Когнитивная коррозия. Продолжение.

Рад, что мои мысли вызвали отклик у «ЛКП-Эксперт» — здорово погружаться в живой диалог. Заодно лично включаюсь в обсуждение.

По горячему цинкованию — вы правы. В сегменте ограждений и настилов краска без боя сдала позиции. Но давайте говорить начистоту, у нас забрали то, что нам не принадлежит.

Аналогично и с порошками. Они не просто догоняют жидкие ЛКМ, а обгоняют там, где оправданны: серийное производство, стабильность, отсутствие растворителей. По сути, краска ушла на второй план там, где выгоды больше.

И ещё один пример от Северстали. Недавно компания внедрила футеровку (защитный кожух – ред.) для кузовов карьерных самосвалов. Все по делу: пластиковый экран краске не заменить. У нас много раз просили такую краску — но её нет и быть не может: каким бы стойким не было покрытие, оно не в состоянии выдержать комбинированное ударное и истирающее воздействие. Заказчика понять можно – ему нужно самое дешевое решение, - но мы не занимаемся поставкой чудес. А футеровка будет работать, работать и работать. В итоге мы наблюдаем рациональное перераспределение объёмов ЛКМ: где технология эффективнее — там она доминирует. Это не угроза красочникам, а нормальный технический процесс.

Повторю еще раз: во всех описанных выше примерах у нас забирают часть объемов потребления в пользу более эффективных методов защиты от коррозии. И я поддерживаю такой прогресс. Вы же прекрасно знаете, чем заканчивается идея красить болты или гайки жидкой краской? Для этого давно уже есть другие, более подходящие методы, такие как цинкование или гальваника.

Интересная цифра от проф. Ваграмяна (РХТУ Менделеева): на «Интерлакокраске‑2023» он сказал, что краски составляют лишь 38 % всех средств защиты от коррозии — остальное приходится на гальванические покрытия, пассивацию, порошки и т.д. То есть примерно две трети рынка — вне традиционных ЛКМ.

Но — и это важно — даже с учётом этой доли, спрос на ЛКМ в промышленности растёт. Почему? Потому что появляются новые отрасли, технологии и задачи. Где-то сокращается потребление краски, но дальше — запуск танкеров, портов, трубопроводов. Где-то, как в случае с композитными судами, краски меньше — но их заменяет ЛКМ с другой функциональностью.

Так что пусть АСС, цинк и порошок отвоёвывают сегмент, когда это обосновано. Но лакокрасочная отрасль не исчезнет — она перенастраивается и эволюционирует. И это абсолютно логично и справедливо.

4
Начать дискуссию