Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

Приветики-котлетики! А я знаю, зачем вы здесь.

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

Представьте, наконец-то в личку вам прилетает заветное «Хочу сделать заказ». И вот, вы уже готовы ринуться в бой и ухватить проект мечты, но следом клиент спрашивает закономерное:

- Сколько стоит?

И все. Паника. Рассчитать цену — только полдела. А как не закошмарить себя мыслями, что слишком много просишь?

Сейчас будем в этом разбираться

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

Расчет цены касается всех, кто что-то делает за деньги, поэтому статья будет полезна не только дизайнерам и иллюстраторам, но и специалистам других сфер. Так что даже если вы лепите глиняные горшки в виде ежей, вы также сможете что-то почерпнуть

Сегодня мы разложим по полочкам:

1. Ценообразование: 3 разных способа
2. Как озвучить сумму и не постесняться собственного ценника
3. Как составить понятный прайс-лист
4. Писать ли цены публично?

Приступим

1. Ценообразование: 3 способа

Начнем с базы: как выставить цену, если вообще нет никакого понимания, как ее считать.

Часть специалистов называет цену наобум, но мы-то с вами понимаем, что мало цену выставить, нужно, чтобы она на что-то опиралась. И чтобы в конце не было такого, что за месяц работы вы получили 500 рублей просто потому, что в начале делегировали расчет рандомайзеру)

Способ 1. Фиксированная цена

Самый распространенный и понятный для заказчика. У него есть запрос — у вас есть четкая сумма, которую ему нужно вам отдать.

А вот как эту сумму получить уже вопрос со звездочкой, который и мучает большинство спецов.

Предлагаю вам простой алгоритм действий, чтобы вам было легче понять рынок:

1. Проанализируйте свою нишу
Загляните на сайты конкурентов, погуглите или просто пообщайтесь с коллегами.

2. Оцените средние цены

А дальше занимательная математика:

• Если вы зеленый новичок, который только пришел в дивный мир фриланса: - 10% от среднерыночной стоимости
• Если вы объективно хорошо делаете: +10% от среднерыночной стоимости

3. А потом смотрите на вовлеченность клиентов и корректируйте прайс в зависимости от количества закрытых заказов. Главное в этом деле — не демпинговать ради получения работы. Ваша задача — стараться объективно оценивать свои навыки, а не работать за ветку.

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

Способ 2. Почасовая ставка

Тот самый случай, когда вы начинаете засекать время, которое потратили на ответ клиенту)) Здесь мы тоже будем вспоминать школьные годы, но параллельно с этим проходить мини-тест.

Отвечаем на вопросы:
1. Сколько хотим зарабатывать в месяц
2. Сколько часов в месяц мы готовы тратить на работу
3. Какой вы смешари... а, это к делу не относится

А далее используем формулы, которые я показала на картинке. Сегодня без квадратичных уравнений и интегралов, не переживайте

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

Чем этот способ хорош: он более индивидуален. Ставка меняется в зависимости от потраченного времени, поэтому вы получаете окупаемость каждого часа работы.

Чем плох: Если это разовая задача и/или клиент не знаком с таким способом, может быть сложно объяснить, почему вместо условных трех часов вы потратили на задачу пять. В таких случаях рекомендую высчитать примерное время работы над задачей заранее и закладывать 15-20% на форс-мажоры.

В целом, почасовая ставка отлично подойдет тем, кто работает разное количество времени над задачами одного типа

Способ 3. Для искушенных

Для ценителей своего комфорта — мой любимый способ.

Вы ставите такую цену, за сколько вам не влом делать эту задачу + 15-20%, на непредвиденные обстоятельства

*влом в данном случае — это параметр, который учитывает загруженность, сложность проекта, заинтересованность и другие важные вам факторы

Такой способ может понравиться более опытным товарищам, которые знают какие задачи откликаются, а какие для них более сложные. Мой опыт подсказывает, что это самый удобный метод, потому что цена получается индивидуальной под проект, а оттого становится более выгодной и для вас, и для клиента.

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

2.1 Как не бояться называть цену

С цифрами разобрались, теперь приступаем к тем самым страшным мыслям: «А вдруг я зажрался?»

Важно не только озвучить цену клиенту, но и самостоятельно ее принять. Многие ребята сталкиваются с огромным роем мыслей, что их работа не может стоить таких денег. А ведь речь идет не о миллионах.

- А вдруг это слишком дорого? – А если он скажет, что я обнаглел с такими ценами? – А если… - А вдруг…

••• Шесть лет назад, когда я только начинала, у меня были знакомые, которые считали, что я слишком дорого беру. Мне говорили: «Ангелина, 1000₽ за рисунок — дорого. Кто у тебя купит?». Уже тогда мне было непонятно: если работа адекватная и на нее потрачено время, почему я не найду клиента, которого устроит мой прайс?

Спойлер: я нашла. Еще один спойлер: я поняла, что 1000₽ — это очень небольшая сумма за работу, но даже так я встречала от людей возгласы о том, что я обнаглела

В чем мораль: выставляйте цены в соответствии со своими ощущениями. Любая работа стоит денег, а хорошая работа — хороших денег. В первую очередь, это важно, чтобы не выгореть. Во вторую, чтобы не демпинговать рынок.

А вот если проблема не в окружении, которое давит на психику своим «Бери меньше, кто на такое согласится?», то подход немного отличается.

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

Вы все еще должны четко осознавать, что любой труд должен быть оплачен. Дизайн, лепка из глины или шитье — это такая же работа, как починка холодильников или бухгалтерские услуги.

На любой прайс найдется свой клиент. Главное — не забывать расти как специалист.

2.2 Бонус: как аргументировать цену

Неважно, кому вы объясняете цену: клиенту или тому самому критику в зеркале.

Принцип один: цена не берется из воздуха. Это совокупность переменных: от количества потраченного времени до вашей загруженности.

Ведь брендбук, который вы делали месяц, ну никак не может стоить 5000₽? Вы закладываете в цену поиск рефов, разработку концепции, верстку, проверку гипотез и многое-многое другое. Это все ваше время, силы и ресурс, которые должны быть оплачены в соответствии с вашим прайсом.

Моя любимая фраза, которую можно показывать вместо сеанса с психологом:

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

3. Как составить понятный прайс-лист

Что я рекомендую в включить в прайс, чтобы клиенту было проще понять, за что он платит:

1. Сумму за услугу. Например, логотип у меня стоит Х рублей
2. Цена за правки. Допустим, 1 круг платных правок будет стоить Y рублей или 10% от X
3. Доплата за срочность. 50-100% от X суммы
4. Прайс за доп. услуги. Это может быть предоставление исходников, гайдлайна или тех. обслуживание в течение месяца после запуска
5. Условия работы. Тут остановимся поподробнее

Зачем эти условия вообще нужны? Чтобы после трехчасового брифа не узнать, что клиент платит только по постоплате и то, если ему понравится

Какие условия могут быть:

1. Работа по 50/100% предоплате
2. Прием платежей через Самозанятость/ИП/Спец сервисы
3. Сроки работы (если вы не рассчитываете их индивидуально)
4. Количество предоставляемых вариантов. Например, вы готовы предоставить только 2 логотипа на выбор перед утверждением финальной концепции
5. Порядок работы: допустим, бриф → утверждение концепции → финал

*Естественно, вы можете добавлять и убирать пункты. Все зависит от ваших потребностей

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

4. Стоит ли публиковать цены

Кажется, это вообще один из самых острых вопросов во фрилансе. Тема чужих прайсов всегда очень интересная: многим любопытно, сколько берут конкуренты и коллеги, но вот в открытом доступе эту информацию найти очень сложно.

Почему так?

• Во-первых, из-за боязни неконструктивного негатива. Для кого-то цена будет сильно маленькой, и он будет считать вас демпером. Для кого-то непомерно большой, и он будет ворчать, что вы слишком хорошего о себе мнения.

• Во-вторых, из-за того, что цена зависит от многих факторов, которые сложно прописать заранее.

Очередная ситуация: Клиент видит в прайсе лого за X рублей. Но оказывается, что ему нужно не просто лого, а какой-нибудь фамильный герб. И вот вы теряете клиента, потому что он недоволен, так как рассчитывал на одну сумму, а получил счет в два раза больше.

Чтобы избежать подобных ситуаций, прайсы обсуждают под конкретную задачу. Это и возможность найти подход к клиенту, и возможность маневра, если очень хочется взять проект, но у заказчика чуть меньший бюджет.

• В-третьих, в личной переписке намного проще объяснить клиенту ценность работы.

Лично я использую вариант расчета цены индивидуально под проект. Это удобнее, проще в реализации и легче для клиента.

Однако и в публикации цен есть несколько плюсов:

+ Вы сразу отсеиваете тех, кто не проходит по бюджету
+ Вы экономите кучу времени, пока не отвечаете в личку на вопросы: «А сколько стоит?»
+ У клиентов сразу есть понимание, на какие суммы рассчитывать при работе с вами

Это как пицца с ананасами — каждый выбирает свой путь. А вам какой ближе?

Как рассчитать цену за свои услуги и не побояться назвать ее клиенту

Итоги

На самом деле, ценообразование не такое страшное, как кажется. Даже если больше вы боитесь реакции не клиента, а себя. Если у вас остались вопросы, я буду рада пообщаться и обсудить детальнее.

Чуть позже я закину туда пост о том, как не бояться повышать цену и как грамотно преподнести это клиенту.

До скорых встреч в новых статьях <3

Начать дискуссию