«Тимлид делает так, чтобы команде было комфортно работать вместе, а творческое начало не угасло»

Мы продолжаем цикл публикаций про ИТ-профессии. В этот раз мы поговорили с Ксенией, тимлидом в отделе технической экспертизы IBS. Она рассказала о том, каково быть Team leader'ом на проекте и какими качествами нужно обладать, чтобы эффективно управлять группой разработчиков.

Team leader (тимлид) — это IT-специалист, который управляет командой разработчиков, владеет технической стороной, принимает участие в работе над архитектурой проекта, занимается ревью (проверкой) кода, а также разработкой некоторых особо сложных заданий на проекте.

Чем занимается Team Leader

— Какова роль тимлида на проекте?

— Её не всегда замечают, но она очень важная. Разработчики — люди творческие, поэтому нужен тот, кто сыграет консолидирующую роль: поможет распределить задачи, решить трудности между аналитиками и разработчиками. Они не всегда понимают друг друга: аналитики занимают определенную бизнесовую позицию, а интерес разработчиков лежит в технической плоскости. Кроме того, тимлид решает и некоторые управленческие задачи.

Главная цель: сделать так, чтобы всей команде было комфортно работать вместе, а творческое начало не угасло.

— Чем этот функционал отличается от руководителя группы?

— В IBS эти две позиции близки по функционалу, но имеют разный уклон. Руководитель группы решает и стратегические задачи подразделения — его внутренние квалификации, развитие конкретного сотрудника в профессии. Тимлид же занимается конкретным проектом и отвечает за то, чтобы он был сделан с максимально высокими показателями и в оптимальные сроки.

— Тебе бы хотелось объединить эти две роли? Или тебе комфортно именно в том функционале, который у тебя есть?

— Сейчас мне в данном функционале комфортно. С масштабной группой я давно не работала, а сейчас у нас очень большая проектная группа из трех модулей. Я тимлид на всех трех. Поэтому пока я не задумывалась об объединении ролей.

— Сколько у тебя человек выходит?

— С учетом группы разработки на всех этих модулях с нами работают приблизительно 14 человек. Если считать всю группу целиком, с тестировщиками и аналитиками, выйдет около 30.

— Можешь назвать три качества, которыми должен обладать хороший team leader?

— Гибкость. Работы много, и не всегда тимлид видит оптимальное решение. Ему нужно уметь объективно обсуждать с коллегами реализацию задачи, то, как ее лучше сделать. Если он с чем-то не согласен, не должен давить. Объяснить всем, что это за собой повлечет, какие могут быть минусы, какие плюсы у возможных решений.

Еще нужно обладать твердостью в определенном смысле. Потому что, как я говорю, разработчики — люди творческие. Бывает, делают что-то долго, на что-то не соглашаются, могут по-разному вести себя в рамках реализации задачи. Если это влияет на работу команды, на остальных участников, на сроки, то team leader должен жестко выстроить свою позицию, чтобы проект не пострадал.

Ну и, конечно, обязательно нужно иметь разноплановый бэкграунд, чтобы оценивать результат работы команды. То есть team leader в идеале вырастает либо из аналитика, либо из разработчика и, соответственно, свои ошибки и успехи в предыдущих проектах он должен помнить и применять на практике.

— Какие решения тебе обычно приходится принимать?

— Решения по распределению задач, по распределению команды по модулям, по срокам реализации задач, которые стоят перед внедрением. Для меня самые тяжелые решения — именно по срокам и планам срочных задач, по выходу команды в нерабочее время и по планированию сверхнагрузок.

— А самое приятное решение?

— Самое приятное решение — это когда мы всё успели и можно немного пораньше кого-то отпустить.

IBS. Рабочий день

— Что тебе нравится в работе больше всего?

— Мне очень нравится, что у нас команда с разным бэкграундом и квалификациями. Люблю, когда коллеги делятся своими компетенциями внутри команды, чему-то друг друга учат. Это здорово, когда люди заинтересованы в результате своей работы, готовы ее обсуждать, внести какие-то предложения, которые улучшат конечный результат.

— Чем сейчас занимаешься в IBS?

— Я team leader на довольно сложном проекте, по нему идет основная разработка. Там значительный фронт работ, мы заняты и разработкой, и устранением замечаний. На нем занята самая большая проектная группа.

— Ты в IBS пришла сразу на должность тимлида или уже выросла внутри компании?

— В IBS я пришла в 2013 году с должности тимлида на позицию разработчика. То есть я на предыдущем месте работала с группой. Но она была достаточно маленькая, около 5 человек. И тимлидом группы я здесь стала, наверное, только в конце 2018-го. Мы принимали проекты, которые готовятся к внедрению, и один из модулей, самый крупный, достался мне.

— Как ты вообще пришла в IT?

— У меня образование смежное с IT. В принципе, я с института работаю в этой области на разных должностях. Если бы не стала разработчиком, думаю, могла бы стать аналитиком в какой-то смежной области IT.

— Из чего состоит твой обычный рабочий день?

— Львиная доля моей работы — это общение с командой, разбор новых задач, ревью выполненных задач, обсуждение. Начинается день с просмотра Jira, тасков, новых техзаданий, встреч. И какое-то время, примерно 10%, — потому что у нас большая группа — уходит непосредственно на кодинг.

— После того как ты стала тимлидом, ощутила нехватку свободного времени?

— Его стало гораздо меньше. Не катастрофически, но сама работа отличается от рутины разработчика. Когда ты кодишь, ты работаешь все же в другой плоскости, ты взаимодействуешь с конкретными задачами. А у тимлида большая часть времени уходит на коммуникацию и решение общих вопросов между разработкой, тестированием и аналитиками.

Собеседования

— Ты довольно активно ведешь себя на собеседованиях. Что ты чувствуешь, когда приходится оценивать других?

— Стараюсь лояльно подходить к оценке, потому что собеседование для кандидата — всегда волнительная ситуация.

По тем вопросам, которые я обычно задаю, видно, есть ли у человека бэкграунд и хорошо ли он ориентируется в определенной области. Но по собеседованию можно сделать вывод процентов на 20. К тому же человек всегда раскрывается во время испытательного срока, часто непредсказуемо и с неожиданной стороны.

— Может быть, у тебя есть какие-то истории об этом?

— У меня есть интересный пример с прошлой работы. На собеседовании человек отвечал корректно, стройно выстраивал цепочку рассуждений. Но за испытательный срок он не выполнил ни одну задачу. И наоборот, кандидат односложно отвечал на собеседовании, но при этом все задачи, поставленные на испытательный срок, были сделаны быстро и корректно.

— У тебя есть нелюбимые вопросы на собеседовании?

— Нелюбимые — из серии психологических, как любят задавать: «Какие ваши три самые лучшие качества, какие три ваших самых больших недостатка?». Потому что большинство айтишных специалистов — интроверты, не любят о себе рассуждать и часто теряются на этих вопросах.

— А любимые?

— Технологические. В основном я сейчас веду собеседования, которые относятся к Java. Я спрашиваю по Java Core, по Spring, по Hibernate. И по ключевым знаниям, которые нам нужны для конкретных вакансий.

— А можешь вспомнить самое необычное собеседование?

— Необычное собеседование было со специалистом с хорошим бэкграундом и резюме: работа с математическими методами, работа на кафедре одного из очень успешных ВУЗов. И все собеседование он не давал поговорить собеседующим. Рассказывал о себе, о матметодах и о кафедре, о студентах. Мы не успели за час ему задать ключевые вопросы. В итоге его не взяли, но он в конце сказал, что мы ему понравились и он готов у нас работать

Как стать Team Leader’om. Образование

— Что ты читаешь, чтобы быть в курсе последних трендов?

— Блоги, Habr, смотрю разные семинары.

— Как считаешь, есть ли необходимость в профессиональных сертификатах?

— На мой взгляд, программа по сертификации, например по Java и Oracle, как минимум очень грамотно выстроена. Она дает представление обо всех возможностях языка, которые люди при самостоятельном изучении Java не всегда знают.

И это важные нюансы, которые при незнании сказываются на производительности кода, на каких-то малозаметных деталях. Поэтому это полезно.

Даже если разработчик просто прочитает полностью программу сертификации, обратит внимание на тонкости, которые он раньше не замечал при изучении, это уже не пройдет бесследно. Но если это выльется в сертификат, то это очень хорошо.

— Ты упомянула, что твое образование смежное с IT-сферой. Можешь рассказать подробнее?

— Я училась на одной из интересных кафедр Российского государственного гуманитарного университета. Это смежная с IT область — переводчики, анализаторы данных. Они всегда востребованы и сейчас широко развиваются. Наши выпускники работают в «Яндексе», в исследовательских программах. Одна из коллег работает в Samsung.

Когда я сама ходила по собеседованиям, у меня всегда спрашивали: «Почему у вас гуманитарное образование, а вы пришли к нам на должность программиста?». На самом деле мое образование, условно говоря, на 50% гуманитарное и на 50% техническое. Оно связано с автоматическим переводом, с гуманитарными науками в области IT.

— А что ты можешь порекомендовать тем, кто хочет стать тимлидером?

— Терпения. Потому что это не только работа с кодом, но и работа с людьми, работа на результат с командой. Поэтому нужно запастись терпением и желанием что-то построить.

Блиц

— Позвонить или написать в чатик?

— Позвонить, быстрее выяснить, поговорить. Обычно в чатике не всегда однозначно интерпретируется текст, поэтому я стараюсь туда писать, только если у меня нет времени.

— Большой проект на 15 или маленький на несколько модулей?

— Наверное, маленький. Это зависит от проектной группы, но в целом есть такая штука, как закон конвейера. Проще разделить что-то на маленькие модули и сделать небольшими группами, чем делать большой проект на 15 модулей.

— Skype или Telegram?

— Skype. Telegram’ом не пользуюсь.

— Корпоратив на свежем воздухе или вечер с танцами?

— На свежем воздухе. Я видела фотографии с зимнего пермского корпоратива, было очень красиво.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда