{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Найти себя и принести пользу обществу: о чем говорили на дискуссии «Профессия ≠ предназначение» на Impact Fest 2021

С 15 по 21 февраля прошел первый в России фестиваль импакт-экономики Impact Fest 2021. В рамках дня «Образование: как учить для импакт-экономики» состоялась онлайн-дискуссия «Профессия ≠ предназначение». Главной темой беседы стал поиск своего места в жизни и возможности для смены карьерной траектории для взрослых специалистов. Посмотреть запись трансляции можно на сайте фестиваля. Публикуем главные тезисы и выводы.

В мероприятии приняли участие представители: Яндекс.Практикума, министерства образования Новгородской области, Центра инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ и программы «Учитель для России». Модератор — программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя. Партнер направления «Образование» — Яндекс.Практикум — сервис онлайн-образования, где каждый может освоить новый навык или профессию.

Как взрослому человеку найти свое предназначение? Почему мало кто работает по специальности, приобретенной в вузе? Можно ли на пути к новой профессии одновременно следовать своим интересам и приносить пользу обществу? Эти и другие вопросы обсуждали в эфире Impact Fest.

Что такое «предназначение»?

Каждый вкладывает в это понятие что-то свое, в том числе — и участники дискуссии. Для заведующего Центра инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Владимира Вайнера это возможность на протяжении всей жизни по максимуму реализовывать свои таланты, открывать для себя что-то новое и получать от этого удовольствие.

Владимир Вайнер, директор Фонда Gladway, заведующий Центра инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ

Министр образования Новгородской области Евгения Серебрякова определяет предназначение как времяпрепровождение, которое дает ценный результат для всех участников системы.

Если человек занимается тем, что ему предначертано, он не работает ни дня в своей жизни. Это известная истина. В таком случае не только сам человек извлекает выгоду из своих действий, но и общество вокруг него. А результат может вдохновить и дать силы другим людям.

Евгения Серебрякова

, Министр образования Новгородской области

Евгения Серебрякова, Министр образования Новгородской области

Илья Залесский (Яндекс.Практикум) полагает, что предназначение — это то, как человек видит и определяет самого себя. В то время как профессия — это то, каким его видят со стороны. И эти две сущности могут находиться в конфликте друг с другом.

А соосновательница программы «Учитель для России» Ольга Фогельсон добавила, что предназначение может быть связующим звеном между моим личным интересом и влиянием на окружающую действительность.

Какова роль классического образования в поиске своего предназначения? Есть ли смысл идти в вуз, если можно получить новую профессию с помощью онлайн-сервисов?

По мнению Владимира Вайнера, если речь идет исключительно о получении нужных знаний и компетенций, вполне можно не ходить в университет. Но современные вузы сосредоточены не только на том, чтобы выполнять образовательную и научно-исследовательскую миссии. Не менее важная задача — помочь студентам самореализоваться, дать им почувствовать себя нужными и важными. И те учебные заведения, которые будут справляться с этой миссией, останутся актуальными и востребованными.

Ольга Фогельсон считает, что в будущем нас ждет микс образовательных моделей. Каждый человек будет выбирать собственный маршрут, сочетая онлайн и офлайн, курсы и классическое фундаментальное образование.

«Я не могу сказать, что университеты умерли, а будущее — за онлайн-образованием или курсами. Было бы здорово, если у человека была возможность собрать собственную картину из тех фрагментов, которые ему нужны и важны, чтобы обслуживать свои амбиции, интересы и мечтания о профессии»

Ольга Фогельсон,

Сооснователь программы «Учитель для России»

Проблема классического образования в России заключается в том, что оно строилось еще в советский период и обслуживало потребности экономики того времени, считает Евгения Серебрякова. Тогда человек выбирал профессию на всю жизнь и возможности что-то кардинально поменять у него не было. Сегодня же формируется совсем иная модель. И базового образования зачастую недостаточно, чтобы всю жизнь оставаться востребованным специалистом.

В советское время высшее образование считалось престижным. Получить его было важно для абсолютного большинства — оно давало путевку в жизнь. Но сейчас это не так. Мы это видим по развитию среднего профессионального образования. Многие выпускники с высокими баллами в аттестате идут учиться в техникумы и колледжи. Они понимают, что это база, которая позволит им зарабатывать. Но при необходимости они смогут в дальнейшем получить и высшее образование. Это растущий тренд. И, мне кажется, что дальше будет еще интересней.

Евгения Серебрякова, Министр образования Новгородской области

Илья Залесский рассказал, как Яндекс.Практикум помогает взрослым специалистам обрести новую профессию. По его словам, 70% выпускников, нацеленных на поиск работы, трудоустраиваются в течение первых четырех месяцев. Им помогает специальная программа акселерации. Но сервис не конкурирует с классическим образованием.

Мне кажется, университет — это скорее роскошь. Не все могут позволить себе потратить несколько лет жизни на обучение и порой странные эксперименты. А заодно — познакомиться с огромным количеством интересных людей и расширить картину мира. Это очень круто, это надо делать, если есть такая возможность. А вот то, какой импакт ты будешь вносить, насколько будешь дальше эффективен — этому всегда можно доучиться. И, мне кажется, что гораздо больший вклад можно внести, начав с перемен в собственной жизни. Поменять то, как ты живешь, где ты работаешь, что ты делаешь — это уже очень много. И для этого, к счастью, сегодня есть возможности.

Илья Залесский, Руководитель образовательных сервисов Яндекса
Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов Яндекса

Вопрос переобучения для многих встал особенно остро в 2020 году в связи с кризисом, вызванным пандемией. В качестве ответа на него в Нижегородской области создали новый образовательный проект, который дал гражданам возможность бесплатно освоить новую профессию и трудоустроиться.

Мы обучили порядка 1900 человек. Для нашего региона это много. По данным на начало февраля, из них не трудоустроено всего 106 специалистов — это те люди, которые пока официально не нашли работу. Все остальные либо остались на своих предприятиях, либо получили новую работу. В ряде случаев после освоения новых компетенций люди получали повышение.

Евгения Серебрякова, Министр образования Новгородской области

Опыт работы над программой помог Министерству образования Новгородской области осознать, какой серьезной движущей силой являются колледжи и техникумы. Это важная ниша — и сейчас регион готовит специалистов среднего профессионального образования для всей России. Помимо этого, проект показал, что взрослые люди готовы учиться новому — нужно только помочь им побороть свой страх. И чем больше в регионе появляется историй успеха, тем проще привлечь участников для следующих мероприятий.

Еще одна образовательная программа в Новгородской области — нацелена на переобучение специалистов предпенсионного возраста. Участие в этом проекте приняло порядка 1000 человек. Согласно внутренней статистике, примерно 6% из них получили повышение по службе, порядка 20% поменяли профессию, почти 4% — начали собственный бизнес.

Мы видим, что профессия — это не всегда предназначение. Но, тем не менее предназначение всегда требует знаний и навыков. И важно найти тот инструмент и тех людей, которые смогут тебе их дать. И мы, работники системы образования, должны понимать, что мяч — на нашей стороне. Нам нужно правильно выстраивать модель передачи новых знаний.

Евгения Серебряков, Министр образования Новгородской области
Валерия Завгородняя, модератор дискуссии, программный директор Impact Hub Moscow

Современные вузы тоже становятся драйверами изменений. Владимир Вайнер сделал доклад о практиках развития социальных инноваций в университетах. Первым примером стала программа, реализованная в Манчестерском университете, в рамках которой каждый студент может выстроить собственную траекторию «общественного служения». Она включает в себя четыре основных направления:

  • междисциплинарные курсы;
  • челленджи с погружением в социальную экономику;
  • волонтерские программы — любая некоммерческая организация может открыть вакансии для студентов на базе университета;
  • программы для освоения лидерских навыков — возможность попробовать себя в одной из 15 ролей (например, стать ментором или возглавить студенческий совет).

Такой подход помогает студентам понять, что для них действительно важно, и проверить, насколько выбранная профессия им подходит.

Еще одна интересная модель реализована в университете Центра инноваций и дизайна Wond’ry Университета Вандербильт в США. Там каждый студент может пройти микроакселерационные программы, связанные с некоммерческими организациями, социальным предпринимательством, развитием местных сообществ и инновациями.

Третий пример из международной практики — проект SIKE — объединяет сразу множество вузов и некоммерческих организаций. Его миссия — стимулировать развитие социального предпринимательства в университетах и местных сообществах. Акцент в данном случае сделан на обмене знаниями и опытом и совместном поиске социальных решений.

Владимир Вайнер также представил проект, созданный на базе Высшей Школы Экономики совместно с фондом Потанина, — акселератор цифровой трансформации для некоммерческих организаций DI:NGO.

Мы хотим объединить опыт успешных бизнесов, менторов, IT-компаний и НКО. Главная задача — повысить качество и эффективность работы некоммерческих организаций, вовлекая в этот процесс как преподавателей, так и студентов. На основе такой синергии и развиваются социальные инновации в вузах. Такие проекты позволяют помочь любому студенту — в том числе и взрослому. Например, руководитель некоммерческой организации, проходя такие программы дополнительного образования, затем может решить продолжить повышать квалификацию. Так он может сконструировать собственную траекторию, чтобы найти себя и свое предназначение или прокачать профессиональные компетенции.

Владимир Вайнер, Директор Фонда Gladway, заведующий Центра инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ

Далее микрофон перешел к Ольге Фогельсон. Она рассказала о проекте «Учитель для России», который помогает людям с высшим непедагогическим образованием получить новую профессию — профессию учителя.

Часто бывает, что люди, которые приходят в проект, изначально мечтали работать в школе, но в силу разных причин пошли по иному пути. Спустя годы они поняли, что хотят вернуться к этой мечте. Это особая категория людей, которые хотят работу со смыслом. И таких специалистов, по мнению Ольги, будет становиться больше.

Мы работаем с людьми, у которых есть высшее образование. Например, они математики, физики, филологи — и хотят применить эти знания в школе. Мы отстраиваем для них интенсивную программу подготовки и поддержки для того, чтобы в краткие сроки помочь им стать учителями. Переложить фундаментальные классические знания из университета на практику работы в школе и сделать так, чтобы эти знания стали релевантными для их учеников, в их будущих классах, в обычных сельских и городских школах.

Ольга Фогельсон, Сооснователь программы «Учитель для России»
Ольга Фогельсон, Илья Залесский, Евгения Серебрякова

Как можно уже сейчас начать следовать своему предназначению?

Владимир Вайнер пожелал тем, кто ищет свое место в жизни, смелости:

Мне кажется, главное — это не бояться и попробовать. Нырнуть в образовательную среду, независимо от возраста и профессии, и попробовать кому-то передать свои знания. И вдруг окажется, что вы не одни. Кому-то будет интересно у вас научиться, кто-то — сможет дополнить вашу экспертизу. Так начинаются совершенно удивительные истории.

Владимир Вайнер, Директор Фонда Gladway, заведующий Центра инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ

Ольга Фогельсон советует смотреть шире:

Мир очень быстрый и динамичный, поэтому предназначения могут оказываться в самых неизведанных местах. Междисциплинарность и пересечение совершенно разных профессий — это то, где можно искать очень интересные точки для профессионального развития.

Ольга Фогельсон, Сооснователь программы «Учитель для России»

Евгения Серебрякова пожелала зрителям начинать с малого:

У многих людей есть страхи и сомнения, но кардинально менять свою жизнь можно и не сразу. Начните с маленьких шагов — для этого сейчас есть возможности. Можно ходить на какие-то лекции — их сейчас много в каждом городе. Начинать формировать себя в том обществе, в котором хочется себя видеть, формировать общество вокруг себя. А дальше с каждым новым шагом будет появляться все больше и больше сил. И, возможно, придет тот день, когда каждый решит что-то серьезно поменять в своей судьбе.

Евгения Серебрякова, Министр образования Новгородской области

Илья Залесский напомнил, что время — гораздо более дорогой ресурс, чем деньги:

Время, которое вы потеряете на то, чтобы не учиться, учиться чему-то не тому или решиться на первый шаг, в перспективе 10 лет, обойдется гораздо дороже, чем деньги, которые вы можете на это потратить. Мне кажется, что когда люди думают об образовании или переменах, они плохо умеют это считать. И если научиться этому, решение о том, куда вложить свое время, будет совсем другим. Попробуйте посчитать, сколько стоит ваше время, и понять, куда его правильным образом вложить здесь и сейчас, чтобы через несколько лет обнаружить себя в том месте, где вам действительно хочется оказаться.

Илья Залесский, Руководитель образовательных сервисов Яндекса
0
1 комментарий
Дмитрий Шевченко

Проблема социальной и профессиональной адаптации и карьеры насчитывает сотни лет! Перед каждым поколением встает задача необходимого участия в общественном разделении руда. Иначе, как получить желаемый доход, зарплату, выстроить свой уровень и стиль жизни, не предлагая другим (обществу) ничего, ни каких ценностей взамен?
Каждое поколение всегда обсуждает эти моменты. Как стать благополучным в финансовом и социальном пространстве вполне легитимно осуществляя общественно-полезную деятельность, за которой последует искомое вознаграждение?
Вдруг и не вдруг, благодаря родителям, школе и затем вузу, приходит понимание, что надо чему - то учиться. Скорее всего, какой-то деятельности, которую надо выполнить таким образом, чтобы получить за это деньги, которые помогут продвигаться по жизни дальше. Этот момент связан с появлением индивидуальной цели, которая, как сильная цепь (Аристотель) может связать человека по рукам и ногам и потребуют выстроить для этого план распоряжения своими силами, умениями и своим свободным временем.
Ну, наконец-то, можно сказать, что эта деятельность называется профессией, теперь, это может называться социально одобряемым занятием (самозанятым), т.е. работой, за которую платят и готовы платит деньги заказчики.
Этот процесс может наступить не только в 18 лет, но и значительно, как мы видим раньше, даже с детства - совсем юные блогеры и чудо дети нам демонстрируют это. Правда, это единицы. Но, для основной массы людей, это обычный и понятным всем путь: от детского сада, школы, колледжа, вуза!
На протяжении всей жизни, может так случиться, что человек так и не поймет, зачем он учился и так жил! Женился, трудился, менял свою профессию, род занятий, занимался спортом, искусством, старался и остался с этим вопросом снова один на одни. Да, такое бывает часто! Но может случиться и другой результат, радость, восхищение, что ты приносишь пользу, ты полезный человек, слышишь, как тебе об этом говорят, аплодируют, видишь, как твои денежные ресурсы растут и позволяют сделать себя и своих близких немного, но счастливыми. Уверен, что кроме профессии у человека не может быть другого пути к личному счастью и благополучию! Через профессию к личному воплощению своей мечты и цели, путь изведанный веками и многими! Бывает, что на этом пути может попасться человек или даже книга, что-то, что подскажет вдруг как это все сделать!
Часто это происходит в коммуникациях с другими людьми.
Известно, что социальные сети-путь к профессиональной сети, карьере. В любом случае, тренироваться быть взрослым и стать каким-то профи (все-таки, научиться делать свою работу лучшим образом, чем другие), этот путь неизбежен для всех!
Ясно и другое, надо двигаться к этому и всегда искать свою формулу своего профессионального успеха и личного счастья.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда