Эмоциональный интеллект — залог карьеры

Эмоциональный интеллект обеспечивает успешность в личной жизни и карьере. Хорошая новость: в отличие от интеллектуального коэффициента (IQ) — эмоциональный интеллект (EQ) можно развивать

​Не только труд, но и эмоции сделали из обезьяны человека

IQ (интеллектуальный коэффициент) обеспечивает лишь 20 % успешности, а EQ (эмоциональный интеллект) — остальные 80 %. Эмоциональный интеллект помогает сделать карьеру, стать лидером, сильным организатором и приобрести соратников. К такому заключению пришли психофизиологи и психологи после изучения большой выборки руководителей компаний и политиков в сравнении с теми, кто составляет середину или олицетворяет неудачи. Словом, чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем выше должность человека.

Различия между менеджерами высших и средних управленческих звеньев определяют всего пять ключевых компонентов: самосознание, саморегуляция, мотивация, сочувствие и социальное мастерство. Этот «набор» раньше называли: «личность», «характер», «гибкие навыки и умения».

Самосознание

Речь идет о двух основных показателях. Первый — понимание эмоций, слабостей, потребностей, движущий силы людей, причем в такой мере, как это воспринимают они сами. Человек с сильным самосознанием не отличается чрезмерной критичностью и не строит иллюзий. Это позволяет успешно работать с требовательными или капризными: подчиненными, деловыми партнерами, политиками... Ведь чувствуя настроение визави правильно выбирается тактика и своевременно перенаправляется, например, раздражение в конструктивное действие. Второй показатель — умение играть по своим силам. Высокое самосознание помогает оценивать личные способности и возможности, что не позволяет доводить ситуацию до провала. Руководители точно просчитывают риски, а также знают, когда стоит просить о помощи. Если же и случаются неудачи, то они рассматриваются как приобретение новых навыков.

Признаки развитого самосознания

  • Понимание других людей: их эмоций; слабостей; потребностей; движущей силы.
  • Умения: реально оценивать свои способности и возможности; не допускать провала.
  • Результат: отсутствует чрезмерная критичность; отсутствие иллюзий

Саморегуляция

Саморегуляция похожа на внутреннюю беседу, которая освобождает из плена плохого настроения, плюс эмоциональные импульсы направляются в нужное русло. Такой навык создает обстановку доверия и творческой продуктивности, сокращая число протестов и противодействий в коллективе. Хотя люди, хорошо владеющие своими эмоциями, иногда кажутся «холоднокровными». Ведь их обдуманные слова и поступки воспринимаются как недостаток стремления. Зато представителей свирепого темперамента часто называют «классическими» руководителями. Однако на практике импульсивность работает против начальника. Обиженный и униженный высококвалифицированный сотрудник либо уйдет сразу, либо найдет возможность отомстить, когда в защите босса возникнет брешь. Главное же, что вокруг авторитарного лидера собирается команд «единомышленников» с низкими IQ и EQ, но с ярко выраженными качествами лжи, интриганства и подхалимажа.

Признаки развитой саморегуляции

  • Умения: сказать «нет» плохому настроению; перенаправить эмоции в нужное русло.
  • Результат: повышение продуктивности; создание обстановки доверия; сокращение количества протестов

Мотивация

Это единственный показатель, присущий всем без исключения эффективным руководителям и лидерам, ведь именно он побуждает коллектив достигать целей — личных и корпоративных. К слову, за тысячелетия до того, как современное определение вошло в наш лексикон, было хорошо известно, что воздействуя «кнутом и пряником» можно добиться успешного выполнения любого задания. Основные же признаки мотивированности — желание работать и гордость за хорошо выполненное дело, а также стремление изучать новые направления деятельности.

Признаки развитой мотивации

  • Умения: с удовольствием трудиться; гордится за хорошо выполненную работу; изучать и внедрять новое.
  • Результат: достижение личных и корпоративных целей; побуждение коллектива к достижению целей.

Сочувствие

Из всех проявлений эмоционального интеллекта сочувствие легче всего определить. Хотя это не означает, что лидер обязан воспринимать эмоции других людей, как свои собственные, и стараться угодить каждому. На практике продуктивные команды похожи на котлы, в которых кипят эмоции. В ситуации руководитель-подчиненные слово «сочувствовать» является синонимом понятия «вдумчиво считаться с переживаниями подчиненных» и в зависимости от обстоятельств, находить истину и принимать умные решения. Кроме того, в интересах дела суметь мобилизовать в себе силы и удалить «непримиримого дестабилизатора», даже если он отличный специалист. Такие навыки разряжают конфликтно-стрессовые ситуации и позволяют начать диалог, то есть услышать друг друга. В набор сочувствия также входит решение вопросов жизни и труда, ведь это не конкурирующие приоритеты, а дополняющие. Порой «разрулить» проблему можно лишь сдвинув график работы, но для этого надо научиться вникать в трудности персонала хотя бы в общих чертах.

Признаки развитого сочувствия

  • Умения: считаться с переживаниями людей; принимать умные решения; находить истину.
  • Результат: разряжаются конфликтно-стрессовые ситуации; появляется возможность начать диалог; решаются сложные вопросы.

Социальное мастерство

Оно определяется умением общаться и даже дружить с целью управления подчиненными и партнерами. Социально-квалифицированные люди имеют широкий круг знакомств и находят общие темы с представителями всех типов темперамента, к тому же обладают сноровкой для создания атмосферы согласия и понимания. С социальными мастерами в быту встречается каждый, речь идет о рекламных промоутерах, торговых представителях, маркетологах… Подобные способности у первых лиц предприятий и отраслей — важнейший шаг к успеху. Соответственно, это качество считается ключевым среди пяти навыков.

Признаки развитого социального мастерства

  • Умения: эффективно общаться и дружить.
  • Результат: большой круг знакомств, создание атмосферы согласия и понимания.

В завершение разговора. Многие люди с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом существенно улучшают его с годами. Вот только карьеру не стоит откладывать надолго, и если хотите подняться по служебной лестнице, необходимо осознано заняться повышением своего EQ.

Советы: как развить эмоциональный интеллект

  • Разрешите себе эмоционально оценивать события и диалоги с людьми. Обращайте внимания на свои чувства. Это даст возможность лучше понять происходящее.
  • Руководствуйтесь не только логическими выводами, а и обязательно прислушивайтесь к своим ощущениям. Таким образом, вы поймете переживания визави, его реакции и мотивы поведения.
  • Наблюдайте за эмоциями и действиями, которые они (эмоции) у вас вызывают. Это поможет контролировать себя и правильно «выходить» со сложных ситуаций, а также прогнозировать поведение других людей.
  • Попробуйте не скрывать как радость, так и обиду. Однако во втором случае всегда анализируйте ситуацию и найдите оптимальное решение проблемы.
  • Тренируйте эмоциональную память. Это поможет исправлять ошибки и вносить поправки в свое поведение.
  • Научитесь управлять своими реакциями. Продумайте действия в случае «внештатной ситуации» (например, на работе) и старайтесь следовать плану.
  • Позвольте себе стать более открытым и доброжелательным в общении — это улучшает диалог с руководителем и подчиненным, с друзьями и знакомыми, своей второй половиной и детьми.
  • Станьте эмоционально честными, ведь люди (даже не психологи) подсознательно чувствуют ваше настроение и отношение — американская улыбка «дирол с ксилитом», то есть одними губами без мимики глаз, вряд ли произведет хорошее впечатление.
  • Придерживайтесь принципа: внимательно слушаю и смотрю. В разговоре важны как вербальные проявления — слова и интонация, так и невербальные — движения. Кстати, познакомившись с основами невербальной коммуникации можно достаточно точно поставить «диагноз» собеседнику: говорит правду или лукавит; заинтересован в сотрудничестве или нет; вызываете вы у него симпатию или антипатию… (О невербальной коммуникации пойдет речь в одной из следующих публикаций).
  • Развивайте эмпатию (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование). Осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека позволяет правильно выстроить общение с ним. И еще одна рекомендация: делитесь своими эмоциями.
0
11 комментариев
Написать комментарий...
Bulat Ziganshin
​Не только труд, но и эмоции сделали из обезьяны человека 

ох уж эти журналисты. эмоции есть у всех позвоночных

чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем выше должность человека.

тогда поэты и актёры становились бы директорами

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Весьма себе становятся. А спортсмены - депутатами госдумы. 

Ответить
Развернуть ветку
Лада Андреева
Автор

У нас спортсмен мэром Киева стал

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Ну у вас и актер президентом. Также как и Рейган когда то. Правда это уже не у вас )

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

а унас нашли какое-то хуйло, одели, помыли и через 20 лет глядишь - его шуткам уже смеётся весь народ. учитесь!

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

если я правильно понял о ком вы, то у нас народ скорее плачет от его шуток...

Ответить
Развернуть ветку
Лада Андреева
Автор

То, что я журналист — это точно

Ответить
Развернуть ветку
Лада Андреева
Автор

Информация была в их еженедельном издании

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Pasechnik

Интересно. Но хотелось бы подтверждения данных из начала статьи. Откуда эти цифры?

Ответить
Развернуть ветку
Лада Андреева
Автор

Исследования Гарвардского университета

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Звучит, как "британских учёных") 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда