Краски для всех: проблемы универсального подход к сегментации

Хочу поделиться своими мыслями о том, как важно правильно подходить к анализу рынка лакокрасочных материалов. Очевидно, без достоверной аналитики в современном бизнесе просто невозможно обойтись. Она помогает не только оценить состояние рынка в моменте, но и отслеживать все происходящие изменения. Самое главное – без качественных данных невозможно выстроить эффективную стратегию развития и составить жизнеспособный бизнес-план. Любая стратегия должна опираться на конкретные цифры и понятные тенденции.

Но здесь возникает важный вопрос – где найти действительно качественную аналитику? На рынке исследований сегодня представлено множество предложений, однако прежде чем выбрать то или иное исследование, необходимо тщательно оценить его достоверность. Существует несколько факторов, влияющих на качество данных, но я хочу обратить внимание на один из самых важных – это правильная сегментация рынка. Без базового разделения рынка на сегменты вся аналитическая надстройка теряет свою ценность.

В своей практике я встречаю самые разные подходы к сегментации рынка ЛКМ. Например, Росстат объединяет все виды лакокрасочных материалов в одну общую категорию – "лакокрасочные материалы на основе полимеров". Некоторые «исследователи» выделяют всего две группы – индустриальные и декоративные покрытия. Большинство же работает с более сложной классификацией, разделяя индустриальные краски на категории. Общая проблема в том, что эти категории существенно различаются от одного исследования к другому.

Прежде чем предложить свой вариант сегментации, хочу отметить одну важную особенность рынка ЛКМ. В отличие от многих других отраслей промышленности, где производители работают с предприятиями одной или нескольких смежных отраслей, лакокрасочные материалы используются практически повсеместно. Есть компании, которые производят ЛКМ для десятков различных отраслей одновременно.

Для понимания вопроса возьмем, к примеру, масштабную государственную программу развития судостроения, направленную на освоение Арктики и развитие Северного морского пути. Ее реализация неминуемо приведет к росту производства специальных ЛКМ для судостроения. При этом в стране сохраняется высокий уровень процентных ставок по кредитам, который уже привел к снижению производства автомобилей и, соответственно, автомобильных ЛКМ.

Получается два противоположных тренда: в одном секторе потребление растет, в другом – падает. Как можно в такой ситуации объединять морские и автомобильные покрытия в одну категорию "индустриальных ЛКМ"? Это создает ложное представление о состоянии рынка. Если прирост по морским ЛКМ превысит падение по автомобильным, общая динамика будет казаться положительной, хотя для производителей автомобильных материалов очевидно противоположное.

Еще один важный аспект. Для обывателя все краски кажутся одинаковыми – в чем проблема покрасить одной и той же краской стены в квартире и забор на даче? Но для нас, профессионалов, каждый тип ЛКМ – это отдельная планета. Химик, разрабатывающий огнезащитные материалы, вряд ли сможет создать декоративное покрытие для интерьеров. Вызывает сомнения в компетентности и менеджер по продажам автокрасок, рассказывающий о материалах для окраски мостов теми же терминами, что использует в работе с автопроизводителями. Каждый специалист в области ЛКМ имеет свою узкую специализацию. К сожалению, не все аналитики это понимают, что приводит к путанице в результатах исследований.

Теперь давайте поговорим о том, как должна выглядеть правильная сегментация рынка. Начнем с простого – с отраслей, имеющих уникальную специфику и использующих специфические продукты. Под уникальностью я подразумеваю исключительную специализацию, характерную только для конкретной отрасли. Примерами могут служить производства жестяных банок, заводы по изготовлению рулонного металла и автопроизводители. Каждая из этих отраслей требует своих особенных ЛКМ, которые неприменимы в других сферах. У каждой из них свои уникальные технологические процессы и рынок, поэтому объединять их в общие категории, например "конвейерные ЛКМ", было бы неправильно. Для каждой такой уникальной отрасли необходима своя отдельная аналитика.

Более сложная ситуация складывается с так называемыми индустриальными или промышленными ЛКМ. Обычно под этой группой подразумевают материалы для нефтегазового сектора, мостостроения, металлоконструкций общего назначения, объектов горнодобывающей промышленности и иногда даже судостроения.

Хотя каждая из этих отраслей имеет свою специфику, в целом они во многом схожи с точки зрения применения ЛКМ. Но все-таки судостроение и судоремонт стоит рассматривать отдельно – там много уникальных особенностей и специфических материалов.

Есть веская причина объединять вышеупомянутые отрасли в одну категорию – это единство применяемых материалов. ЛКМ для металлоконструкций зачастую универсальны и могут использоваться как для мостов, так и в нефтегазовом секторе. Схожими являются и условия эксплуатации покрытий – это всегда работа в открытой атмосфере или в среде жидкостей с различной степенью коррозионного воздействия. Именно поэтому лакокрасочные заводы производят материалы для всего промышленного сегмента в целом. Поэтому я считаю допустимым объединение этих отраслей в одну категорию, но с четким указанием всех входящих в нее направлений.

Для перечисленных отраслей промышленности крайне важна аналитика состояния самой отрасли, на основе которой можно строить прогнозы потребления ЛКМ. Но об этом, пожалуй, стоит поговорить отдельно.

4
3 комментария