«Мудрость толпы» на службе расчета цены закупки

«Мудрость толпы» на службе расчета цены закупки

Вся та магия, которая происходит в сервисе Effect «Расчет цены закупки», когда пользователь видит перед глазами готовый формат запроса цены на услугу/работу, уже детализированный по этапам и расценкам, стала возможной благодаря работе справочника наименований расценок. В данной статье мы расскажем, как он учитывает мнение каждого закупщика и формирует наиболее подходящий вариант структуры цены закупаемой потребности.

Многообразие вариантов описания услуги/работы

В отличие от материально-технических ресурсов, одни и те же услуги и работы в Техническом задании могут быть описаны по-разному. В зависимости от опыта человека, который будет составлять такое описание, он может использовать разные термины для наименований этапов услуг/работ и расценок. Также, могут быть выбраны разные единицы измерения для идентичных расценок. Например:

Услуга: Разработка программного обеспечения

Рис. 1 Разные варианты описания этапов, расценок и единиц измерения
Рис. 1 Разные варианты описания этапов, расценок и единиц измерения

Таких вариантов описания одной и той же услуги может быть очень много. Если сохранить в справочнике все предложенные наименования расценок, со временем, в нем накопится множество синонимов наименований расценок и будет очень сложно проводить по ним качественную аналитику.
На практике часто встречается ситуация, когда появляется новая закупка и по ней еще нет достаточной экспертизы, чтобы описать нужные этапы и расценки. В этом случае заказчики запрашивают эту информацию у поставщиков и потом вынуждены тратить время на сопоставление полученных предложений.
Поэтому, чтобы избежать описанных сложностей, в сервисе расчета цены Effect реализована автоматическая генерация структуры потребности на стороне Заказчика. После того как Заказчик с помощью цифровых сервисов в шаблоне запроса цены определит состав этапов и расценок, поставщикам останется только указать свои цены для каждой запрошенной расценки.

Идея создания справочника наименований расценок

Отправной точкой для старта разработки нового функционала стали следующие предпосылки:

  1. Потребность в общедоступной базе знаний о том, на какие этапы и расценки можно разложить все записи корпоративного справочника услуг и работ. Или если не все, то хотя бы самые часто закупаемые.
  2. Возможность определить основное наименование этапа и расценки, а также синонимы к основному наименованию, которые тоже должны быть доступны для использования.
  3. Справочник должен обладать способностью к самообучению. А именно - определять частоту использования каждого этапа и расценки и формировать структуру услуги/работы из наиболее популярных записей на данный момент времени.

Наполнение справочника наименований расценок

Наполнение справочника этапами и расценками может быть выполнено различными способами:

  1. Перенос существующей структуры этапов и расценок из корпоративной закупочной системы.
  2. Интеграция с сервисом Effect “Расчет цены закупок”. При каждом запросе коммерческих предложений пользователи сервиса формируют структуру этапов услуг/работ и входящие в эти этапы расценки. Эти данные передаются в справочник наименований расценок.
  3. Интеграция с сервисом Effect “База цен”. В сервисе «База цен» происходит регистрация данных об этапах/расценках, извлеченных из спецификаций услуг/работ по уже заключенным договорам. При создании записи в Базе цен пользователь может воспользоваться данными из справочника наименований расценок, либо создать новую расценку или этап, которые будут автоматически добавлены в справочник.

Алгоритм самообучения

«Секретным соусом» справочника наименований расценок стала методика расчета популярности расценок, этапов и единиц измерения по каждой услуге/работе.

При каждом запросе коммерческого предложения в сервисе «Расчет цены закупки» информация об использованных в запросе наименованиях этапов, расценок и единицах измерений передается в справочник наименований расценок. При этом, значения популярности часто используемых наименований возрастают относительно тех наименований, которые используются реже.

Таким образом, справочник постоянно обучается на новых данных и актуализирует состав и содержание этапов выполнения услуг/работ. В сервис расчета цены Effect передаются только наиболее актуальные и востребованные на данный момент времени наименования этапов, расценок и единиц измерения.

Работа с синонимами

Как бы нам ни хотелось всегда использовать одни и те же наименования расценок, на практике этого достичь не реально. Но, можно научить систему вести учет всех использованных синонимов наименования каждой расценки. Синоним, который будет использоваться чаще других, будет автоматически считаться основным наименованием расценки.Для добавления нового синонима в Справочник допустимо два способа:

  1. Во-первых, синонимом может стать новая расценка, которую решит создать пользователь сервиса «Расчет цены закупки» при формировании запроса коммерческого предложения.
  2. Второй вариант – поставщик может указать альтернативное наименование расценки при заполнении запроса коммерческого предложения.

И в том, и в другом случае предложенное наименование расценки будет автоматически направлено на согласование администратору Справочника. В случае согласования, новое наименование расценки будет добавлено в список синонимов к основному наименованию расценки.

Преимущества использования справочника наименований расценок

Использование справочника наименований расценок для услуг/работ обеспечивает следующие возможности для пользователей сервисов Effect:

  • единое хранилище оцифрованных данных о единичных расценках на услуги/работы как основа для функционирования всех цифровых сервисов Effect
  • автоматическое предзаполнение шаблона запроса коммерческого предложения в сервисе «Расчет цены закупки»,
  • использование записей справочника при описании единичных расценок в сервисе «База цен»,
  • непрерывное совершенствование качества описания услуг/работ на основе оценки востребованности наименований расценок и этапов.

Можно сказать, что справочник наименований расценок представляет из себя корпоративный каталог лучших практик детализации услуг и работ. Как следствие, качественное описание потребности становится доступно даже начинающим пользователям, не являющимися экспертами в той или иной предметной области.

Начать дискуссию