Надо ли выдавать фискальный чек при оплате счетов в ресторане с помощью QR-кодов

Новые правила работы с ККТ для ресторанного бизнеса вступили в силу. Налоговый контроль усилился. Особенно мы это видим по Москве. А заведения, становясь более современным и технологичными, устанавливают электронное табло в залах или планшеты на столах для самостоятельного заказа. Как быть с бумажными чеками при оплате по QR-коду? Давайте разбираться.

Надо ли выдавать фискальный чек при оплате счетов в ресторане с помощью QR-кодов

С 1 марта 2025 года вступили в силу новые правила формирования кассовых чеков при оказании услуг общественного питания (ФЗ №274-ФЗ). Теперь схема взаимодействия ресторана и гостя, согласно норме п.5.11 выглядит следующим образом: при волеизъявлении гостя рассчитаться, официант должен принести фискальный чек, и только потом гость оплачивает. Подробно писала про это здесь.

Таким образом, основное требование заключается в том, что бумажный фискальный чек должен быть выдан ДО момента оплаты. Это касается любых способов оплаты, в том числе и через QR-код. В таких случаях необходимо обеспечить наличие как бумажного, так и электронного чека, если он предусмотрен. Рассмотрим подробнее, как это работает на практике при оплате по QR-коду через платежных агентов или банки, с которыми у ресторана заключены договоры.

При наличии платежного агента

Заведение общественного питания может заключить договор с платежным агентом на расчеты по QR-кодам.

В конце августа этого года вышло официальное письмо ФНС №АБ-4-20/7961@ от 29.08.2025 об особенностях применения ККТ в общепите с агентским схемами, где подробно прописан порядок работы с контрольно-кассовой техникой (ККТ) при таких расчетах. Это письмо – обязательное руководство для ресторанов, использующих агентские схемы.

Здесь важно обратить внимание на то, что нельзя отказаться от применения ККТ самому ресторану. Многие думали, что достаточно разместить на столе QR-код и позволить гостю оплатить через планшет, не проводя расчеты через кассу ресторана – это неправильно.

Кассовую технику надо применять в обязательном порядке!

В ситуации оплаты по QR-коду через платежного агента взаимодействуют 3 участника: гость, ресторан и платёжный агент (далее – Агент). Агент обеспечивает возможность оплаты услуг для гостей через ПО как ДО так и ПОСЛЕ оказания услуг.

Гость формирует и оплачивает заказ через приложение. Возможны следующие варианты формирования кассовых чеков:

  1. Оплата до оказания услуги (полная предварительная оплата):

  • Гость делает заказ и оплачивает его по QR-коду через приложение платежного агента.
  • В этом случае в системе платежного агента должны быть прописаны все обязательные реквизиты, например, как полная предварительная оплата до момента получения заказа.
  • После оплаты агент формирует и передает гостю электронный кассовый чек с признаком «1» — полная предварительная оплата в реквизите «признак способа расчета» (тег 1214).
  • В момент выдачи заказа официант должен вручить гостю бумажный чек, в котором реквизит «признак способа расчета» (тег 1214) должен иметь значение «4» (полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты). Ресторану очень важно в этом моменте вынести бумажный чек. Этот фискальный чек формируется на кассе ресторана.
  • Агент сам не формирует бумажный чек для гостя, он только передает электронный чек.

Схематично это выглядит так:

Надо ли выдавать фискальный чек при оплате счетов в ресторане с помощью QR-кодов

2. Оплата после оказания услуги

Здесь происходит обратная ситуация: гость сделал заказ, официант приносит ему заказ и вместе с выдачей заказа выдает бумажный чек – в реквизите «признак способа расчета» (тег 1214) должно быть значение «6» (передача предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит). Сам момент оплаты еще не наступает по этому чеку.

Далее гость говорит, что будет оплачивать через QR-код. Ему предоставляют такую возможность – проходит оплата. В этот момент платежный агент формирует фискальный электронный чек на окончательный расчет по кредиту. И такой чек приходит гостю в электронном виде, в котором реквизит «признак способа расчета» (тег 1214) имеет значение «7» (оплата предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита).

Схематично это выглядит так:

Надо ли выдавать фискальный чек при оплате счетов в ресторане с помощью QR-кодов

В структуре кассового чека в обоих случаях необходимо также указать реквизиты «данные поставщика» (тег 1224), «ИНН поставщика» (тег 1226) в соответствующем предмете расчета. Выручка по таким товарным позициям будет отнесена к выручке ресторана.

Без платежного агента, через ПО сопровождающего банка

Более частая ситуация, когда у ресторана заключен договор с сопровождающим банком, который предоставляет такую возможность, как принимать расчеты по QR-коду.

Банк дает организации своё ПО, вместе с техническим сопровождением настраивает банковские терминалы и, таким образом, ресторан спокойно может производить оплату через QR-код (примерно по аналогии с кредитными картами).

Сейчас многие заведения общественного питания стараются быть максимально современными, пытаясь упростить и ускорить процесс обслуживания гостей. Например, кто-то устанавливает планшеты на столах для заказа и оплаты, либо электронное табло в зале. Таким образом заказ и оплата производится гостем без участия официанта.

Однако с вступлением в силу новых требований по формированию кассовых чеков, ситуация немного усложняется: фискальный чек должен быть выдан до момента оплаты. И в случае оплаты по QR-коду правила остаются теми же.

Многие рестораторы спрашивают, что в такой ситуации делать. На данный момент можно предложить такое решение: либо на экране должно быть уведомление, что сначала ресторан обязан предоставить фискальный чек, а потом можно будет производить оплату; либо при волеизъявлении гостя оплатить выносить QR-код вместе с бумажным фискальным чеком.

В случае с устройствами, которые сами выдают фискальные чеки, чтобы соблюсти требования закона – бумажный чек также должен быть выдан до момента оплаты.

Могу лишь посоветовать обратиться к своим партнерам, предоставляющим услугу по оплате по QR-кодам, с просьбой реализовать это решение для вас.

Выводы

Важно помнить: контрольно-кассовая техника должна использоваться обязательно, независимо от способа оплаты.

Иначе нарушаются требования закона, и велик риск получения штрафа. Несоблюдение нормы п.5.11 будет расцениваться проверяющими как неприменение контрольно-кассовой техники. На данный момент за неприменение ККТ в установленных законодательством случаях (ч. 2 ст. 14.5 КоАП) предусмотрен штраф для ИП – 10 000 руб., для юридических лиц – 30 000 руб.

Однако штрафы в скором времени могут многократно возрасти. Минфин подготовил поправки в КоАП, среди которых есть предложение увеличить размеры штрафов за нарушения законов о применении контрольно-кассовой техники, так, например, минимальный штраф для юрлиц за неприменение ККТ может вырасти с 30 000 руб. до 150 000 руб., а для ИП – с 10 000 руб. до 150 000 руб. Сейчас законопроект находится на стадии публичного обсуждения.

Более подробно в формате живого общения разбирали эту тему (и не только) на одном из эфиров нашего закрытого Telegram-клуба для рестораторов и отельеров, а также в Клубе для бухгалтеров.

Выбирайте свой клуб и присоединяйтесь!

Начать дискуссию