«Донорская кровь» для бизнеса: как использовать программу преемственности на благо компании
Андрей Белоногов, партнер практики управления человеческим капиталом O2Consulting, о том, почему важна программа преемственности и при каких условиях она сработает на пользу компании.
Программа преемственности — это такой запасной план для бизнеса на случай внезапных изменений, будь то уход топ-менеджера, неожиданный кризис или смена владельца, руководства или ключевого лидера. Этот план включает в себя передачу лидерами бизнеса своих знаний и опыта преемникам. Грамотно составленная программа преемственности делает бизнес устойчивым и помогает ему выживать, адаптироваться и расти в сложных условиях.
Почему важна программа преемственности и каковы риски ее отсутствия
Собственники, обременённые постоянным решением текущих задач, часто откладывают задачу по разработке и поддержанию программы преемственности в долгий ящик. Это ни к чему хорошему не приводит.
«Магнит», «Сибирь» (бренд Natura Siberica»,«Александровский молочный завод» (бренд «Александров») — далеко не полный список компаний, которые столкнулись с серьезными проблемами после смены руководства, потому что не позаботились о поддержании программы преемственности.
ПАО «Сибирь» (бренд Natura Siberica): после смерти основателя компании Андрея Трубникова в 2021 году отсутствие четкой программы преемственности привело к конфликтам среди наследников и топ-менеджмента, что негативно сказалось на операционной деятельности компании.
ОАО «Александровский молочный завод» (бренд «Александров»): в 2018 году после ухода основателя компании из оперативного управления возникли сложности с передачей полномочий. В дальнейшем это привело к снижению эффективности работы и потере доли рынка.
Именно собственник, вовлеченный в развитие своего бизнеса на долгие годы и своевременно заботящийся о будущем, является ключевым фактором успеха программы преемственности.
Условия успеха программы преемственности
Поддержание культуры наставничества. Без этого нельзя реализовать новую стратегию, именно в культуре — сила компании. Программа преемственности успешнее реализуется в бизнесе, где лидеры — источники знаний. Эти люди создают культуру, где опыт и информация легко передаются между поколениями сотрудников.
Своевременность: программу преемственности важно запускать заранее. Успешные лидеры начинают готовить себе смену за годы до реальной необходимости. Смена первого лица (исполнительного директора) владельцем компании — частое явление. При отсутствии программы преемственности последующая замена руководителей первых трёх уровней (CEO и его заместителей) влечет смену управленческой культуры, к которой часто не хотят адаптироваться носители знаний — ключевые эксперты, но именно от них «в полях» зависит качество продуктов компании.
Регулярность: программа преемственности должна быть системным процессом, а не разовой инициативой. Передача знаний, обучение будущих лидеров и их адаптация к управленческим ролям требуют постоянного внимания.
Системность: знания должны быть структурированы, зафиксированы и легко передаваемы. Своевременная формализация ключевых бизнес-процессов, организация экспертных сообществ в каждом звене цепочки создания ценности, подготовка кадрового резерва — залог того, что акционер продаcт компанию по максимальной стоимости, если примет такое решение. Не исключено, что после «предпродажной подготовки» продавать компанию не захочется! 🙂
В своём блоге Андрей Белоногов, который регулярно сдает кровь, сравнивает управление преемственностью с донорством. Кровь — это источник жизни организма, а преемственность управления обеспечивает жизнеспособность компании.
Мы рады объявить о запуске нового продукта «управление преемственностью» в практике управления человеческим капиталом в O2Consulting. Оставляйте вопросы в комментариях или закажите консультацию у нас на сайте.