Качественная доставка товаров для малого бизнеса - это способ укрепления своих позиций на рынке. Подробно о моем опыте
Свой бизнес, это конечно, хорошо, работаешь на себя, не на дядю, классика. Но когда нас таких слишком много, возникает понимание, что нужно искать какие-то фичи, чтобы быть в фаворе у заказчиков. Я сделал ставку на качественную доставку, и это сработало!
У меня своя пекарня, с 18 года, еще до пандемии стартовал. Цех у нас в Котельниках, и сначала доставляли в радиусе 25 - 30 км. Основная клиентура - частники и мелкие ИП (ларьки). Кто-то дальше перепродавал, но в основном себе покупали. В день нужно было объехать от 15 до 25 точек. На меня работало 4 человека на 2 машинах. В целом чистый доход был ну нормальный, в ноль вышел я через год после открытия, в конце 19-начале 20 года доход был чистыми около 150 тыс/мес. С приходом пандемии упало все, думаю, многие меня поймут. Сократились объемы заказов, с поставками сырья стало сложнее, цены выросли. На доставке работал теперь сам и еще 1 чел, экономил я на всем. Ок, выплыли.
Оказалось, что сложности настанут тогда, когда спрос вернется на доковидный уровень, а еще вырастут цены на продукты, бензин, рекламу. Нужно было УТП, чтобы отстроится от конкурентов, расширить географию и в целом вырастить свой бизнес хотя бы до уровня допандемийного. В целом, увеличить объем производства аж на 50% я мог, мощности позволяли. Но…доставка. Вот это стало сложно. ..2 машины мало, нужно было добавить еще хотя бы 2. Плюс нанять водителей-грузчиков по 2 на смену.
У меня было 2 варианта:
- Решать вопросы доставки своими силами;
- Отдать на аутсорс полностью.
Первый вариант отвалился довольно быстро. Покупать машины я не имел возможности, просто по ценнику. Поиск сотрудников также грозил занять слишком много моего времени, тогда как мы занимались расширением производства и масштабированием рекламы.
Ок, курьерская служба. 3 месяца я работал с двумя такими организациями. Без названий, так как тут я сейчас буду их ругать. Одна совсем ни о чем, другая получше.
Плюсы работы с ними:
- До договору, по ЭДО - удобно и быстро;
- Они правда доставляют товары;
- Оплата по факту отработанных смен по итогу недели или месяца, кому как удобно.
Минусы:
- Сервис совсем плох, люди не заинтересованы в моих заказчиках. Так что были жалобы;
- Выходит дорого. Получилось что на эти услуги потратилось не менее 25% заработка - это много. Больше 20% это уже существенные расходы.
Пока сотрудничал с этими конторами, искал и другие, в том числе сотрудничество с крнупными маркетплейсами (Яндекс, ВкусВилл, Метро, Перекресток). После общения с ними я понял, почему все такие мелкие производственники, как я, не кидаются сразу заключать с ними договор партнерства:
- Дорого;
- Долго;
- Таких как ты у них - еще 3 камаза, так что продвижение для тебя отсутствует как явление.
Потом нашел сервис доставки, где партнерка продумана для людей (“Все прилавки”), там волокиты с документами вообще ноль и полный фарш дают по рекламе и витрине у них на сайте на первые несколько месяцев.
Плюсы:
- Подключение к партнерке за 2 дня;
- 10% для категории “Хорека”. Если бы я был магазин, то было бы еще меньше;
- До 10 км для меня 0 р доставка, свыше - ну смотря куда;
- Для всех заказчиков доставка 99 р;
- POSM, реклама на площадке, выведение в ТОП3 выдачи в приложении, статья про нас и такие нормальные фичи в первые 3 мес бесплатно (лучше всего кстати сработал вывод в ТОП в приложении);
- Качественный сервис, доставка в пределах 40 минут, ребята работают адекватные, не портят впечатление о нас своим поведением (а то были такие случаи с курьерской службой одной);
- Работают с 1С Предприятие;
- Охват - Москва, область.
Минусы:
- Раскручиваются, клиентов меньше чем у махин маркетплейсов;
- Возможно повышение расценок (но это мои личные фобии).
Итого, работаю в “Все прилавки” 5 месяцев, за это время:
- География поставок расширилась примерно в 2 раза, прирост клиентов 120%;
- Объем производства я увеличил на 50%, а выручка чистыми в среднем 190 тыс/мес;
- Сохранил прежние расценки на продукцию, что вызвало положительный отклик у клиентов;
- Нашел возможности для благотворительной активности;
- Появились положительные отзывы о нас, и в ряде фигурирует “хорошее качество доставки”. Обратная связь это очень важно!
Вот так. По сути при оставлении прежнего качества продукции и цен смог выиграть несколько пунктов на рынке только благодаря хорошей доставке!