Правила формирования технического задания на продуктовые атрибуты и квартирографию
Продукт в девелопменте совокупно с локацией обеспечивает на мой взгляд 80% успеха реализации проекта. Сегодня я расскажу, что по моему опыту важно учесть коммерческой службе при составлении ТЗ для проектных или архитектурных бюро.
Техническое задание на продуктовые атрибуты
На региональном рынке все больше набирает обороты правильный тренд составления подробных продуктовых ТЗ для проектирования со стороны коммерческого блока. Причем глубина этих документов различается кардинально. Я видел ТЗ и на 2 листа, видел и на 42. У нас в компании Этажи Девелопмент базовый шаблон примерно на 15 страниц.
Что тут на мой взгляд важно, так это баланс. А именно разделение на обязательную часть и рекомендательную.
В первом случае формируем принцип того, что нужно учесть и заложить в основу, как обязательный элемент, который точно нельзя упустить с маркетинговой точки зрения. А всю остальную дополнительную часть сделать в формате рекомендаций. Проектировщики/архитекторы - творческие и максимально вовлеченные в контекст люди с высокой насмотренностью, экспертизой и чувством вкуса. И принимать 99% решений за них, указывая какой где должен быть цвет фасада, МАФ и покрытие я бы точно не стал. Отбирать кисти у художников дело неблагодарное.
В техническое задание советую включить общие тренды рынка, референсы, аналитику по ЦА и по локации, требования по классу проекта. Еще точно надо добавить минимальные требования рынка по продукту (по типу сквозных проходов, безбарьерной среды, корзин для кондиционеров и пр.), а также требования по размерам комнат и помещений, чтобы там все органично помещалось. И, конечно, квартигрографию. Но о ней отдельно дальше.
Формирование документа происходит по принципу буклета: от общего к частному. Атрибуты перечисляются в следующем порядке: проект, комплекс, общественные точки притяжения, торговая галерея, двор, дом, внутренние МОПы, квартира, коммерция, паркинг и пр.
На мой взгляд, маркетинг должен дать проектировщикам и архитекторам столько не само представление о продукте (они это итак знают), сколько потенциальные точки дифференциации на рынке и продуктовые драйверы, за счет которых сформируются будущие УТП и проект будет более успешным.
Для меня определено ясно, что коммерческий блок пишет только свою часть общего задания, которая синхронизируется с технической частью и уже комплексно передается для работы в бюро. Важно, чтобы эти две части ТЗ максимально дружились между собой, без противоречий. Для этого рекомендую собираться на промежуточные совместные планерки. У меня был опыт работы в одной компании, где проект на этапе уже реализации проходил переэкспертизу около 5 раз из-за изменений проектных решений. А все потому что на изначальном этапе ТЗ по атрибутам работа была проделана на плохом уровне.
Это квартирография, детка!
Итак, его величество - процесс. После подробного анализа квартирной линейки на рынке (с глубинным погружением в конкурентное поле), в отделе маркетинга формируется понимание текущего спроса.
«На что люди идут более активно, а на что менее».
Тут же появляется видение на уровне продуктовых трендов квартир: экстра-форматы, евро/классика, балконы, эргономика и пр. Все это синхронизуется с опытом и экспертизой компании и стратегическое видение готово!
Далее:
- Первым этапом делаем верхнеуровневую разбивку в процентах по комнатности квартир. Условно студии - 10%, 1к - 50% и тд.
- Вторым шагом задаем шаг между сегментами в каждом типе комнатности. Обычно я делаю 3 метра. Например, 2к - 53-55 - 20%, 56-58 - 15%, 59-61 - 10%.
- На третьей ступени утверждаем предельный уровень отклонения проектировщиками от ТЗ по метрам из пункта выше.
- И в финале уже наполняем каждый полученный сегмент атрибутами: евро, с балконом, в доминанте и тд.
Опять же, мы здесь не стремимся выполнить всю работу за проектировщиков. А лишь правильно их снавигировать с целью формирования способов дифференциации продукта и будущих драйверов продаж.
Что важно избежать по моему опыту:
1. Конкуренцию между своими же планировками - старайтесь сделать их разноплановыми по атрибутам и площадям, заложив максимум возможных сценариев жизни.
2. Согласование планировок без их тщательного изучения.
3. Коммуникацию от проектировщиков в формате, что «в вашу квартирографию не попасть». Попасть! И что «у нас архитектура летит из-за планировок». Значит меняйте архитектуру!
Что рекомендую добавить к техническому заданию на квартирографию:
1. Альбом с хитами планировок компании по опыту ваших продаж.
2. Альбом с хитами планировок в общем на рынке. Нужно искать референсы и из других городов - привет «Легенда Девелопмент», планировки которой есть во всех альбомах, встречавшихся мне.
3. ТЗ на экстра-форматы квартиры;
4. ТЗ на коммерческие помещения;
5. ТЗ на машиноместа.
Часто, по 10-минутному анализу квартирографии можно понять, как именно было составлено и выполнено техническое задание и какая судьба ждёт те или иные конкретные лоты (затоваренность, вымывание и пр.). Подходите к этой задаче с полным погружением и нужным объемом вводных данных. Всех, кто просит сделать квартирографию «сегодня до вечера» - старайтесь приземлить, обозначив важность этого процесса.
Мы, в консалтинге, обычно берём полторы-две недели на эту работу с учетом имеющейся аналитической базы. Помните, что человек выбирает жилой комплекс, а покупает квартиру.
Проектировщики + маркетологи = продукт
Прям как мама + папа = ребенок ))
В дополнении хочу остановиться на важности совместной работы департаментов проектирования и коммерции. Я уже в своем ТГ-канале я ранее делился процессом, в котором показано, как правильно параллелить проектные и коммерческие работы в преддверии старта продаж, но там не было про техническое задание. А это мега важный этап создания сильного продукта. И в этом процессе нужна гармония двух отделов. Прям любовь и слияние.
Должна быть сформирована рабочая группа, которая будет вместе писать комментарии, подбирать референсы, принимать работы, спорить, находить решения и тд. Лидером процесса может либо продуктолог, либо руководитель проекта, либо уже ГИП/ГАП.
Моя рекомендация: постарайтесь сделать так, чтобы коммерческий блок не был отодвинут от создания продукта после написания ТЗ, а наоборот был максимально вовлечен. От этого взаимодействия растут все!
P.s. Помню свой болезненный опыт, когда я работал у застройщика и меня однажды просто удалили из рабочего чата с проектировщиками за то, что я требовал внести существенные изменения. Предлог был такой: «У нас итак сроки горят, а ты пытаешься сейчас правки внести». На тот момент для меня это стало звоночком для будущего ухода. И проект, кстати, там получился так себе в итоге.
Подписывайтесь на мой авторский ТГ-канал Дмитриев в метре про девелопмент и коммерческую функцию в нем