Где продавать товар в 2022 году – Ozon или Wildberries?
Выход на маркетплейс – ответственный шаг. И при планировании такого шага требуется тщательно проанализировать особенности всех площадок, что важно для правильного выстраивания работы. Расскажем про основные преимущества, недостатки и особенности сотрудничества с самыми востребованными маркетплейсами – Ozon и Wildberries.
Что кроется под этими брендами?
Ozon
Маркетплейс Ozon считается одним из самых старых интернет-магазинов на российском рынке онлайн-продаж. На момент своего основания (1998 год) Ozon позиционировался как ресурс для продажи книг и видео. Сейчас ассортимент маркетплейса насчитывает более 9 миллионов позиций. По оценке специалистов, в 2020 году рыночная капитализация Ozon превысила 546 миллиардов рублей.
Wildberries
Основателем маркетплейса является предпринимательница Татьяна Бакальчук, которая создала Wildberries в 2004 году. В 2020 году оборот компании достиг своего пика: он вырос до 437,2 миллиардов рублей. На сегодняшний день на маркетплейсе работают более 91 тысячи продавцов.
Особенности работы на Ozon
Ozon демонстрирует весьма быстрые темпы развития, увеличивая количество товарных позиций, привлекая и поставщиков, и конечного потребителя. Все это привело к тому, что всего за несколько лет оборот на площадке вырос на 144%.
К основным отличительным особенностям работы на Ozon можно отнести:
- Процедура регистрации и выплаты.
Регистрация на маркетплейсе не вызовет никаких сложностей даже у начинающих: достаточно открыть личный кабинет и заняться подключением ЭДО. После недолгой проверки (как правило, модераторы проверяют информацию в течение суток) уже можно приступать к заполнению ассортимента. Примерно через 3 недели после регистрации начнут поступать первые заказы.
Согласно регламенту площадки, выплаты происходят два раза в месяц: 15 и 25 числа. Однако есть один момент, который может замедлить процесс развития бизнеса: сначала придется инвестировать существенную часть выручки, и при этом лишь через две недели можно получить ее следующую часть.
- Система рейтинга.
Рейтинг продавцу присваивается только в том случае, если он работает с собственным складом. Если сотрудничество осуществляется с помощью склада Ozon, система рейтинга не работает. Вся система рейтинга автоматическая. Для расчета используется несколько важных факторов: индекс цен, количество отмен заказа, число просроченных доставок.
- Логистика.
Продавец может обеспечить хранение на собственном складе, либо на складе Ozon. Также доступно гибридное хранение: сразу на обоих складах. На маркетплейсе действует специальная система доступа к складам: часть пунктов хранения становятся доступными для продавца только в том случае, если он, например, выполнит определенное количество поставок.
- Доставка и условия хранения.
Если продавец хранит товар на складе Ozon, стоимость доставки рассчитывается индивидуально, и основным фактором является объем товара. Посылки объемом менее одного литра обойдутся в 35 рублей, а свыше одного литра – 75 рублей. Продавцы, которые используют собственный склад для хранения, всегда платят 75 рублей за посылку.
- Комиссия.
Комиссионные Ozon варьируются от 5% до 25%, в зависимости от различных факторов.
- Поддержка.
Служба поддержки в Ozon работает исключительно по письменным электронным заявкам: возможности оперативно решить возникшую ситуацию нет. Вопросы можно задать исключительно путем создания обращений в личном кабинете. При этом сроки ответа не регламентированы: могут ответить быстро, но иногда ответа можно ждать неделями или месяцами.
- Интерфейс.
Пользовательский интерфейс удобен и интуитивно понятен для каждого продавца, не имеющего опыта работы с маркетплейсами.
Преимущества Ozon:
- Возможность работы без собственных складов;
- Популярность маркетплейса среди покупателей и, как следствие, более высокая прибыль;
- Отсутствие принудительного снижения цен во время промо-акций.
Недостатки Ozon:
- Достаточно сложная система отчетности;
- Фиксированные сроки выплат – дважды в месяц.
Перед началом работы на Ozon рекомендуется изучить все пункты правил, в которых указаны все требования площадки по отношению к продавцам. Несоблюдение указанных требований может привести к штрафным санкциям или блокировке аккаунта на маркетплейсе.
Особенности работы на Wildberries
Wildberries выбирают многие новички, желающие себя попробовать в работе на маркетплейсах. Основная причина такого выбора – стремительный рост популярности данной площадки и постоянно возрастающая прибыль. Как и в случае с Ozon, перед началом работы с Wildberries следует ознакомиться со всеми особенностями маркетплейса, внимательно изучить правила и требования.
- Процедура регистрации и выплаты.
Процесс регистрации на этой площадке сложнее, поскольку Wildberries выставляет определенные требования по отношению к продавцам. Модераторы площадки анализируют ассортимент продавца, потенциальный спрос, цены. Решение о возможности регистрации принимается непосредственно после изучения. В некоторых случаях представители Wildberries могут отказать в работе на их площадке.
Выплаты осуществляются каждую неделю – по понедельникам, что особенно актуально для продавцов, которым важен оборот.
Как избежать трудностей в процессе регистрации на маркетплейсе? Это поможет сделать модуль интеграции E—commerce. Интеграция данного инструмента позволит упростить онлайн-торговлю: он возьмет на себя создание и рассылку уведомлений о заказе или отгрузке, своевременно синхронизирует остатки, сформирует отгрузки и платежи. Дополнительный бонус: автоматическая печать этикеток в соответствии с правилами Ozon.
Модуль интеграции E—commerce дает возможность работать как на одной из представленных площадках, так и на обеих одновременно.
- Система рейтинга.
На Wildberries рейтинг выставляется исключительно на товарные позиции: для продавцов он не актуален. Сам подсчет рейтинга формируется автоматически, в зависимости от объема заказов и количества положительных отзывов.
- Логистика.
Wildberries предоставляет практически идентичные Ozon условия доставки и хранения. Продавец может поставлять свой товар сразу в фирменные пункты самовывоза, либо отправлять их на основной склад после того, как покупатель оформит заказ.
- Доставка и условия хранения.
Плата за логистические услуги составляет от 20 до 90 рублей. Также действует дополнительная плата за возврат товара – 33 рубля. За хранение маркетплейс взимает 0.5 рублей (за один артикул) ежедневно, но это касается исключительно тех товаров, которые за последние два месяца не пользовались популярностью среди покупателей.
- Комиссия.
Комиссионные рассчитываются в зависимости от двух факторов: количество продаж и стоимость товара. В среднем, они составляют 15% (без учета дополнительных затрат).
- Поддержка.
Продавцы отмечают неплохую службу техподдержки, с которой можно связаться как по телефону, так и по почте/заявкам.
- Интерфейс.
Многих начинающих продавцов пугает сложный интерфейс Wildberries: чтобы разобраться, потребуется время. Особенно часто трудности возникают в процессе создания штрих-кодов: для этого требуется ручная загрузка данных из MS Excel.
Преимущества Wildberries:
- Понятные для продавца условия сотрудничества, четко прописанная комиссия;
- Выплаты каждую неделю;
- Высокие показатели оборачиваемости товаров;
- Возможность изучения собственной статистики.
Недостатки Wildberries:
- Периодические технические сбои;
- Принудительные требования снизить цену на товары;
- Высокая конкуренция.
Что продавать?
На маркетплейсах можно продавать практически любые товары: начиная от декоративного мыла и заканчивая бытовой техникой. Наиболее востребованными являются товары массового потребления, одежду и обувь, изделия для творчества.
Каждая из площадок подходит для продажи определенной категории товаров. Например, на Ozon популярна бытовая техника, детская продукция, женская обувь. А вот на Wildberries популярна не только одежда и обувь, но и товары для детей, инструменты и устройства для дачи.
Где лучше продавать?
Чтобы выбрать определенную площадку для онлайн-торговли, рекомендуется изучить не только обзоры, но и реальные отзывы продавцов. К примеру, многие начинающие продавцы на Wildberries с удивлением обнаруживают, что в ТОП продвигаются товары, на которые регулярно снижаются цены в соответствии с требованием площадки.
Как правило, такое требования предъявляется продавцам в период промо-акций: при этом если повысить стоимость товара до прежнего уровня после окончания акции, то он перестает появляться в ТОП-е. Такой подход приводит к тому, что самыми продаваемыми товарами являются позиции с низкой стоимостью, что не очень выгодно самим продавцам. А в условиях регулярного повышения цен у продавцов и вовсе «связаны руки».
На Ozon нет подобных требований: продавцы вправе не принимать участие в промо-акциях, могут самостоятельно строить ценовую политику и наращивать собственный рейтинг, стремясь к повышению прибыли.
Небольшой итог: у каждой площадки свои индивидуальные особенности и требования. Один и тот же продавец может сделать отличный старт на Wildberries, а на Ozon продажи будут оставлять желать лучшего. И, соответственно, наоборот. Многие успешно торгуют сразу на двух площадках.
Все индивидуально и познается на собственном опыте. Зарегистрируйтесь на площадках, проанализируйте показатели и поймете, насколько целесообразно и выгодно сотрудничать с тем или иным маркетплейсом.
Цифровые решения для Вашего бизнеса