Найти себя и принести пользу обществу: о чем говорили на дискуссии «Профессия ≠ предназначение» на Impact Fest 2021
С 15 по 21 февраля прошел первый в России фестиваль импакт-экономики Impact Fest 2021. В рамках дня «Образование: как учить для импакт-экономики» состоялась онлайн-дискуссия «Профессия ≠ предназначение». Главной темой беседы стал поиск своего места в жизни и возможности для смены карьерной траектории для взрослых специалистов. Посмотреть запись трансляции можно на сайте фестиваля. Публикуем главные тезисы и выводы.
В мероприятии приняли участие представители: Яндекс.Практикума, министерства образования Новгородской области, Центра инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ и программы «Учитель для России». Модератор — программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя. Партнер направления «Образование» — Яндекс.Практикум — сервис онлайн-образования, где каждый может освоить новый навык или профессию.
Как взрослому человеку найти свое предназначение? Почему мало кто работает по специальности, приобретенной в вузе? Можно ли на пути к новой профессии одновременно следовать своим интересам и приносить пользу обществу? Эти и другие вопросы обсуждали в эфире Impact Fest.
Что такое «предназначение»?
Каждый вкладывает в это понятие что-то свое, в том числе — и участники дискуссии. Для заведующего Центра инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Владимира Вайнера это возможность на протяжении всей жизни по максимуму реализовывать свои таланты, открывать для себя что-то новое и получать от этого удовольствие.
Министр образования Новгородской области Евгения Серебрякова определяет предназначение как времяпрепровождение, которое дает ценный результат для всех участников системы.
Илья Залесский (Яндекс.Практикум) полагает, что предназначение — это то, как человек видит и определяет самого себя. В то время как профессия — это то, каким его видят со стороны. И эти две сущности могут находиться в конфликте друг с другом.
А соосновательница программы «Учитель для России» Ольга Фогельсон добавила, что предназначение может быть связующим звеном между моим личным интересом и влиянием на окружающую действительность.
Какова роль классического образования в поиске своего предназначения? Есть ли смысл идти в вуз, если можно получить новую профессию с помощью онлайн-сервисов?
По мнению Владимира Вайнера, если речь идет исключительно о получении нужных знаний и компетенций, вполне можно не ходить в университет. Но современные вузы сосредоточены не только на том, чтобы выполнять образовательную и научно-исследовательскую миссии. Не менее важная задача — помочь студентам самореализоваться, дать им почувствовать себя нужными и важными. И те учебные заведения, которые будут справляться с этой миссией, останутся актуальными и востребованными.
Ольга Фогельсон считает, что в будущем нас ждет микс образовательных моделей. Каждый человек будет выбирать собственный маршрут, сочетая онлайн и офлайн, курсы и классическое фундаментальное образование.
Проблема классического образования в России заключается в том, что оно строилось еще в советский период и обслуживало потребности экономики того времени, считает Евгения Серебрякова. Тогда человек выбирал профессию на всю жизнь и возможности что-то кардинально поменять у него не было. Сегодня же формируется совсем иная модель. И базового образования зачастую недостаточно, чтобы всю жизнь оставаться востребованным специалистом.
Илья Залесский рассказал, как Яндекс.Практикум помогает взрослым специалистам обрести новую профессию. По его словам, 70% выпускников, нацеленных на поиск работы, трудоустраиваются в течение первых четырех месяцев. Им помогает специальная программа акселерации. Но сервис не конкурирует с классическим образованием.
Вопрос переобучения для многих встал особенно остро в 2020 году в связи с кризисом, вызванным пандемией. В качестве ответа на него в Нижегородской области создали новый образовательный проект, который дал гражданам возможность бесплатно освоить новую профессию и трудоустроиться.
Опыт работы над программой помог Министерству образования Новгородской области осознать, какой серьезной движущей силой являются колледжи и техникумы. Это важная ниша — и сейчас регион готовит специалистов среднего профессионального образования для всей России. Помимо этого, проект показал, что взрослые люди готовы учиться новому — нужно только помочь им побороть свой страх. И чем больше в регионе появляется историй успеха, тем проще привлечь участников для следующих мероприятий.
Еще одна образовательная программа в Новгородской области — нацелена на переобучение специалистов предпенсионного возраста. Участие в этом проекте приняло порядка 1000 человек. Согласно внутренней статистике, примерно 6% из них получили повышение по службе, порядка 20% поменяли профессию, почти 4% — начали собственный бизнес.
Современные вузы тоже становятся драйверами изменений. Владимир Вайнер сделал доклад о практиках развития социальных инноваций в университетах. Первым примером стала программа, реализованная в Манчестерском университете, в рамках которой каждый студент может выстроить собственную траекторию «общественного служения». Она включает в себя четыре основных направления:
- междисциплинарные курсы;
- челленджи с погружением в социальную экономику;
- волонтерские программы — любая некоммерческая организация может открыть вакансии для студентов на базе университета;
- программы для освоения лидерских навыков — возможность попробовать себя в одной из 15 ролей (например, стать ментором или возглавить студенческий совет).
Такой подход помогает студентам понять, что для них действительно важно, и проверить, насколько выбранная профессия им подходит.
Еще одна интересная модель реализована в университете Центра инноваций и дизайна Wond’ry Университета Вандербильт в США. Там каждый студент может пройти микроакселерационные программы, связанные с некоммерческими организациями, социальным предпринимательством, развитием местных сообществ и инновациями.
Третий пример из международной практики — проект SIKE — объединяет сразу множество вузов и некоммерческих организаций. Его миссия — стимулировать развитие социального предпринимательства в университетах и местных сообществах. Акцент в данном случае сделан на обмене знаниями и опытом и совместном поиске социальных решений.
Владимир Вайнер также представил проект, созданный на базе Высшей Школы Экономики совместно с фондом Потанина, — акселератор цифровой трансформации для некоммерческих организаций DI:NGO.
Далее микрофон перешел к Ольге Фогельсон. Она рассказала о проекте «Учитель для России», который помогает людям с высшим непедагогическим образованием получить новую профессию — профессию учителя.
Часто бывает, что люди, которые приходят в проект, изначально мечтали работать в школе, но в силу разных причин пошли по иному пути. Спустя годы они поняли, что хотят вернуться к этой мечте. Это особая категория людей, которые хотят работу со смыслом. И таких специалистов, по мнению Ольги, будет становиться больше.
Как можно уже сейчас начать следовать своему предназначению?
Владимир Вайнер пожелал тем, кто ищет свое место в жизни, смелости:
Ольга Фогельсон советует смотреть шире:
Евгения Серебрякова пожелала зрителям начинать с малого:
Илья Залесский напомнил, что время — гораздо более дорогой ресурс, чем деньги:
Проблема социальной и профессиональной адаптации и карьеры насчитывает сотни лет! Перед каждым поколением встает задача необходимого участия в общественном разделении руда. Иначе, как получить желаемый доход, зарплату, выстроить свой уровень и стиль жизни, не предлагая другим (обществу) ничего, ни каких ценностей взамен?
Каждое поколение всегда обсуждает эти моменты. Как стать благополучным в финансовом и социальном пространстве вполне легитимно осуществляя общественно-полезную деятельность, за которой последует искомое вознаграждение?
Вдруг и не вдруг, благодаря родителям, школе и затем вузу, приходит понимание, что надо чему - то учиться. Скорее всего, какой-то деятельности, которую надо выполнить таким образом, чтобы получить за это деньги, которые помогут продвигаться по жизни дальше. Этот момент связан с появлением индивидуальной цели, которая, как сильная цепь (Аристотель) может связать человека по рукам и ногам и потребуют выстроить для этого план распоряжения своими силами, умениями и своим свободным временем.
Ну, наконец-то, можно сказать, что эта деятельность называется профессией, теперь, это может называться социально одобряемым занятием (самозанятым), т.е. работой, за которую платят и готовы платит деньги заказчики.
Этот процесс может наступить не только в 18 лет, но и значительно, как мы видим раньше, даже с детства - совсем юные блогеры и чудо дети нам демонстрируют это. Правда, это единицы. Но, для основной массы людей, это обычный и понятным всем путь: от детского сада, школы, колледжа, вуза!
На протяжении всей жизни, может так случиться, что человек так и не поймет, зачем он учился и так жил! Женился, трудился, менял свою профессию, род занятий, занимался спортом, искусством, старался и остался с этим вопросом снова один на одни. Да, такое бывает часто! Но может случиться и другой результат, радость, восхищение, что ты приносишь пользу, ты полезный человек, слышишь, как тебе об этом говорят, аплодируют, видишь, как твои денежные ресурсы растут и позволяют сделать себя и своих близких немного, но счастливыми. Уверен, что кроме профессии у человека не может быть другого пути к личному счастью и благополучию! Через профессию к личному воплощению своей мечты и цели, путь изведанный веками и многими! Бывает, что на этом пути может попасться человек или даже книга, что-то, что подскажет вдруг как это все сделать!
Часто это происходит в коммуникациях с другими людьми.
Известно, что социальные сети-путь к профессиональной сети, карьере. В любом случае, тренироваться быть взрослым и стать каким-то профи (все-таки, научиться делать свою работу лучшим образом, чем другие), этот путь неизбежен для всех!
Ясно и другое, надо двигаться к этому и всегда искать свою формулу своего профессионального успеха и личного счастья.