Образование без возрастных ограничений: секреты эффективного обучения взрослых

В статье вы познакомитесь с ключевыми теориями обучения взрослых, а также получите практические советы по их применению п��и разработке обучающих программ.

Вы читаете адаптированный перевод статьи «What is Adult Learning Theory and Why Is It Important?».

Умение учиться часто воспринимается как само собой разумеющееся. В конце концов, мы все ходили в школу, верно?

Но не всё так однозначно, если речь идет о корпоративном обучении. Школьные программы построены на теориях о том, как учатся дети и подростки и сколько времени они могут этому посвятить.

Вы когда-нибудь задумывались, учатся ли взрослые таким же образом? (Спойлер: нет!)

Здесь в игру вступает теория обучения взрослых. Принимая во внимание то, как учатся взрослые, их стремление получить релевантные знание и опыт, а также мотивацию к самосовершенствованию, вы можете адаптировать программы корпоративного обучения и сделать его более эффективным.

Чтобы лучше понять данную теорию и как её применять на практике, полезно сравнить, как учатся взрослые, и как мы учились, когда были детьми.

То, как учатся взрослые, отличается от того, как учатся дети

Корпоративное обучение во многом базируется на школьной образовательной модели. Это неудивительно, ведь это первое и самое продолжительное знакомство с учебной средой. Но мы должны помнить, что мотивы для обучения у взрослых и детей различаются.

В школе дети учатся, потому что находятся в среде, которая их к этому побуждает. Ученики проводят время в классе вместе с другими детьми одного возраста и уровня знаний. Ожидается, что и заниматься они будут только учёбой.

Их мотивация в большей степени является внешней, а это означает, что дети проходят через этот процесс, чтобы угодить своим родителям и учителям (по крайней мере, до тех пор, пока они не созреют и не увидят ценность самого обучения).

После окончания школы всё меняется. Когда взрослые решают чему-то научиться, это происходит потому, что они видят в этом ценность.

Например, мы выбираем хобби, потому что находим его интересным или расслабляющим. Или приобретаем навык, который поможет продвинуться по карьерной лестнице. Нами движут интересы и амбиции.

В корпоративной среде об этом различии иногда забывают. Когда это происходит, обучение возвращается к школьной модели, в которой люди собираются вместе и должны изучать материал.

Неудивительно, что этот подход не работает:

  • Проведя годы в школе, взрослые больше не хотят получать «домашнее задание» в виде обучающих курсов.
  • У каждого свой уровень знаний и опыта, поэтому в любом классе есть и отстающие ученики, и те, кому скучно, потому что они уже знают материал.

Так как же подстроить обучение под интересы и цели взрослых и как сделать его эффективным?

Теории обучения взрослых

Именно эти вопросы лежат в основе области исследований, известной как Теория обучения взрослых. В научной литературе существует несколько различных теорий.

Некоторые из них включают:

Трансформационное обучение

Главное требование состоит в том, что истинный учебный опыт должен каким-то образом изменить человека. На практике рекомендуется начинать с обучения, привлекательного для вашей конкретной аудитории, а затем переходить к мероприятиям, которые ставят под сомнение предположения и исследуют другие точки зрения.

Самостоятельное (самоуправляемое) обучение

Этот подход признаёт, что большая часть обучения взрослых, находится вне контекста формального образования, и поэтому акцент делается на расширении этого неформального опыта. Это может быть предоставление необходимого материала, помощь в планировании обучения или оценка опыта после его завершения.

Экспериментальное обучение

Оно доказывает, что суть обучения заключается в осмыслении опыта. Взрослые учатся лучше всего, когда могут применить полученные знания на практике. Таким образом, в учебной деятельности широко используются ролевые игры, симуляции и т. д.

Андрагогика

Андрагогика сочетает в себе многие идеи из вышеупомянутых теорий. Этот подход начинается с признания различий между взрослыми и детьми и проектирования обучения на их основе.

В отличие от детей взрослые в обучении опираются на свой жизненный опыт, а также могут сами планировать процесс и управлять им. Для них важно получать знания, которые сразу можно применить на практике.

Есть и другие теории. Было бы ошибкой считать только одну из них правильной. Не все взрослые учатся одинаково, и важно найти подходы, сочетающие в себе несколько теорий.

От теории обучения взрослых к педагогическому дизайну

Итак, давайте предположим, что вы создаёте корпоративную программу обучения на основе проверенной теории обучения взрослых, используя видео как для обязательного внутреннего, так и для самостоятельного обучения.

Как увязать принципы обучения взрослых с тонкостями создания эффективных учебных материалов?

Здесь в игру вступает педагогический дизайн.

Существует множество методологий разработки учебных программ: ADDIE, SAM, Agile и многие другие. Но они только описывают процессы, используемые для создания учебных материалов и курсов. Для того, чтобы любая из них была эффективной, необходимо четкое понимание того, как учатся взрослые.

Комментарий Осипова Михаила: перечитайте, пожалуйста, ещё раз абзац выше.

Наш собственный подход не опирается только на одну из теорий, а использует их сочетание.

Например:

  • Наш видеоконтент направлен на то, чтобы вовлечь учащихся в процесс, опираясь на прошлые знания и привнося новые факты и точки зрения. Это приводит к устойчивым изменениям в поведении – во многом подобно трансформационному обучению.
  • Наша система управления обучением HSI обеспечивает гибкость, необходимую для самостоятельного обучения.
  • Курсы содержат множество конкретных примеров с информацией, которую студенты сразу могут использовать, как это подчёркивается в экспериментальном обучении.

Отлично... А как всё это выглядит на практике?

Создание эффективного обучения по методу HSI

Помните, то, как учатся взрослые, сильно отличается от того, как это делают дети в классе. Как мы можем использовать стремление взрослых изучать релевантный материал, приобретение опыта и общую цель преобразующих изменений?

Вот семь принципов, которыми мы руководствуемся в процессе разработки нашего учебного контента.

1. Используйте технологии, которые побуждают учиться

Выбор огромен, особенно если вы пытаетесь мотивировать взрослых постоянно учиться самостоятельно. Формат должен быть простым в навигации и побуждать учащихся делать больше.

Подумайте о том, как работает такой потоковый сервис как Netflix. Он позволяет легко просматривать контент, предлагает варианты на основе ваших интересов и позволяет нажать кнопку «следующий эпизод», как только заканчивается предыдущий.

Представьте, если бы вы могли заставить своих сотрудников сосредоточиться на учебном контенте, используя аналогичные инструменты!

2. Используйте визуальные эффекты с умом

Исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре определили, что добавление в материал подходящих визуальных эффектов привело к улучшению результатов обучения на 89%. Этот эффект был максимальным для учащихся с небольшим опытом по теме. Это означает, что, когда взрослые с разным уровнем знаний сталкиваются с учебным содержанием, тем, кто менее знаком с темой, помогают визуальные эффекты.

Однако важны релевантность и умеренность. Слишком много визуальных эффектов может отвлекать от материала. Неуместные визуальные эффекты также будут мешать обучению. Найдите «золотую середину».

3. Добавьте соответствующий звук

Существует достаточно доказательств того, что аудио может значительно улучшить понимание, когда оно используется для описания или объяснения сложных визуальных эффектов. Звуковые подсказки также являются отличным способом помочь учащимся пройти курс.

Например, вступительную музыку можно использовать для перехода к различным разделам видео, отмечая подтемы. Звуковые эффекты также полезны для обозначения перехода к новой идее или появления важной информации.

4. Используйте ведущих для того, чтобы подать материал

Это поможет сделать контент более привлекательным и живым. Ведущий даже не обязательно должен быть человеком (это может быть простой анимационный персонаж).

5. Конкретизируйте материал

Когда информация представлена абстрактно, мы способны обрабатывать и запоминать лишь её ограниченное количество. Большинство людей лучше усваивают материал через опыт, но опыт – это не то, что можно передать через экран компьютера.

Комментарий Осипова Михаила: хлопаю стоя относительно предыдущего абзаца

Вы можете добавить примеры, чтобы сделать материал более понятным. Учащиеся часто предпочитают конкретные примеры абстрактным объяснениям. Вот почему мы включаем множество примеров во все наши готовые видеоролики.

Комментарий Осипова Михаила: примеры для взрослых (особенно на сложном материале) работают эффективно через аналогии и метафоры

6. Стремитесь к постоянству

Вы когда-нибудь водили чужую машину? Странное ощущение, не правда ли? А может прогуливались по незнакомому району или находились в чужом доме в качестве гостя? Последовательность не помешает и в обучении. Она помогает учащимся лучше анализировать и систематизировать полученную информацию. Без неё они сбиваются с «ритма» и отвлекаются на «новизну» формата.

7. Предоставьте дополнительные материалы

Некоторые люди могут учиться, просто слушая преподавателя, но другим полезно делать заметки или просматривать раздаточные материалы позже. Чтобы максимально заинтересовать учащихся (не заставляя их яростно записывать), попробуйте подготовить дополнительные материалы. Их использование может гарантировать точность и полноту важной информации.

Комментарий Осипова Михаила: выше идёт речь о базе знаний, но для неё необходим ресурс, если ресурс отсутствует, то идеально решение - это раздаточные материалы

Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!

На канале:

• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.

• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.

• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.

Подписывайтесь и убедитесь в его пользе! А также не забывайте подписаться на мою страницу VC.ru

Комментарий Осипова Михаила: HSI — это далеко не единственный зарубежный EdTech, который использует научный подход. У нас подобный опыт встречается редко (особенно в корпоративном секторе и инфобизнесе), а ведь ничего не мешает тестировать гипотезы и создавать свои методы по обучению взрослых, но большая часть рынка зациклена на технических решениях и трендах в обучении... Вы спросите: «Как поддержать популяризацию научного подхода в проектировании обучения?» Просто сделайте репост поста для знакомых или коллег и подписывайтесь на мой канал👆🏻

8
1 комментарий