Почему согласие пользователя больше не работает

Комментирует Кирилл Ляхманов, Советник, Руководитель практики IP/IT LCH.LEGAL

Сейчас компании борются за контроль над устройствами и вниманием пользователей, применяя «‎хакерский» подход и темные UX-паттерны.

Стандартные юридические подходы вроде борьбы с очевидно вредоносным ПО, признание свободы воли в установке и использовании ПО, а также согласие в форме клика (или эмодзи) перестали работать. Защита пользователей должна строиться иначе.

Радикальная забота о пользователе

В 2019 году Apple без предупреждения и уведомления удалила с миллионов своих устройств компонент Zoom, необходимый для подключения к видеозвонку.

После того, как на это обратили внимание СМИ, компания заявила, что речь шла про заботу о безопасности: но по сути, пользователей лишили возможности использовать полезную программу без их ведома и согласия.

Подобные конфликты существуют везде, где есть IT:

  • Антивирусы удаляют вредоносные программы. В ответ вирусы атакуют антивирусы.
  • Блокировщики рекламы мешают сайтам показывать баннеры. Сайты отвечают обходами блокировщиков, зашифрованными рекламными скриптами, или запретом просмотра сайта с включенным блокировщиком.
  • Браузеры борются с трекерами информации о пользователе. Рекламные сети переходят к скрытым методам слежки — отпечаткам устройств и сбором дополнительных данных.
  • Пользователи устанавливают блокировщики рекламы для браузеров. Компании-владельцы браузеров скрытно деактивируют блокировщики.
  • В 2010-х Яндекс.Браузер автоматически устанавливался через сторонние программы или обновления сервисов Яндекса. Пользователи узнавали об этом постфактум.

Почему стандартные подходы к согласию пользователя перестали работать?

Плохое ПО должно быть запрещено

На практике почти любое ПО имеет двойное назначение. Например, ПО для удаленного доступа может использоваться как для администрирования, так и для слежки. Оценивать нужно не только функции программы, но и контекст её применения.

Пользователь свободен выбирать любое ПО

Формально да. Однако на практике пользователи не понимают, что именно устанавливают. Они пропускают скрытые галочки в установщиках или сталкиваются с навязанными программами. Кроме того, суть программы может меняться с каждым обновлением.

Клик = согласие

Никто не читает лицензионные соглашения. Клик - простое механическое действие, к которому подталкивает структура пользовательского пути, и его нельзя считать информированным волеизъявлением.

Что с этим делать:

1. Уважайте выбор пользователя в продукте

Избегайте тёмных UX-паттернов. Любое действие (установка, смена настроек, передача данных) должно быть понятно, обратимо и согласовано. Скрытая активация функций несет репутационный и юридический риск (особенно, если кредитный счет открывается после просмотра сторис в приложении банка)

2. Проверяйте свои соглашения и пользовательские сценарии

Если важное условие включается под кликом по кнопке «Ок», то можно считать, что пользователь реальное согласие не давал. Перепроверьте: кто, где и как реально соглашается с вашей обработкой данных или функциональностью.

3. Интегрируйте юридическую экспертизу в UX-дизайн

Юрист не должен «одобрять» текст на последнем этапе. Он должен участвовать в проработке пользовательских сценариев, связанных с юридически значимым действием. Особенно при обновлениях, изменении логики поведения ПО, или создании новых функций.

4. Предусматривайте архитектурно механизм обратного действия

Если пользователь не может откатить ваше вмешательство в ПО - будет конфликт. Удаление без возможности восстановления = ограничение автономии.

5. Стройте документацию и процессы с точки зрения реального расследования

Представьте: пользователь, СМИ или регулятор изучает логику вашего действия (например, автоустановку браузера). Учтите, что согласие должно быть доказуемым, а идея - прозрачной.

Почему согласие пользователя больше не работает
Начать дискуссию