Пять стратегий для роста бизнеса в 2026 году: как преуспеть на падающем рынке
Многие из нас, подводя итоги года для своих компаний, пришли к выводу — привычные стратегии больше не работают. А в 2026 году нас ждет высокая ставка, дорогие кредиты и рост расходов практически по всем статьям. Что делать, куда бежать? Изучить стратегии, которые работают на падающих рынках, и адаптировать под них свои бизнес-системы. Об этом — в статье.
Автор статьи: Александр Барсуков – кандидат экономических наук, методолог-преподаватель Международной школы бизнеса Горки, сооснователь Community University, экс-член правления и генеральный директор сети «Магнит», 20 лет управленческого опыта, автор патента интеллектуальной системы управления, основатель Сбераналитики.
Почему ваши стратегии больше не работают
Мы привыкли к развитию на растущем рынке и стратегии строим по привычке: вверх, вперед, х5, х10, рисковать, запускать новые проекты, если где-то просчитались — не страшно, перекроем.
Но сейчас мы в падающем рынке, в условно замкнутой локальной системе. Конечно, какие-то индустрии отдельно растут, какие-то в моменте выстреливают и опять падают. Но на уровне 5 лет это всё-таки падающий рынок. Поэтому привычные стратегии больше не работают.
Есть возможность взять X10, но осознав изменение внешней среды и перестроив стратегии своего бизнеса.
А как по-другому?
По сути, глобально существуют только две базовые стратегии:
- сохранение в условиях дефицита,
- рост в условиях комфорта.
Все так действуют: бактерии, вирусы, люди как популяция, государства, индустрии, бизнесы и т. д. Если перевести на язык фондового рынка, то это «бычья» и «медвежья» стратегии.
Что делает любой живой организм в неблагоприятной среде? Сохраняет энергию: ограничивает потребление, отбрасывает лишнее, уходит в спячку, сжимается. В общем, использует «медвежьи» стратегии.
«Бычьи» стратегии ориентированы на рост любой ценой, потому что есть чем заплатить за ошибки. «Медвежьи» стратегии поощряют осторожность, потому что в условиях падающего рынка каждая ошибка может стать фатальной для бизнеса.
Сейчас самые оптимальные стратегии в бизнесе: действовать аккуратно, проверять риски, выжимать максимум из того, что есть.
На каких стратегиях росли сегодняшние монстры рынка
Самые большие, глобальные компании — Amazon, Apple, Магнит, Askona — это те, кто выжил в кризис. Это те самые медведи, которые приняли правильную стратегию в момент падающего рынка, а потом, когда начался период роста, они стали расти бешеными темпами.
«Магнит», развиваясь в кризис, тоже принял медвежью стратегию: максимальная производительность и бережливость. А потом, выжив, стал доминирующей компанией ритейла.
Сегодняшние супербыки — это выжившие когда-то медведи.
Пять стратегий для бизнеса, которые нужно использовать в 2026 году
Стратегии, которые можно использовать в 2026 году, будут по сути медвежьими. В их основе лежит развитие жизнестойкости бизнеса: усиление продукта, сохранение ресурсов и фокус «внутрь» вашего дела.
Можно выделить пять стратегий, которые точно стоит вводить в свои бизнесы уже сейчас.
1. Производительность
Первая и главная точка стратегирования 2026 — усиление производительности. Конечно, заниматься этим нужно в любые времена, но сейчас без постоянной работы над этим практически не выжить.
Основные метрики здесь — снижение себестоимости, повышение качества продукта и эффективность управления.
Важно: вся извлекаемая прибыль должна возвращаться в работу над этими показателями. В старых стратегиях при завоевании рынков мы, как правило, фиксируя большую прибыль, забирали себе больше дивидендов. Сейчас лучше так не делать по двум причинам:
- Во-первых, без реинвестиции в производительность будет очень сложно расти дальше.
- Во-вторых, время размахивания своими сверхприбылью прошло, потому что это идет вразрез с экономической политикой государства. Пора настроиться на возврат к традиционному для нас восточному типу взаимоотношений бизнеса и государства.
2. Бизнес-аскетизм
Очень действенная, но сложно дающаяся современным предпринимателям стратегия.
В чем её суть? Начиная с генерального директора и до уровня линейных сотрудников, прививаем культуру рачительного использования ресурсов компании. На каждом шагу, где это возможно, вводим экономию ресурсов — начиная с элементарной бумаги для печати и заканчивая корпоративами.
Также очень важны соответствующие внешние проявления. Ваши достижения и сверхприбыли никому не интересны, кроме налоговой инспекции.
Такой подход значительно усилит жизнестойкость компании и позволит пройти сложный цикл.
Я вспоминаю «Магнит», когда в период падающего рынка культура бизнес-аскетизма была внедрена с уровня собственника и генерального директора до уровня каждого сотрудника. И это позволяло держать себестоимость на минимальном уровне и пройти все турбулентности.
Самое сложное здесь — перестроить своё сознание. Это как ребенку, который вырос в обеспеченной семье, не просто принять какое-то другое потребление. Также предпринимателям, которые сделали себя в период растущего рынка, сложно перестроить своё мышление в парадигму бизнес-аскетизма.
3. Ходьба по льду
Мы не бежим по льду, а осторожно пробуем твердую поверхность, чтобы перенести вес тела. Также и в бизнесе делаем маленькие шажки с предварительной проверкой.
Еще важно включить полный структурный функциональный детокс компании — убираем всё лишнее, чтобы облегчить вес.
Это, конечно, сильно отличается от того, к чему привыкла большая часть из нас. На растущем рынке мы тестируем максимальное количество гипотез, у нас есть возможность ошибаться и перекрывать ошибки за счет бешеного роста.
В падающем рынке любая ошибка может стать фатальной. Лучше не сделать, чем сделать и упасть. Поэтому сосредотачиваемся только на главном и проверяем каждый шаг.
4. Венчуриск
Другими словами — инвестиции в риски.
Представьте, вы нашли 5-10 рисков для компании и вложились в них. Если даже хоть один сработает, вы уже в выигрыше. Как говорится, подослали соломку.
Что это означает на практике?
Например, выбирая между двумя налоговыми схемами: одна рискованная, но принесет больше маржинальности, другая менее рискованная, но принесет меньше — мы инвестируем маржинальностью в менее рискованную.
Еще один пример: платим внешнему специалисту по юридическим и налоговым рискам, чтобы получить экспертное мнение и выбрать самую жизнестойкую модель действий.
Все то, что стоит дороже, но повышает безопасность, мы больше не воспринимаем как расход — это инвестиция в снижение риска.
5. Сонастройка
И самое важное — какая стратегия роста эффективна в 2026 году? Здесь один совет: сонастраивайтесь с большими, чем ваша компания, системами.
В падающем рынке вы не можете расти быстрее индустрии, быстрее больших систем. Потому что сработают предохранители, и система начнет подавлять вас. Но и медленнее вы не можете расти — просто не успеете и погибнете. Поэтому нужно сонастроиться с другими системами, влияющими на вашу индустрию: идти в партнерство, стать частью цепочки, производить продукт, нужный для участников системы и т.д.
Сейчас стоит вложить усилия в сонастройку своего бизнеса с государством, его приоритетами и программами. Если ваше дело встроено в национальные цели, то оно получает «ускорение». Если нет, то его скоро может не быть. Это один из «слоев» стратегии, который определяет, по течению или против вы будете плыть.
Как из «быка» превратиться в «медведя»: перестройка мышления лидера
У некоторых из нас, кто привык развиваться в благоприятной среде, такие тезисы и стратегии вызывают отторжение. Хочется продолжать говорить, что мы авторы своей жизни, что загадали X10 на 2026 год и сделаем это.
Конечно, сделаем. Но для этого нужно осознать изменение внешней среды, перестроить свою стратегию и найти новые инструменты, которыми нужно действовать сейчас, чтобы обеспечить результат и рост.
Масштаб бизнеса — это умение видеть на шаг вперед и действовать раньше других. Для этого важно научиться строить настоящее из точки в будущем. Поэтому изучайте новые тренды и смотрите, куда и как масштабировать бизнес дальше.
Статья «Тренды 2025-2035» — в каких сферах открываются возможности для роста бизнеса. Читать>>>