Угроза спама. Особенности рекламных рассылок

Угроза спама. Особенности рекламных рассылок

О том, что такое рекламные рассылки, каким требованиям они должны соответствовать, чтобы не стать угрозой для репутации и финансового положения рекламодателя, рассказал Иван Мелихов, юрист по персональным данным, LANTA Talent Solutions.

Волна страха, которая захлестнула бизнес и предпринимателей после повышения ответственности за спам до миллиона рублей, немного спала, но это не значит, что вопрос законности осуществления рекламных рассылок и звонков потерял свою актуальность, особенно, с учетом количества дел, инициируемых ФАС, и многочисленных предложений маркетинговых компаний, которые используют различные коммуникационные инструменты, не всегда учитывая законодательные требования к ним.

Что такое рекламная рассылка

Под рекламными рассылками мы понимаем распространение рекламы по сетям электросвязи, включая отправку смс, имейл сообщений, телефонные звонки, а в некоторых случаях даже пуш-уведомления будут квалифицироваться в качестве рекламы. Почти во всех перечисленных случаях необходимо согласие для осуществления рекламных рассылок.

Какая информация является рекламной, а какая нет

Для ответа на этот вопрос нам стоит обратиться к понятию рекламы, которое звучит следующим образом: “информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке”.

В этом определении есть два важных момента - “неопределенный круг лиц” и “привлечение внимания к объекту рекламирования” - следовательно активное предложение конкретного товара или услуг кругу лиц без определенных параметров будет считаться рекламой, и даже условное сегментирование, в том числе по полу или интересам, также может быть отнесено к данной формулировке. Для того, чтобы правильно оценить ситуацию следует ответить на вопросы: может ли быть доступ к этой информации у других лиц? И может ли эта информация быть интересна другим лицам? Также важно отметить, что различные акционные предложения и скидки будут квалифицировать такую информацию, как рекламную.

Таким образом, если в рамках коммуникаций мы сообщаем клиенту об изменениях в документах, информацию о доставке товара или любых других сервисах, то это не будет рекламой, поскольку индивидуализация в данном случае не имеет цели продажи дополнительных продуктов и услуг. При этом важно понимать, что, если в такое информирование были добавлены различные рекламные вставки и акции, то оно может квалифицировано как рекламное.

Как получить согласие на рассылку

Законодательством не установлена форму согласия форма согласия на рассылку. Оно может быть получено в бумажном, устном или электронном виде. Для получения согласия важно учитывать:

  • согласие должно собираться отдельно от других согласий, а в идеале на отдельном документе
  • предоставление согласие должно иметь возможность подтверждения личности, кто его дал
  • в бумажном виде согласие должно быть завизировано его автором
  • в случае электронных согласий, чаще всего предоставляют лог-файл с отражением даты, времени, места получения идентификатора пользователя.

Важно отметить, что на практике регулятор достаточно редко запрашивает такую информацию о личности, давшей согласие на рассылку, так как стороны стараются исходить из добросовестности участников правоотношений, но все-таки стоит иметь в виду правила, которые нужно соблюдать.

Кроме всего вышесказанного, согласие должно быть предоставлено действием явно выраженного характера. Если согласие собирается в письменной форме, то включение его в договор или другой документ возможно, но это необходимо реализовывать через отдельное подтверждение. Например, в виде отдельной галочки или подписи под специальным отделом, в котором размещена информация о рекламных рассылках.

Электронное согласие на рекламную рассылку

В случае сбора согласий в электронном виде пользователь должен предпринять конкретные действия, например, заполнить чекбокс или нажать отдельную кнопку, чтобы предоставить свое согласие. Процедура отказа от получения рекламной рассылки также предполагает конкретные действия от пользователя.

Еще один рисковый подход, который стоит упомянуть, это случаи, когда согласие является обязательным и не предоставить его невозможно.

Все три способа представлены от менее рискованного к более рискованному. Обычно бизнес сам выбирает, какой способ внедрить, используя риск ориентированный подход и внутренние требования к маркетингу и конверсии.

Что еще нужно знать

Помимо сбора согласия у пользователя также должна быть возможность это согласие отозвать. При этом необходимо учитывать, что такой отказ-запрос от пользователя может поступить на различные каналы связи с компанией, в том числе не только через кнопки в рекламных рассылках. Поэтому желательно предусмотреть и иные механизмы, например, отдельную форму отказа на сайте, отдельные письма на электронную почту или непосредственно прямые бумажные письма-запросы по адресу.

Начать дискуссию