Как программирование в 1-4 классах способствует развитию когнитивных способностей ребенка
Мы готовы ответить на главный вопрос: «Станут ли дети затворниками, если будут изучать кодинг?» Рассказываем, какой эффект программирование оказывает на развитие ребенка.
В современном мире программирование забралось на вершину профессий. Однако кодинг — это не только хорошее направление для будущей карьеры ребят, но и отличный способ улучшить их разные способности. В Москве есть секции программирования для детей, после посещения которых ваш малыш станет юным разработчиком, а также будет лучше успевать по смежным занятиям, встретит новых друзей и разовьет когнитивные навыки.
Качественное обучение и прокачку разных скиллов можно получить в школе программирования для детей «Пиксель». На курсах ребята с 6 лет знакомятся с робототехникой, детскими (блочным) и взрослым (на каком-то языке) видами кодинга и развивают свои другие способности. Если вы еще думаете, стоит ли отдавать ребенка в IT-кружок и хотите узнать, как такое образование повлияет на его когнитивные функции, читайте нашу статью.
Как программирование влияет на развитие ребенка в разных сферах?
При классическом подходе к образованию обучение детей программированию чаще происходит ближе к старшим классам. Обычно это уроки информатики, где уже довольно взрослые дети осваивают языки кодинга, программы и знакомятся с историей IT-технологий. Однако в идеале такие предметы должны включаться в учебный план уже в младших классах и вот зачем.
На этот счет уже есть определенная база научных исследований. Так, например, в работе авторов из Греции было доказано, что программирование в начальной школе имеет положительные факторы влияния на ребенка. Позитивный эффект проявляется не только на обучение техническим предметам, но и на прогресс в более гуманитарных областях (обществознание, иностранные языки). Механизм такой: благодаря кодингу дети развивают аналитическое мышления, а этот вид мышления, в свою очередь, прокачивает скиллы в остальных сферах. Иными словами, ребята посещают кружок программирования для детей в Москве — они хорошо запоминают исторические даты и лучше понимают синтаксис в английском.
Особенности влияния программирования на ребенка и его когнитивное развитие?
Часто родители не ставят в приоритет развитие аналитических/математических навыков детей. Они уделяют внимание только спорту, музыке, рисованию с малых лет, а технические области оставляют на потом. А при худшем раскладе взрослые и вовсе оценивают IT, как что-то вредное: дети ведь будут постоянно сидеть, это повлияет на правильную осанку и ухудшит зрение. Такие тревоги можно понять, но при балансе физической активности и умственной деятельности, можно избежать негативных последствий. Еще хорошо помогает удобный стул и стол с выверенной высотой под рост малыша.
Еще в одной работе прослеживается связь между программированием и развитием мозга ребенка. В 2019 году ученые из Италии наблюдали за младшеклассниками, которые осваивали кодинг. Они заметили, что эти ребятам стало гораздо проще решать задачи вычислительного характера. Помимо этого ученые заметили когнитивный эффект: у детей улучшились такие исполнительные функции как планирование и торможение. Благодаря такому влиянию кодинга на психику, ребята с СДВГ повысят концентрацию и усидчивость при решении разных проблем.
Помимо этого, курсы программирования для детей с раннего возраста, уже с 6 лет, способствуют прокачке еще двух способностей:
- Поиску решений разных типов задач. Программирование — это своего рода челлендж. И даже юные кодеры поймут это буквально с первых уроков. Ведь им придется искать выходы для IT-ситуаций, мыслить комплексно и задействовать сразу несколько когнитивных зон. Поэтому ребята, которые посещают кружок программирования для детей с ранних лет, легче учатся и по остальным предметах, так как имеют развитый навык поиска решений. Им достаточно просто перенести этот скилл из digital-уроков на другие занятия или в обычную жизнь. В профильных школах этому тоже обучают.
- Креативному мышлению. Несмотря на то, что на занятиях по программированию дети не пишут музыку или не рисуют полотна, но в цифровом мире они тоже увлекаются процессом, фантазируют и придумывают необычные концепции. У IT-вселенной есть большой плюс для новаторства: творчество там ограничено только воображением малыша. У него будет больше простор в процессе созидания. Придумывая игру, 3D-анимацию или чат-бот, у детей дети непроизвольно будут улучшать креативное мышление и сообразительность.
Стресс и обучение детей программированию
По мнению американских ученых младшие школьники, изучающие кодинг, лучше выбирают верную копинг-стратегию (прием совладания с трудным состоянием) и поэтому быстрее справляются со стрессом. В этом исследовании выделены причины такого эффекта. Обучение программированию повышает мотивацию к труду, развивает упорство и учит не сдаваться. Эти навыки в дальнейшем и помогают детям решать проблемы, а не избегать их и прокрастинировать. Такой подход к жизни сокращает объем проблем на том или ином отрезке времени и, в отличие от сверстников, помогает лучше справляться со стрессовыми ситуациями. Развитое с детства стратегическое мышление и адаптивные навыки помогут уже взрослому человеку в будущем избежать лишней тревоги, выгорания, панических атак и внешнего негативного влияния среды на психику.
Практический подход к курсам программирования для детей
У кодинга есть еще одно важное преимущество для детей — его удобно изучать на практике. И такой подход будет даже продуктивнее, ведь он предполагает активное погружение ребят сразу в программу или рабочую среду. В школах программирования для детей через действия, через интенсивную деятельность малыши учатся взаимодействовать с языками для кодинга, блочными конструкторами, детальками, роботами и т. д. Такой практический подход позволяет ребятам знакомиться с IT-сферой порой даже без учителя, родителя или наставника. Достаточно самому начать нажимать на все кнопочки в программе и смотреть, что получится. Это не только повышает самостоятельность, но и избавляет от страха, что тебе сделают замечание. Кликнул не туда — ничего страшного, просто учишься на ошибках. При таком обучении преподаватель может только изредка направлять ребенка или заниматься с ним для более углубленного понимания уже знакомого материала.
Подводя итог, отметим, что кодинг сам по себе является отличным инструментом для развития мозга ребенка. Ваш малыш не станет более закрытым и менее социализированным. А скорее наоборот — найдет единомышленников, создаст свой проект и представит его аудитории, научится копинг стратегиям, весело и с пользой проведет время. Можно отбросить лишние страхи и смело отдавать ребят на IT-курсы даже с 6 лет, например, в школу программирования для детей «Пиксель». Перед тем, как записать ребенка, вы можете изучить наши бесплатные видеоуроки на YouTube. Благодаря им малыш определится с тем, какое направление ему больше подходит и поймет, какую специализацию в IT выбрать.