и на позицию раннера — формирование заказов на кассе. У нас гибкий график (позволяющий совмещать учёбу с работой), близость к дому или месту учёбы, обучение и карьерный рост. Но никаких поблажек для ребят нет. Все сотрудники проходят одинаковый путь обучения и развития. С точки зрения ТК РФ сложностей в оформлении нет, есть некоторые ограничения по графику работы и материальной ответственности.

Катерина Шарликова, Employer Brand Manager AmRest RU

4. Для части продвинутых компаний это решение задач разработки, маркетинга, коммуникаций с клиентами. Чтобы запустить продукт или услугу, ориентированную на подростков, лучше самих подростков и пригласить: участвовать в фокус-группах, продумать каналы продвижения, разработать контент-план, написать тексты для рассылок и групп в социальных сетях, общаться с подписчиками на одном языке и так далее.

Три года подряд мы берём старшеклассников на летние стажировки в разные команды: разработка, СПП, SMM, PR, аналитика, креатив. Двое из них после окончания 11 класса уже работают в компании. Этим летом стажировки прошли 23 школьника.

Какие преимущества мы видим? Для ребят знакомство с популярными финтех-специальностями дает возможность «пощупать» профессии, примерить их на себя. Мы, в свою очередь, показываем, что финтех — это не только ИТ-команды. Интеграция подростков во взрослые проекты — это прокачка soft skills и наших сотрудников. Объяснить так, чтобы тебя понял ребенок, — это потрясающий опыт. По нашим наблюдениям, подростки обладают очень интересным опытом пользователя.

Елена Луценко, Employer Brand Manager QIWI

5. Ответственность компании не только за свое собственное развитие, но и за рост отрасли страны — это важный фактор. Как бы пафосно ни звучало, но от того, каким будет новое поколение, чему научатся современные подростки, какие цели и задачи будут ставить, зависит и наше будущее. Компании разного масштаба прицельно занимаются развитием перспективных и талантливых старшеклассников.

Например, в Петербурге компания RBI создала Школу будущих лидеров, QIWI пять лет развивает образовательную программу FINTEEN, нацеленную на повышение финансовой и цифровой грамотности подростков.

Под патронажем известных предпринимателей открываются бизнес-курсы. Государством активно ведется работа по развитию дополнительного образования — проект «Кванториум», центр «Сириус», Академия цифровых технологий в Санкт-Петербурге, детские лагеря и центры с курсами по маркетингу, финансам, продажам, самопрезентации и т. д., которые финансово и идейно поддерживаются компаниями, лидерами мнений, бизнесменами.

Как компании обратить на себя внимание?

1. В «Премии HR-бренд» прошлого года было несколько профориентационных проектов: специальные мероприятия, занятия в школах и вузах, личные встречи с экспертами. Уже несколько лет подряд ИТ-специалисты из Mail.ru Group и других технологических компаний проводят «День ИТ-знаний» в школах, где они учились, а также уроки в российских университетах. В 2018 году проект охватил 13 000 школьников из 10 стран.

Исследовательский центр Samsung с 2014 года реализует федеральную бесплатную программу дополнительного образования по основам ИТ и программирования для старшеклассников в 20 регионах России.

«Мосметро», номинант «Премии HR-бренд 2019», с 2015 года запустил программу по работе с подростками от 12 лет.

Всё началось с создания Центра профориентации и обычных школьных уроков по безопасности в метро. В конце прошлого года стартовал новый проект «35-й отряд», клуб личностного развития для детей наших работников — подростков 12–18 лет.

Основная цель проектов — показать, как устроено метро, дать попробовать себя в профессии, пройти адаптационный период во время учёбы, чтобы после получения диплома об образовании молодые люди легко влились в работу. На данный момент мы трудоустраиваем только детей наших работников. Мы видим их развитие, какие необходимые навыки они приобретают для работы в метрополитене.

Павел Ковалев, заместитель начальника Московского метрополитена по управлению персоналом

2. Проекты с элементами геймификации и возможностью вовлечения соискателей через социальные сети. Например, Бренд-центр HeadHunter помогает «Сбербанку» второй год реализовывать проект Sberhunters, ориентированный в целом на молодую аудиторию, не только на школьников, но и на студентов.

Это онлайн-проект с фактами о «Сбербанке», которые, возможно, не очень известны широкой аудитории, но которые помогают лучше понять компанию. Факты представлены в игровой форме — в виде теста. После него можно перейти на соответствующий портал, подать анкету на вакансию, узнать больше о компании.

Студенты смогут поучаствовать в одной из наших программ, сходить на мероприятие, подписаться на рассылку, почитать об экосистеме и истории успехов бывших студентов, которые сами сейчас возглавляют большие подразделения.

Людмила Самойлова, Исполнительный директор ПАО «Сбербанк», блок «HR» Департамент HR-компетенций

От профориентации — к трудоустройству

Несмотря на то, что проектов, посвященных профориентации, первому знакомству с компанией как потенциальным работодателем, становится всё больше, трудоустраивать школьников и даже брать на стажировки готовы немногие.

По данным опроса Службы исследований HeadHunter, в каждой пятой российской компании есть практика трудоустройства на временную или постоянную работу, стажировку соискателей в возрасте от 14 до 18 лет.

Если в западных компаниях молодежь, особенно студенты, всегда были в фокусе HR, то российскому крупному и среднему бизнесу приходится переобуваться в воздухе. Предвидя тренд и потребности компаний, два года назад на hh.ru мы ввели специальную маркировку вакансий — «Доступна для соискателей от 14 лет». За это время количество предложений о работе с такой маркировкой выросло в два с половиной раза. Общая база этих вакансий сегодня превышает 6 тыс. Например, в компании «Ростелеком» сегодня больше 30 активных вакансий по всей России, отмеченных маркировкой «Доступна для соискателей от 14 лет»: телемаркетолог, стажёр в отдел продаж, расклейщик объявлений, промоутер и т. п.

Более 5 лет назад в «Буше» запустился летний проект «Работа для школьников», который мы продолжаем на ежегодной основе. В начале лета компания выделяет несколько рабочих мест для школьников от 14 до 17 лет на позицию «работник торгового зала». В обязанности ребят входит разносить заказы, следить за чистотой в зале и убирать посуду со столов. За время реализации проекта на работу было принято более 100 подростков.

Анна Мамонтова, Директор по управлению персоналом сети «Буше»

Какую работу можно доверить подросткам?

Промоутеры, курьеры, расклейщики объявлений, консультанты, официанты, работники торгового зала, помощники юристов, бухгалтеры, маркетологи, менеджеры по продажам, операторы call-центров, копирайтеры, программисты, дизайнеры, администраторы, SMM-менеджеры и др. Такие вакансии чаще всего встречаются сегодня на hh.ru c маркировкой 14+. Средняя предлагаемая зарплата на такие позиции — от 15 до 25 тыс. рублей.

Работа с подростками уже несколько лет является одним из ключевых трендов Премии HR-бренд. В этом году поданы три такие заявки от компаний из разных сфер рынка.

Важно понимать, что сегодняшний школьник завтра станет целевым кандидатом на линейную позицию на полную ставку или потенциальным HiPo в одном из отделов, потенциальным приверженцем и потребителем услуг и товаров, которые производит компания.

Конечно, привлечь новую аудиторию соискателей — ребят от 14 и старше — мало, необходимо и внутри компании создать условия для их продуктивной работы. Четко поставленные задачи, регулярная обратная связь от руководителя, очевидные и предсказуемые траектории развития, гибкость в подходах, комфортные отношения в команде — это то, что будет работать на удержание. И наоборот, юного сотрудника может оттолкнуть бюрократия и сложная система внутренних согласований. Так что для работодателей на нашем рынке очень актуальна известная цитата: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».

* По данным Федеральной службы государственной статистики.

** Совокупный доход сотрудников, источник: «Банк данных заработных плат» HeadHunter.

0
2 комментария
Sergey Manakov

А как выплачиваются денежки несовершеннолетним? Может меня кто-нибудь просветить по устройству этого процесса?

Ответить
Развернуть ветку
hh.ru
Автор

Сергей, оклад для подростка должен быть не меньше регионального МРОТ. Кроме того, работники на одинаковой должности не могут получать разную зарплату. Если, например, в штате два курьера — взрослый и подросток, их оклад должен быть одинаковым. Также работу подростка можно оплачивать сдельно или по часам. В этом случае не нужно ориентироваться на МРОТ — а платить лишь за фактически отработанное время или сделанную работу.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда