Предпринимательский путь в Германию: SEO как ключ к успеху
Глава 10 – SEO или смерть
В 2004 году я радикально разворачиваю свою жизнь. Беру семью, двух маленьких дочек – и уезжаю в Германию. Мама и сестра к тому времени уже много лет жили там и периодически зазывали: “приезжай хотя бы посмотреть”. На фоне кризиса в первом бизнесе я решаю устроить для себя смену обстановки. Просто переключиться, перезапуститься.
Решение было абсолютно авантюрным. У меня было что-то около 10 тысяч долларов накоплений и полное отсутствие понимания, чем я буду зарабатывать. Ни плана, ни нормального языка, ни налаженных связей. Только семья, чемоданы и хрупкое ощущение, что нужно двигаться вперёд. И как-нибудь получится.
За полгода до переезда начал учить немецкий. В машине постоянно крутилась кассета с аудиокурсом. Дома читал, слушал, выхватывал из интернета всё, что удавалось достать. В начале нулевых с языковыми и образовательными материалами онлайн было очень плохо. Тогда я ещё не знал, что через несколько лет сам приму участие в трансформации образовательной отрасли.
Помню забавный артефакт языкового прогресса. Смотрю какой-то фильм про Вторую мировую – и вдруг понимаю, что начинаю разбирать реплики немцев. До этого все они казались просто лаем. Был страшно удивлён.
Мы сняли пустую квартиру в небольшом баварском городке. В прямом смысле – пустую. Там не было вообще ничего. Я в режиме электровеника носился по магазинам, сметая всё, что нужно для жизни семьи – от ложек до кроватей, одновременно стараясь сэкономить. Через пару недель квартира начала напоминать жилое пространство, но накопления почти закончились.
Хорошо помню, как спустя пару месяцев после приезда – золотой, тёплой баварской осенью – я сижу и понимаю:
– я в чужой стране;
– язык – на уровне фильмов про войну;
– денег почти нет;
– знакомых – единицы;
– и я не имею ни малейшего понятия, что делать дальше.
С тех пор я часто повторяю фразу: “тщательно зафиксированный пациент в анестезии не нуждается”.
Вот я и был таким пациентом. Не имел ни права, ни возможности на сомнения. Нужно было за несколько месяцев создать источник дохода, иначе просто не на что будет кормить семью.
Ставлю на то, что хоть немного умею: диджитал-продукт и маркетинг – всё, что успел освоить, многократно переделывая веб-сайт в своём первом бизнесе. Начинаю экспериментировать с сайтами – делаю всё сам, на коленке. Идея простая: если я соберу много людей в одном месте, я смогу продавать их внимание рекламодателям через баннеры.
Знаний про бизнес у меня всё ещё крайне мало. Но есть убеждённость, что внимание – это новая валюта. И его можно превращать в деньги.
Создаю несколько сайтов. Главная ставка – на поисковую оптимизацию. В начале 2000-х очень немногие в России понимали, насколько эффективно работает SEO. Я понимал. И знал, как с этим обращаться.
В результате – некоторые мои сайты выходят на миллионы посещений в месяц, исключительно за счёт поисковиков. Всё бесплатно, органика. Ни копейки на рекламу. Только контент, “ключи”, правильная архитектура мета-тегов.
Некоторые из этих проектов живы до сих пор. Я давно их продал, не слежу за деталями. Но дизайн – до сих пор тот, что я делал 15–20 лет назад 🙄
Например:
Спустя пару лет я уже зарабатываю несколько тысяч долларов в месяц. Это даёт возможность выдохнуть. Появляется чувство, что я снова управляю жизнью, а не борюсь за выживание.
В этот период я получил свой первый по-настоящему цифровой предпринимательский опыт. А мой “переезд в никуда” оказался точкой входа в новую реальность, возможностью встряхнуться и сделать рестарт предпринимательской карьеры.
Кстати (извините меня за невольный продакт-плейсмент – реально не планировал, но уж больно напрашивается), именно предпринимательскую трансформацию я предлагаю пройти в рамках моей программы “Метод Спиридонова”. Если ещё не думали об этом, присмотритесь. И приходите сегодня на мой эфир, где я подробно расскажу об этой программе.
В общем, произошло как в другой любимой мной фразе – “стресс, дедлайн, форс-мажор и дефицит – лучшие учителя предпринимателя”.
Подписывайтесь на Telegram Максим Спиридонов.