{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Cчастье, стресс и смыслы на работе: почему состояние сотрудников больше нельзя игнорировать

Управление стрессом ( anti-burnout-management) и благополучием сотрудников (wellbeing-management ) набирают обороты в корпоративной среде. Внимание управленцев постепенно переходит с продукта и бизнес-процессов на источник, откуда они появляются. Этот источник - внутреннее состояние человека, а именно его мышление, восприятие, эмоции. Внутреннее состояние людей в компании во многом определяет культуру и результаты организации.

Как можно работать с этим источником? И почему ключевой момент для начала — уменьшение стресса сотрудников?

​Медитация в английском парламенте. Mindfulness initiative, UK.

Новые технологии и формирующаяся глобальная экономика провоцируют радикальные изменения во многих сферах. Получается, что людям необходимо реагировать на новизну и чаще принимать креативные решения, ведь прошлые методы уже не работают. Мы сегодня имеем гораздо больше задач, вещей и проблем, чем наши предки всего лишь 20 лет назад. Одновременно увеличивается скорость мира. По данным доклада экспертов World education future основной тренд, определяющий образ рабочего места в 21 веке - ускорение. Современный человек должен решать и больше задач, и более креативно. Это противоположные модальности для психики - в режиме многозадачности творческие возможности уменьшаются. Такая ситуация создает разрыв и коллосальное напряжение. А значит увеличивает стресс.

Кажется, мы все еще не до конца осознаем масштаб проблем. Бизнес среда всегда была стрессовым местом. Часто я слышу фразу от руководителей разного уровня: "Со стрессом не надо бороться, мы все стрессуем, это нормально."

Возможно, однако статистика и цифры говорят, что компании все больше теряют деньги и сотрудников, если не видят необходимости работать со стрессом и состоянием в целом. Организации страдают от роста абсентеизма - отсутствия сотрудников на рабочем месте. По исследованиям, с 2009 года количество пропущенных рабочих дней по причине стресса, депрессии и тревоги увеличилось на 24%, а количество серьезных ментальных расстройств увеличилось вдвое.

Ментальные проблемы уже стали причиной номер один для больничных в UK.

В октябре из компании ушло сразу 3 важных человека. Все, как один сказали: "я больше не могу, я слишком устал." Рекрутинг, обучение и адаптация новых сотрудников для московского агентства обойдется примерно в 1 млн рублей.

Александр N., руководитель московского маркетингового агентства на 100 человек

Это проблема накопленного стресса, которая приводит к выгоранию (burnout). Почти половина увольнений в США происходит из-за выгорания - крайней формы хронического стресса, признанной ВОЗ психическим расстройством.

Стресс и напряжение влияют не только на текучку кадров и hr-расходы, но и уменьшают продуктивность команд.

93% сотрудников считают: лидер в состоянии стресса не способен эффективно руководить командной.

В таких командах у сотрудников также катастрофически падает вовлеченность.

Продуктивность человека существенно снижается во время стресса. Это легко объяснить устройством нервной системы и мозга. Для реагирования на стресс активизируется древняя структура мозга - гипоталамус. И мы фактически лишаемся доступа к префронтальной коре, отвечающей за рациональные и креативные решения.

Выгорание сотрудников можно предотвратить, целенаправленно выстраивая в команде культуру wellbeing и anti-burnout managment.

Соседствующей проблемой становятся сложности выстраивания отношений с молодым поколением сотрудников и, как следствие, высокая текучка кадров.

"Молодежь какая-то нежная пошла. Новые сотрудники все чаще указывают мне на авторитарность моего стиля управления. При этом настоящей авторитарности они даже и близко не видели. Кажется, что мне нужно стать нянькой и психотерапевтом, чтобы найти с ними общий язык. А я вообще-то отвечаю за результат и стрессую гораздо больше, чем мои сотрудники."

N., руководитель подразделения крупной госкомпании

Миллениалы, которые становятся ключевой трудовой силой, выросли в эпоху информационной доступности и прозрачности. Уже со времен школы и университета была вполне оправдано подорвана сила авторитета. Для них всегда были доступны альтернативы идей, а ошибки авторитетов быстрее становились очевидны. Миллениалы априори живут с ощущениям большей доступности альтернатив. Не нравится работа - узнаю как работают другие и смогу найти что-то еще. Страна - узнаю как переехать за границу. С увеличением опыта у молодых появляется навязчивая необходимость делать самые лучшие выборы. Это осознание своих возможностей и ответственности за них. Многие мои молодые друзья часто говорят, что для них важно найти себе самое лучшее применение, и не только в работе.

Со стороны руководителей довольно странно бороться с таким поведением молодежи, ибо оно основано на фундаментальных вещах - мировоззрении и ценностях. Конструктивнее - разобраться какие практики и методы помогают налаживать коммуникацию в такой ситуации.

Хотя мы наблюдаем быстрые изменения, для российского бизнеса работа с внутренним миром сотрудников - все еще новая тема. Кажется, что она сложно адаптируется в бизнес среде. Ведь требует применять довольно странные методики и практики прямо на рабочем месте. Плюс такая работа кажется неизмеримой, результаты непредсказуемыми, неясно с чего начинать.

Это создает высокую сложность внедрения проектов по внутренней работе - никому не хочется быть чудаком и брать на себя риски. Да и вообще, "как-то ведь работа без этого раньше".

Работало. Но все привычные методы работы рано или поздно оказываются на свалке истории.

Одна из ключевых ценностей для молодежи - наличие смысла в деятельности. Трудится "за бабки" хочет все меньшее число человек. Это создает колоcсальный разрыв и фрустрацию - ведь осмысленной деятельности все еще очень мало, например 40% британцев считают свою работу бесполезной. Именно поэтому в перспективе на рынке труда победят компании с наличием вдохновляющих эволюционных целей. Т.е. реально живых смыслов, позволяющих структурировать хаос человеческой жизни, расходовать рабочее время на деятельность, приносящую глубокое удовлетворения. Материальные блага просто не в состоянии выполнять эту роль долго.

Методы работы с внутренним состоянием и управление счастьем сотрудников (wellbeing management) служат ответом на потребность наладить коммуникацию между поколениями и создать осмысленную работу.

Какие методы используют для управления состоянием сотрудников: снижения стресса, создания смыслов, работы с эмоциями.

Ключевые действенные методы anti-burnout management - практики внимательности (mindfullness), телесно-двигательные практики, подтвержденные нейронаукой, а также диалоговые практики для создания способов прямой коммуникации.

Тренировка внимания учит замечать свое состояние. Движение помогает завершать цикл стресса. Диалог - проговаривать и выявлять проблемы. Но для реального прогресса сегодня недостаточно кратковременных инъекций - надо создавать культуру постоянного развития.

20 лет назад среди руководителей компаний в Долине сложно было найти тех, кто медитирует. Сегодня, все наоборот - сложно найти тех, кто не медитирует.

Дейв Эспрей, Founder, CEO Bulletproof. Один из пионеров биохакинга

Внимание - это фундаментальный навык, важность которого многим еще предстоит осознать. Mindfullness тренинги, развивающие его, уже ассоцируются в мире с уменьшением реакции на эмоциональные стимулы, увеличением внимательности и когнитивных способностей:

- учат людей распознавать сигналы стресса и выгорания, и превентивно работать с ними.
- помогают осознать влияние мышления на состояние человека и учат работать с навязчивыми мыслями.
- развивают анти-стресс культуру, в которой ценится человечность и эмоциональный контакт.

45 исследований программ mindfulness на рабочем месте показали, что такие практики улучшили качество взаимодействия сотрудников, увеличили способность кооперироваться и устойчивость команд перед лицом вызовов.

Развитие навыков внимательности или осознанности позволяет людям замечать особенности состояния. Без осознания своего состояние его никак невозможно регулировать. Бизнесу это должно быть понятно на примере уже мейнстримого взгляда на метрики: если мы не измеряем прибыль или другие показатели, то никак на них и не влияем.

Консультируя компании по вопросам эффективной работы с состоянием сотрудников, мы в Deep Mind считаем, что mindfulness практики - это первый и важнейший шаг в направлении anti-burnout и wellbeing-management. Он создает основу для радикального изменения состояния и последующего создания культуры развития.
Это необходимая основа, на которой можно в дальнейшем выстроить практики эффективного лидерства и командной продуктивности.

Этапы работы с внутренним состоянием сотрудников. Доработан экспертами Deep Mind Consulting на основе работы Даниэла Гоулмана.

Однако, на индивидуальной осознанности наша работа не заканчивается.

Дополняющие фреймворки для корпоративной работы с состоянием - embodiment, theory U, immunity to change.

Они могут появляться после первичной работы с самосознаностью лидеров и сотрудников, но в некоторых случаях наоборот лучше подойдут для старта работы с внутренним состоянием. Например, это embodiment подход, использующий для развития научные открытия про взаимосвязь ума и тела. Или Теория U, создавшая целостный набор практик для привнесения осознанности в группу и организацию. За счет сдвигов внимания она позволяет эффективно управлять такими сложными темами, как создание эволюционной цели, проявление ценностей команды, культивация эмпатии и глубокого слушания между коллегами.

Наиболее подходящие инструменты и методы для разных этапов работы с внутренним состоянием сотрудников. Deep Mind Consulting.

Эти инструменты эффективны в свете anti-burnout и wellbeing-management потому, что все они требуют практики - участия всех заинтересованных лиц и регулярной работы над собой. За счет этого мы работаем не просто на уровне информации и передачи знаний, а проявляем и решаем сами причины проблем, например низкой вовлеченности, плохой коммуникации или текучки кадров.

Здесь важно отметить, что все о чем я говорю - не просто локальные проблемы и инструменты для их решения. Мы в реальном времени становимся свидетелями появления новой парадигмы бизнеса - более человечного и осмысленного, который заберет лучшие кадры традиционных бюрократических компаний. Важные попытки описать ее уже сделали Фредерик Лалу, гарвардский профессор Роберт Киган, профессор MIT Отто Шармер. Да и сам бизнес новой формации себя постепенной осмысляет - например в книге основателя Whole Foods "Сознательный капитализм".

Более гибкий и быстрый, а значит эффективный и устойчивый бизнес гораздо глубже вынужден работать со смыслами и эмоциями. Как минимум потому, что директивное командование в таком бизнесе все меньше возможно. Если ты не можешь просто отдавать людям приказы, то необходимо учиться влиять и коммуницировать на основе ценностей и смыслов, все больше учитывая свое и чужое состояние.

Автор - Максим Тимофеев,
Founder/CEO Deep mind consulting.

ex - руководитель АО ОЗК по коммуникациям, помощник Первого заместителя Министра России.

Сертифицированный фасилитатор.

Читать в Телеграм.


Со-автор, Анастасия Гузенко,

преподаватель практик внимательности.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
SL Potapenko

Это не выгорание. Просто "традиционному" бизнесу все сложнее эксплуатировать социум - не только милленеалов, навязывая ему свои "традиционные" ценности.
Пмсм, развитие коммуникаций в современном мире привело общественные институты к глубокому экзистенциальному кризису, с т.з. которого весь этот корпоративный цирк выглядит достаточно убого.

Ответить
Развернуть ветку
Лаборатория Butterfly

поддерживаю!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov

Мы картингом занялись, но не ради каких-то хитрых мотивационных схем, а просто по фану. Много чего из гоночной философии можно применить в деле, если готов учиться.

А если босс так себе, не общается толком, не делится опытом, медитация и все остальное — это уже романтика какая-то, как по мне.

Ответить
Развернуть ветку
That guy

Знаете, что меня раздражает? Слово «смыслы», во множественном числе. И то, как его сейчас модно использовать. Типа «поиск смыслов», «новые смыслы». Копрофаги, прости господи

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Я лично, что бы не выгорать, нашел вариант раз в полтора-два месяца выбираться в другой город/ страну отдохнуть и 100% отдыхаю от работы, даже письма не читаю :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Полозов

"40% британцев считают свою работу бесполезной"
Я иначе скажу — "считают бесполезным упорядоченное удовлетворение беспорядочно возникших условных рефлексов".

Когда догадаются сознательно чередовать мужчин и женщин?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin
Почему состояние сотрудников больше нельзя игнорировать

Потому же, почему, к примеру, устраивают игровые комнаты при опенспейсах и прочий кидалт-сервис. Это один из факторов оптимизации — можно тратить значительно меньше денег на зарплату, скомпенсировав это менее значительными расходами на "заботу". Джаст бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Крупин

опечатка
anti-burnout managment
anti-burnout management

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна Подколзина

Как же достали употреблять "миллениалы" надо и не надо. 38 лет - молодежь? Трое детей и ипотека. 

Ответить
Развернуть ветку
София Солнечная

Привет, вот нормальный курс по технике випассана за донат, 30 дней онлайн практике в домашних условиях

.
https://vipassana.tounknown.com

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда