Так ли легко продать стартап?

Вот вы делаете стартап и радостно представляете себе стратегического инвестора, который выкупит у вас почти весь пакет акций, предложит вам должность советника по продукту, оставит вам 3-5% компании, да отправит на мальдивы, откуда вы изредко в письмах будете давать рекомендации по развитию сервиса, да объяснять костыли в коде.

Так ли легко продать стартап?

Реальность же рынка такова, что нас ждет два нюанса, о которых никто не задумывается вначале и они касаются не только дип тех проектов, технологических стартапов, о которых я говорю всегда, а в том числе и ИТ. А так как один вытекает из второго, то знакомиться будем по очереди. И ни в коем случае не путайте эти процессы с инвестированием за 5-10 процентов, там все сильно проще и еще проще, если через конвертируемый займ, но если у вас маячит заветный экзит, то готовьтесь к:

1. Due Diligence и структурирование сделки - по простому, это обследование вашей компании, где будут смотреть каждую цифорку, померят температуру у каждого разработчика, взвесят все хар диски и выяснят насколько вы врали в питчах (врали то точно, вопросик больше в объемах). Это процедура весьма длительная, затратная, так как со стороны корпорации будет задействовано огромное количество офисных ребят с большими зарплатами, которым торопиться некуда, а совещаний у них много не бывает. А после исследований и подтверждений цифр их подтвердят еще раз сторонним аудитом. И только после этого подключатся переговорщики, юристы и финансисты и будут структурировать сделку, т.е. переносить договоренности в договора, согласовывать и торговаться. Звучит как год работы? Не верно - это звучит как 1,5-2, в зависиммости от количества слов гос, рос в названии вашего стратега и в общем скорости его работы. Бывают исключения, но редкие.

2. Цена и КПЭ - Оно следует из первого, так как менеджеры внутри корпорации понимают, что процесс не быстрый и весьма дорогой, а KPI закрывать уже нужно в этом году. Поэтому первый вопрос, который они себе зададут - не быстрее ли будет вас скопировать? Есть ли у вас в продукте хоть что-то чего скопировать нельзя или сложнее и дороже, чем купить у вас?

Что делать? Делать такой продукт, который сложно копировать даже после полного исследования. Проще всего это сделать через пользователей - лояльную базу пользователей и комьюнити скопировать сложнее всего и проще купить у вас весь бренд.

Про стартапинг в России без мракобесия и инфоциганства

3
Начать дискуссию