Как правильно нанимать сотрудников в бизнесе
Глава 8 – что же ЕЩЁ должна делать секретарша?
Первый опыт найма в команду – как первый секс. Волнительный, неловкий, часто неудачный. И всегда незабываемый.
В моём случае первое неожиданно получило некоторый пикантный привкус второго.
Случилось это в ивент-агентстве “Арт-Студио”, о котором рассказал в предыдущей главе. Пару-тройку месяцев мы, как водится в молодых микробизнесах, делали всё сами. Но в какой-то момент наше мужское трио дозрело до мысли, что пора нанять кого-то, кто возьмёт на себя простые операционные задачи: ответить на звонок, встретить клиента, распечатать документы. Функция, которую мы назвали “секретарша”, сейчас звучит сексистки. Но тогда это никого не смущало.
К поиску своего первого в жизни сотрудника я подошёл обстоятельно. Составил подробный текст вакансии, раскидал везде, где только можно. Но либо размещался не там, либо формулировал не то – откликов почти не было.
И вдруг – звонок. Девушка по имени Лена говорит спокойным, низким голосом, что заинтересована в рабочем месте. Договариваемся о встрече.
На собеседовании Лена оказывается томной брюнеткой с широко распахнутыми глазами и аккуратным декольте. Села напротив, взгляд – прямой, вся поза транслирует покорную готовность “внимательно слушать начальника”.
И вот тут начинается забавное. Я, человек, не имевший ни малейшего представления о том, как проводят собеседования, от волнения включаю режим непрерывного говорения. Минут двадцать подряд детально описываю, как я себе представляю обязанности секретаря. Расписываю настолько дотошно, что скоро сам начинаю теряться в собственном потоке сознания.
На протяжении всего моего монолога Лена не перебивает, не уточняет, но кивает и, как говорят психологи, “активно слушает”. Наконец, когда я окончательно иссяк, зависает пауза.
Лена пристально смотрит на меня своими глубокими чёрными глазами – как будто ожидая продолжения. А мне уже вообще нечего было сказать. Пауза разрастается и кажется всё более угнетающей.
Секунд через 15-20, которые показались мне часом, Лена, продолжая смотреть на меня в упор, с расстановкой произносит: “Что ЕЩЁ я должна делать?” Именно так, с сильным интонационным акцентом на “ещё”.
Этот вопрос вкупе с подчёркнуто сексуальным внешним видом полностью выбил меня из колеи. Я смутился, выдавил из себя: “Ну, вроде бы это всё” и стал объяснять ей что-то совсем незначительное.
Собеседование заканчивается. Мы нанимаем Лену. Дальше всё развивается максимально обыденно. Она показала себя полезным, хотя и не очень расторопным сотрудником. Отношения остаются строго профессиональными. Никакой “клубнички”, как могли бы предположить читатели, не случилось. И спустя пару лет Лена уходит – в другую жизнь, о которой я, признаться, ничего не знаю.
***
Уже позже, анализируя этот и другие подобные опыты, я выработал для себя правило никогда не смешивать работу и гендерные контексты. Любые попытки придать хоть немного сексуальный оттенок собеседованию (что, признаться, порой пытаются делать некоторые девушки) стали для меня красным флагом. Но тогда – получилось как получилось.
Этот первый опыт найма принёс понимание того, как важно задавать границы и правила в рабочей коммуникации. А главное – случилось первое касание с осознанием того, что способность лидера находить и интегрировать в команду подходящих людей играет чуть ли не большую роль, чем бизнес-модель и продукт. И это повышенное внимание к людям стало важной частью моего метода ведения бизнеса.
P.S. С того эпизода прошло больше двадцати лет. Но нет-нет я возвращаюсь к вопросу в духе группы “Несчастный случай”: что же она имела в виду?
Подписывайтесь на Telegram Максим Спиридонов.