The Sphere / Сфера: что ожидать от площадки с самым большим экраном
Будущее перфомансов и развлечений неотвратимо движется в направлении контент-шоу и сопряжения цифровых и физических реальностей. Этому запросу охотно отвечают новые технологии и площадки. Давайте заглянем в самое уникальное в мире пространство с немыслимых размеров внутренним и внешним экранами, где совсем недавно побывал сооснователь и генеральный продюсер LYM Евгений Тимашук: «Посещение «Сферы» вызвало у меня самые сильные впечатления за последние годы. Я был в восторге от мастерства интеграции технологии в сферу развлечений. Как маленький ребёнок, я радовался тому, как искусно технологии обманывают мой мозг через мои глаза».
«Сфера» открылась меньше года назад и сразу же стала сенсацией. Единственный в своем роде кинотеатр, немыслимый концертный зал, живой и дышащий рекламный щит. Что же такое «Сфера»?
ЦИФРЫ ПРОЕКТА
2018-2023 реализация проекта
$2.3 млрд стоимость
81 тысячи м² площадь сооружения
112 м высота (9 этажей, 7 доступны для посетителей)
Изначально строительство должно было закончиться на 2 года раньше, но из-за пандемии произошла задержка и стоимость проекта выросла из $1.5 млрд в $2.3 млрд.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ
18 600 мест
В оснащении зала присутствует несколько технологии, усиливающих иммерсивность опыта. Так сидения снабжены системой Haptic Technology, что обеспечивает настраиваемую вибрацию, а ещё есть опции тумана, запахов и ветра (направленных потоков воздуха). Кроме того, каждое место оснащено высокоскоростным доступом к Интернету.
ВНЕШНИЙ ЭКРАН (ЭКЗОСФЕРА)
54 тысячи м² площадь
1.2 млн LED-модулей (S-POK)
48 диодов в каждом модуле
225 мм попиксельный шаг (вариативный, так как это сфера)
LED-модули очень напоминают хоккейную шайбу, поэтому создатели их так и называют. Величина шайбы сравнима с ладонью руки. Диоды на шайбах видимы почти в любом естественном освещении и способны на передачу всего цветового спектра. Каждый модуль представляет собой автономный блок, поэтому, если (ужас-ужас!) перегорит один светодиод, к шайбе можно будет получить доступ через внутренние проходы, вытащить её и заменить без использования специальных инструментов.
18 600 мест
В оснащении зала присутствует несколько технологии, усиливающих иммерсивность опыта. Так сидения снабжены системой Haptic Technology, что обеспечивает настраиваемую вибрацию, а ещё есть опции тумана, запахов и ветра (направленных потоков воздуха). Кроме того, каждое место оснащено высокоскоростным доступом к Интернету.
ВНЕШНИЙ ЭКРАН (ЭКЗОСФЕРА)
54 тысячи м² площадь
1.2 млн LED-модулей (S-POK)
48 диодов в каждом модуле
225 мм попиксельный шаг (вариативный, так как это сфера)
LED-модули очень напоминают хоккейную шайбу, поэтому создатели их так и называют. Величина шайбы сравнима с ладонью руки. Диоды на шайбах видимы почти в любом естественном освещении и способны на передачу всего цветового спектра. Каждый модуль представляет собой автономный блок, поэтому, если (ужас-ужас!) перегорит один светодиод, к шайбе можно будет получить доступ через внутренние проходы, вытащить её и заменить без использования специальных инструментов.
ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН
15 тысяч м² площадь
16K x 16K разрешение
270 градусов угол обзора
Находясь внутри «Сферы», сложно поверить, что изображения выводятся на экран, а не существуют в реальности. Из-за ультраразрешения стирается грань между реальностью и проекцией. Создание CG контента у первых резидентов площадки, группы U2, заняло больше года, а со-творцы контента для недавнего концерта Phish наши коллеги из Sila Sveta поделились, что некоторые кадры заняли до 4 часов рендера (подробнее об этом далее).
Что же касается видеоконтента для такого разрешения, то он должен сниматься на специальную камеру Big Sky, которая снимает с намного более высоким разрешением, чем обычные камеры, в том числе за счёт огромного угла захвата изображения. Единственный пока фильм, снятый на Big Sky и идущий в прокате в «Сфере», – это 55-минутный «Postcard from Earth» Даррена Аронофски.
Евгений Тимашук: «Ощущения внутри «Сферы» идентичны моему опыту в очках Apple Vision Pro. В обоих случаях ты полностью переносишься в иное пространство. В очках иллюзию выдают дужки и корпус, которые ты видишь краем глаза, а в здании выдают габариты трибун. Но по-моему это классно, что удалось добиться такой идентичности совершенно разными способами. Это значит, что подходы к созданию виртуального контента правильные, раз они способны обмануть наше восприятие пространства».
ЗВУК
167 тысяч динамиков
1600 динамиков Holoplot X1 за светодиодными панелями
300 мобильных модулей
Пространственная звуковая система на модуле динамиков Holoplot X1 может передавать звук даже через пол. Во время концерта в каждой точке зала у зрителя создается впечатление, будто он находится в самом центре действия. Направление звука динамика настраивается так точно, что возможно даже персонализировать языки для разных секторов зрительного зала: один сектор будет слушать контент на французском, а соседний сектор – на японском. Звук как в гарнитуре, но без гарнитуры. Секрет в том, что аудиомодуль использует технологии формирования луча и синтеза волнового поля и оснащен 96 излучателями в двухуровневой матричной конструкции. Это очень продвинутое изобретение, которое получило название 3D Beamforming Technology.
СОЗДАТЕЛИ
Владельцы – Sphere Entertainment Co.
Разработка и реализация экранов – Saco Technologies
Разработка и реализация системы звука – Holoplot
Общий дизайн – архитектурная фирма Populous
Интерьеры и освещение – ICRAVE
Проект был запущен компанией MSG (Madison Square Garden Entertainment), поэтому часто в прессе «Сферу» называют «MSG Sphere», а при обсуждении разработки проекта говорят о компании MSG. Но в апреле 2023 года MSG разделилась на две компании, и владельцами «Сферы» стала Sphere Entertainment Co.
В разработке такой площадки – миллион технологических вызовов: теплоотведение, электрораспределение, вентиляция, кондиционирование, очистка воздуха, сервера, система воспроизведения звука и управление всем этим. Тут что не задача – то вызов. Но мы остановимся подробнее на двух самых впечатляющих решениях: системе экранов и аудиосистеме.
О РАЗРАБОТКЕ ЭКРАНОВ
Выпускники инженерного факультета в Монтреале, братья Джалбут учредили Saco Technologies Inc. в 1987 году и производили изначально промышленные панели. Их панели были модульными, простыми в установке и ремонте, но главным их преимуществом над конкурентами был программируемый светодиодный экран, который мог отображать любой цвет разной интенсивности даже под солнцем. В мире 1990-х годов это была вещь революционная. Слух об экранах быстро распространился, и в 1997 году братьев позвали продемонстрировать изобретение для… кого бы вы думали? ирландской группы U2! Это стало их входным билетом в эру работы с индустрией развлечений. А в 2023 году U2 стали первооткрывателями с концертом в «Сфере», для которого Saco создали прорывной экран.
«Мы работаем со светодиодами уже несколько десятилетий, и мы сами же сделали этот экран, но даже мы были им удивлены», — сказал Фред Джалбут, исполнительный директор и председатель правления Saco Technologies. Его брат, Басам Джалбут – это изобретатель LED-экрана «Сферы» и технический гений компании, который решает самые сложные задачи, приходящие Saco. Как и многие его коллеги, Басам на первом концерте U2 в «Сфере» зачарованно смотрел на своё детище со слезами на глазах от переполняющих эмоций.
Saco вовлеклась в проект «Сферы» в 2018 году, только закончив свой проект в Дубаи – самый большой (на тот момент) LED-экран Бурдж-Халифа для компании Emar. Звонок поступил от компании Populous (отвечали за общий дизайн здания) для обсуждения нового сумасшедшего проекта.
Как говорят Saco, создание внутреннего экрана было космической инженерией. Во-первых, экран купольной формы, что означало разный шаг пикселей на поверхности. Во-вторых, необходимо было сделать так, чтобы сквозь экраны мог проникать звук. Специалистам видео пришлось вникать и работать с Holoplot и командами MSG по звуку, чтобы понять, как сделать поверхность экрана проходимой для аудио. Результат работы на лицо – чистейшая экранная поверхность, никаких видимых динамиков или колонок, кроме оборудования, что артисты приносят с собой на сцену.
Что же касается внешнего экрана, то Saco отталкивались от вводных MSG о том, на каком расстоянии внешний экран должен быть видим, и от запроса сделать экран видимым и днем, и ночью. По словам вице-президента по развитию бизнеса Saco Яника Фурнье (Yanick Fournier), в разработке и строительстве внешнего экрана всё свелось к исследованиям, в которых было задействовано огромное число разных людей, и множественным мокапам.
Евгений Тимашук: «Saco придумали эти экраны как возможность. Они не подстраивали существующие технологии под задачу и не подстраивали задачу под существующие технологии. Они взяли идею и разработали технологию под эту идею, что суперсложно, амбициозно, дорого и несёт за собой огромное количество рисков в реализации, но вызывает восхищение».
Рассказывая об уникальности проекта, генеральный со-директор Saco Джонатан Лабби (Jonathan Labbee) отмечает сам подход заказчиков: «Обычно у тебя есть определённый запрос, и ты работаешь внутри уже существующих технологий, но у MSG был совершенно иной подход. Они выбрали лучших специалистов в мире из разных областей, собрали их вместе и сказали: «У нас есть такая идея и видение. Как это сделать?» У нас было много свободы для обсуждений и исследований. Намного больше, чем у нас есть в обычном проекте. Результат вы можете увидеть воочию».
Интервью Saco:
Статья на сайте Saco о истории компании и проекта:
О РАЗРАБОТКЕ АУДИОСИСТЕМЫ
Роман Сик (Roman Sick), генеральный директор Holotop, рассказывал в интервью, что MSG связались с ними ещё в 2017 году, и тогда здание не было сферическим, а некой другой формы, но с таким же масштабным видением. Было ясно, что заказчики хотели добиться нового уровня во впечатлениях, это не было очередной ареной. На тот момент у компании Holoplot были собственные передовые разработки, но проект ставил ещё более высокую планку.
Роман Сик: «Не было никаких ориентиров или готовых схем, нужно было исследовать возможности и пробовать. Буквально каждый шаг был вызовом. С экранами и прохождением звука сквозь них – отдельная история. Пришлось придумывать, как снизить потери и компенсировать их, чтобы сделать акустически невидимыми. Было очень много неизвестных, начиная от того, как вообще проводить настройку звука и тюнинг в таком масштабе».
Стоит отметить две крутые технологии в системе аудио, которые разработали и использовали в «Сфере». Первая – это 3D Beamforming Technology, про которую мы уже упоминали. Она позволяет точечно направлять звук по горизонтали и по вертикали. Звуковые волны отправятся туда, куда вам нужно, и, что ещё важнее, не отправятся туда, куда не нужно. Протестировать работу этой системы можно в холле «Сферы», где есть специальная демонстрация.
Вторая технология – это Wavefield Synthesis, благодаря которой можно аутентично воспроизвести эффект движущегося объекта и его звука. Вне зависимости от физического расстояния до зрителя, но точно так, как вы хотите, чтобы зритель слышал и позиционировал себя. Как отмечает Роман Сик, эта технология в синтезе с другими позволяет создать шёпот за вашим плечом, который услышите только вы одни во всём зале.
Интервью Holoplot:
ПЕРСПЕКТИВЫ «СФЕРЫ»
Проект поражает своим размахом и ставит новые технологические и творческие вызовы для креаторов. В планах Sphere Entertainment Co. – создать модель франчайзинга для дополнительных площадок по всему миру, так что можно уже морально готовиться к проведению событий в «Сферах» повсеместно через несколько лет. Есть информация, что проекты обсуждаются в Великобритании, Саудовской Арабии и Южной Корее.
Кстати, основные убытки в 2023 компания понесла из-за обесценивания акций в результате неудавшейся заявки на запуск «Сферы» в Лондоне. В целом, операционный убыток прошлого года составил $193.9 млн при выручке в $167.8 млн.
Концерты. Прошли выступления группы U2, принёсшие выручку $55.2 млн, а в апреле 2024 состоялись концерты группы Phish, контент для которых в том числе создавали наши коллеги из Sila Sveta, и вот чем они поделились:
«Креативная команда Moment Factory изначально указала, на что нужно обратить внимание при создания контента: картинка должна была быть максимально контрастная, следовало сознательно избегать симметричных рисунков и взаимодействовать с поверхностью по всем направлениям, чтобы, условно, каждому зрителю было на что посмотреть.
В данном шоу фишкой стала так называемая VJ библиотека из лупов, не связанных между собой по смыслу, не привязанных к музыке, которые можно было менять и миксовать между собой в режиме реального времени со всеми эффектами. Для библиотеки абстрактных лупов мы в том числе использовали съёмочные футажи с последующей обработкой.
Вызовом было работать со сферической камерой в принципе из-за расположения элементов (композицию довольно сложно прикидывать, чтобы картинка хорошо смотрелась с разных ракурсов) и размеров (каждая крошечная деталь становится на экране Сферы огромной).
Но самым серьезным вызовом стали технические ограничения софта, в которых создавались сцены с облаками и частицами. Потребовались гигантские объёмы времени на рендер и бесчисленное количество тестов до оптимального результата.
Финальное разрешение контента – 12k, суммарный объём – более 11 ТБ, а время рендера одного кадра в некоторых сценах дошло до 4 часов.
Количество кадров также было довольно драматичным в некоторых из лупов, так как одной из задач было сделать максимально медленный контент, который при надобности можно ускорить, но не наоборот. Потому что в таком масштабе всё чувствуется, как в ракете, – х100».
Кейс концерта Phish на сайте Moment Factory:
С мая 2024 и до 10 августа с концертом в «Сфере» выступает группа Dead & Company, которые тоже неплохо поигрались с контентом. Уже разлетелись по социальным сетям видео, на которых зрители будто взлетают вместе с залом, благодаря эффектам графики
Посмотреть некоторые визуальные образы с концерта можно здесь:
Евгений Тимашук: «Есть опасение, что любой концерт в «Сфере» превращается в итоге в контент-шоу, потому что экран затмевает собой артистов. Вопрос в том, плохо это или хорошо?»
Уилли Уильямс, давний креативный директор и соратник U2, работавший над инновационным контентом для шоу в «Сфере» так отвечал по поводу психологического аспекта выступления в таком зале: «U2 завораживают вообще без каких-либо трюков. Музыка и отношения с публикой — это то, что создаёт связь, так что всё остальное представляет собой своего рода гигантский коллективный арт-эксперимент, целью которого является увидеть, что произойдет, когда мы поместим зрителей в ситуацию, с которой они никогда раньше не сталкивались».
Реклама. NBA, ESPN, YouTube широко рекламировали себя (как сообщается, по цене $450 000 за 4 часа) на внешнем экране здания, который стал идеальным контентом для распространения в социальных сетях. «Сфера» стала своего рода маркетинговым шаблоном для спортивных организаций. Самое видное здание в Лас-Вегасе уже приняло участие в гонке Формулы-1 в ноябре 2023 и в февральском Суперкубке LVIII.
Спорт. Что ещё интереснее, «Сферой» стали одержимы представители спортивных лиг, хотя площадка изначально совсем не предназначалась для проведения спортивных событий. А спорт, как мы знаем, несёт с собой огромные финансовые возможности.
Президент UFC Дана Уайт: «Я проведу в «Сфере» величайшее соревнование по боевым единоборствам, которое когда-либо видели. Я так одержим этой идеей, что это даже не смешно. Первую прямую трансляцию оттуда должны вести мы».
Турнир UFC запланирован в «Сфере» в сентябре 2024 года. Помимо UFC, со «Сферой» также связались НХЛ и несколько боксерских организаций, что вызвало даже накал борьбы за первенство спортивного события в «Сфере».
Президент UFC Дана Уайт: «Вы знаете, я потрачу деньги, чтобы сделать нас первыми. Бокс не сможет соревноваться с нами. У них нет денег, чтобы сделать это. Ни у кого из этих бездельников нет на это денег. Я сделаю это».
Одного желания не всегда достаточно. Питер Стрингер, бывший руководитель цифровых технологий и социальных сетей в Boston Celtics и UFC, ставит очень правильный вопрос: «Сфера» открывает совершенно новую эру в иммерсивном видео. Самый большой вопрос, который у меня возникает в отношении спортивных ивентов: у кого в спорте будет такой контент, который позволит действительно воспользоваться возможностями площадки?»
Несмотря на ажиотаж от спортивных представителей, нам стоит набраться терпения, потому что не всё так просто даже с юридической стороны: у всех лиг заключены долгосрочные договоры с разными стадионами и нарушать их будет дорого.
Кроме того, такое пространство даёт не только возможности, но и накладывает ряд ограничений.
Евгений Тимашук: «У меня складывается впечатление, что «Сфера» ограничена в разнообразии. Сходишь так на один концерт, на второй, а на третьем ты уже будешь просто контент смотреть. Если мы тут делаем презентацию iPhone, то Samsung не придёт, потому что это будет повторением. Презентация одной марки автомобиля – и остальные не придут, потому что уже такое было».
Нам, как продакшну только что отгремевших церемоний Игр Будущего, на ум сразу же приходят вариации использования «Сферы» для проведения киберспортивных состязаний. Как ни крути, этот экран – самое большое «окно» между цифровым и физическим миром сейчас.
Евгений Тимашук: «Вот для киберспорта это потрясающее пространство, ведь им не нужно разнообразие – им нужны огромные экраны и полное погружение. Но как сделать сервера, чтобы работать с киберспортом в разрешении 16К? Это вопрос».
Очень много вопросов без ответа и пока не нащупана ясная дорога для развития таких площадок. Однако желание спорта, артистов и создателей шоу быть в авангарде — ведь инновации заложены в ДНК «Сферы», которая вносит космические возможности и впечатления для зрителей, — точно станет двигателем развития Sphere Entertainment Co. и появлением таких площадок по всему миру. Мы в этом не сомневаемся.
Евгений Тимашук: «У меня тоже неподдельный интерес к такого рода сооружениям, и я очень надеюсь, что будет возможность и у нас создавать такие мегапроекты. Очень круто видеть, как высочайшего уровня специалисты в таком объёме собираются вместе и решают невозможные задачи».
Интересные ссылки:
Сайт:
Цифры и 3D-модель здания:
Первое шоу в Сфере, часть контента концерта U2, впечатления:
Материал подготовила Татьяна Писаревич