Кто такие 10% сотрудников, которые строят будущее компаний — и как ими стать

CEO бизнес-группы Магнит OMNI делится личным опытом и принципами работы.

Кто такие 10% сотрудников, которые строят будущее компаний — и как ими стать

Что будет определять успех бизнеса в ближайшие 5, 10 и даже 20 лет? Не искусственный интеллект, не миллионы инвестиций и даже не революционные технологии. Всё решат люди. Но не любые — а те, кто превращает стратегию в результат и делает невозможное реальностью.

В этой статье, основываясь на опыте Гюванча Донмеза, CEO Магнит OMNI, мы собрали концентрат принципов, по которым живут и работают А-плееры. И да, это не про «талант от рождения» — это про подход, привычки и умение действовать, даже если условия далеки от идеальных.

Содержание

Гюванч Донмез (Guvenc Donmez)

Гюванч Донмез
CEO Магнит OMNI

Гюванч Донмез начал карьерный путь в 2000 году в Procter & Gamble как младший бренд-менеджер, а продолжил в качестве директора по маркетингу в России, Украине и Беларуси. В 2012 году перешёл на позицию директора по маркетингу в Samsung Electronics, в 2015 возглавил DP Eurasia N.V. (мастер-франчайзи Domino’s Pizza) в России, Турции, Азербайджане и Грузии — под его руководством сеть выросла с убыточных 19 до прибыльных 180 точек и вышла на IPO в Лондоне.

После продолжил карьеру в сфере фудтеха: в 2019‑м стал руководителем Delivery Club. С 2023 года Гюванч возглавляет бизнес-группу федерального ритейлера «Магнит OMNI», в которую входят «Магнит Фудтех», «Магнит Плюс», «Магнит Маркет», «Магнит Adtech» и мобильная платформа, которая известна пользователям как приложение «Магнит: акции и доставка».

Кадры важнее стратегии: кто такие А-плееры

Именно сотрудники — ключевой актив компании. А значит, задача каждого руководителя — уметь находить и развивать сильных игроков.

А-плееры — это не просто «хорошие сотрудники». Это люди, которые двигают бизнес вперёд. Они всегда играют на результат, берут ответственность, меняют правила и не боятся ошибаться.

4 главных признака А-плеера:

  • Делает больше, чем от него ждут. Не ждёт «идеальной ситуации» — сам её создаёт. Работает с фокусом на результат.
  • Берёт ответственность без должности «директор». Видит проблему — решает. Видит возможность — использует.
  • Проактивен по умолчанию. Не ждёт инструкций, действует на шаг впереди.
  • Учится быстрее всех и готов меняться. В мире, где знания быстро устаревают, это главный навык.

Особенно в начале карьеры важно не бояться, пробовать и ошибаться. Только через действия приходит понимание своего пути и формируются навыки, которые делают человека незаменимым в команде.

Принципы А-плеера, которые применимы для любой компании и должности

1. Проактивность — не «плюс», а стандарт.

Лучшие сотрудники действуют до того, как от них этого потребуют. Гюванч начинал с позиции в справочной службе — и за год стал помощником директора по кадрам. Не потому, что «повезло», а потому, что не сидел и не ждал задачи — создавал их себе сам.

«На втором курсе университета я решил, что хочу отчислиться. Нет, с успеваемостью у меня было всё хорошо, просто я решил, что мне скучно. Когда я поделился этим со своим ментором, он спросил меня: «Послушай, чего ты хочешь от жизни?» У меня не было ответа на этот вопрос. И у многих часто этого ответа нет. Кто-то отвечает общими фразами: «хочу успеха», «хочу заниматься технологиями», «хочу быть топ-менеджером». Мой ментор сказал: «Если у тебя нет ответа, его нужно найти. А как? Действуя. Начни где-то работать».

Когда я учился, в Турции не было принято совмещать работу с учёбой. А я ещё и не знал, где я хочу работать, кем. Но я попробовал — начал стажироваться в справочной службе. Мне нравилось помогать людям, а постепенно во мне увидели потенциал. Так, к концу года я стал помощником директора по кадрам. Я понял, как устроен бизнес, стал присматриваться к компании, понял, куда хочу направить свою карьеру.

После этого опыта я подал заявку на стажировку в Procter & Gamble. Из 2000 человек выбрали 5, включая меня».

Гюванч Донмез

2. Критическое мышление и цели.

А-плееры не тонут в хаосе. Они задают себе правильные вопросы, формулируют цели и мыслят стратегически. Важна не столько врождённая одарённость, сколько навык учиться и адаптироваться. Знания быстро устаревают — а значит, нужно уметь переучиваться и двигаться вперёд.

«В контексте этого качества мне нравится книга «Научите себя думать» Эдварда де Боно. Когда я начинал карьеру, мне говорили, что я нацелен на действие, но нужно думать о последствиях и развивать своё стратегическое мышление. Тогда я ещё не знал, что это, и стал искать книги по теме — из «Научи себя думать» я много понял. Если у вас есть мечта или страсть, нужно за ними идти. Нужно действовать. А если вы не знаете, какая у вас мечта или страсть, то… Тоже действуйте!

По мере того, как вы будете это делать, вы сможете найти свою страсть. Я 13 лет работал в корпоративной среде и активно рос по карьерной лестнице, в Procter & Gamble я стал директором по маркетингу. После опыта в Samsung я решил сменить свою карьерную траекторию. В 2015 году мне предложили возглавить Domino’s Pizza в России — тогда это был небольшой и убыточный бизнес с 19 точками. Я видел потенциал: если наладить доставку так, чтобы пицца приезжала за 30 минут, рынок можно было перевернуть. Мы сделали ставку на скорость, онлайн-продажи и агрессивный маркетинг — и в итоге сеть выросла в десятки раз и вышла на IPO. Всего этого опыта бы не было, если бы я не начал действовать ещё тогда — в вузе»

Гюванч Донмез

3. Ошибки — топливо для роста.

Ошибки — неизбежность. А-плееры используют их как возможность учиться и двигаться дальше. Это можно проиллюстрировать на примере Магнит OMNI.

«Однажды наша команда посчитала, что нужно делать упор на быструю доставку, которая на тот момент была уже у многих игроков на рынке. Мы пошли работать «в поля», я сам, лично, доставлял заказы в Краснодаре. Так мы поняли, что часто доставку заказывали домохозяйки, которые готовили обед или ужин. Для них качество продуктов и сборки было важнее, чем скорость доставки. После таких выводов компания изменила стратегию — в результате бизнес вырос, потому что команда не вцепилась в первоначальную идею, а изменила её на ходу. А к повышению скорости доставки команда пришла позже, когда это стало действительно нужно большинству покупателей».

Гюванч Донмез

4. Конкуренция ради прогресса.

Не нужно быть «лучшим в мире» — нужно быть лучше себя вчера. Маленькие ежедневные улучшения дают взрывной эффект через время.

«Конкуренция должна быть здоровой, ориентированной на результаты и личный рост, а не на токсичность и зависть. Прогресс важнее идеала: небольшие ежедневные улучшения дают колоссальный эффект в долгосрочной перспективе. После Dominos’ Pizza я работал в Delivery Club. Мы начинали с маленького стартапа, а пришли к огромным e-commerce-масштабам, вошли в число лидеров на рынке. И, конечно, это всё произошло не сразу — небольшие действия каждый день, отслеживание технологий, трансформация».

Гюванч Донмез

Как мы играем в Магнит OMNI: наши лидерские принципы

У нас нет слабых звеньев. Нет «делаем, потому что сказали». Есть чёткие принципы, которые помогают бросать вызов рынку и двигаться вперед, вот некоторые из них:

Клиент — наш босс!

Мы предугадываем потребности клиента и работаем над тем, чтобы заслужить и сохранить доверие. Мы смотрим на свой продукт с точки зрения клиента и даем друг другу честную обратную связь, чтобы сделать его лучше.

Быстро ошибаемся, извлекаем уроки и совершаем прорывы

Чтобы создавать передовой продукт — необходимо пробовать новое, идти путями, которые никто не пробовал раньше и… ошибаться. Неудачи полезны, если они сопровождаются выводами и действиями.

Предельная честность!

Мы не играем в компромиссы и не ищем одобрения. У нас принято прямо оспаривать решения и говорить то, что думаешь, потому что только так рождаются сильные идеи. Обратная связь для нас — топливо для роста.

Только актуальные успехи имеют значение

Мы никогда не останавливаемся на достигнутом и не довольствуемся прошлыми победами. Радуемся успехам и сразу движемся вперед, чтобы стать еще лучше.

Цифры важнее громких мнений

В своей работе мы опираемся на ощутимые и реальные метрики и принимаем взвешенные решения. Но не занимаемся анализом ради анализа.

Ключевые мысли для тех, кто стремится стать А-плеером

А-плеером может стать каждый. Но для этого нужно одно: перестать ждать и начать действовать. Учиться, адаптироваться, смотреть в будущее и не бояться менять курс. Именно такие люди создают продукты, которыми гордятся и команды, и рынок.

На таких людей мы опираемся в культуре Магнит OMNI, и именно они ведут бизнес к росту и успеху.

Книжные рекомендации от Гюванча Донмеза

Если хочешь прокачаться в мышлении А-плеера — читай и применяй:

— Outliers, Marshall Goldsmith

— «Дилемма инноватора», Клейтон Кристенсен

— «Работа в обратном направлении: идеи, истории и секреты изнутри Amazon»

— «Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть», Тимоти Феррис

— Emotional Intelligence at Work: A Practical Guide (Career), Sorin Dumitrascu

— «Цель», Элияху М. Голдратт

— What got you here, will not get you there, Marshall Goldsmith

— «Стрессоустойчивость. Гид по жизни, свободной от стресса», Мо Гавдат, Элис Лоу

— «48 законов власти», Роберт Грин

— «Научите себя думать», Эдвард де Боно

…и действуй. Без этого список книг — просто список.

29
11
4
13 комментариев