Что привело «Ситимобил» в Mail.Ru Group
История двух компаний.
C весны 2018 года Mail.Ru Group принадлежат 26% акций «Ситимобила». Благодаря инвестициям агрегатор быстро растет — в июле он вышел на второе место по мобильной онлайн-аудитории в Москве среди такси-сервисов.
Со стороны «Ситимобил»: до инвестиций
Арам Аракелян всегда мечтал о собственном бизнесе. Окончив МГИМО, он устроился на работу в одно из федеральных министерств, но параллельно копил деньги и думал, во что их вложить.
Оганес Аракелян, брат Арама Аракеляна, в это время учился во Франции и много путешествовал. Он увидел, что в Европе действует налаженная система такси с недорогими поездками. Машины к клиентам приезжали быстро, были чистыми и аккуратными. В Москве о таком можно было только мечтать — в основном люди не вызывали такси, а просто «голосовали» на дороге.
Услуги официальных служб такси стоили очень дорого, а заказывать машину к определённому времени нужно было как минимум за несколько часов. Братья вдохновились европейской моделью и решили построить на ней бизнес.
Основатели не думали, что такси-сервис станет их основным бизнесом. Они рассматривали покупку таксопарка как несложную инвестицию. Но оказалось, что все не так просто. Шоферы брали автомобили и не возвращали их на базу. Водитель мог исчезнуть на две недели, а потом объявиться и сказать, что машина в ломбарде. Некоторые просто пропадали и бросали автомобили на обочине. Быстро стало ясно, что затея с таксопарком не самая удачная.
Предприниматель понял, что эту проблему можно решить с помощью специального программного обеспечения. «Ситимобил» нанял разработчиков на аутсорсе и стал разрабатывать собственное программное обеспечение. Так в 2008 году у компании появилась онлайн-диспетчерская, которая распределяла заказы между водителями. Клиенты звонили в колл-центр и заказывали такси, операторы вносили эти заказы в онлайн-базу, а водители подключались к ней с помощью мобильного интернета.
Очень скоро среди московских таксистов распространился слух об этой системе, и водители стали приходить в «Ситимобил» непрерывным потоком.
Вскоре с компанией сотрудничали так много таксистов, что ей удалось заметно сократить время ожидания машины. По словам Арама Аракеляна, именно водители «Ситимобила» первыми в Москве стали приезжать к клиентам за 20 минут, а не в течение часа.
Теперь большинство водителей «Ситимобила» уже работали на собственных машинах. Выяснилось, что это куда удобнее, чем сдавать автомобили в аренду. Как объясняет сооснователь компании, к собственному автомобилю шофер относится бережно, поэтому не работает сутки напролет и не рискует уснуть за рулем.
В 2011 году у компании появилось мобильное приложение. Но от колл-центра «Ситимобил» решил не отказываться – многим по-прежнему было привычнее делать заказы по телефону. Компания непрерывно росла.
За следующие годы к «Ситимобил» подключились десятки тысяч водителей. В 2010-х годах, с распространением смартфонов, появилось больше онлайн-сервисов для заказа такси. Но основатели компании не испугались конкуренции. По их мнению, наличие конкурентов – это повод развивать компанию. «Ситимобил» работал над тем, чтобы сделать условия лучше не только для клиентов, но и для водителей. В 2017 году компания открыла «Дом такси» – пространство для водителей, где они могут проводить встречи, общаться с менеджерами и отдыхать.
Сегодня средний портрет водителя «Ситимобил» выглядит так: мужчина, 30-40 лет, житель Москвы или Московской области, часто с высшим образованием. При этом в компанию приходят водители абсолютно разных профессий. Большинство водителей, сотрудничающих с «Ситимобил», зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.
Со стороны Mail.Ru Group: инвестиции
С 2012 года московский рынок такси стали захватывать агрегаторы, и это было не самое удачное время для инвестиций или собственного сервиса такси. Все началось с GetTaxi и «Яндекс.Такси» — они начали демпинговать, цены на поездки снижались, а к агрегаторам подключалось все больше таксопарков. В ноябре 2013 года на российский рынок вышел Uber, и началась настоящая ценовая война. Расценки снизились до 199 рублей за поездку, а к 2014 году — до 99 рублей. Водители стали работать по 12-14 часов в день, чтобы хоть что-то заработать. В это время рынок принадлежал двум компаниям, и выходить на него, по мнению Александра Горного — директора по стратегии и анализу Mail.Ru Group — было бесполезно.
В 2017 году «Яндекс» и Uber объявили о создании объединенной компании. Компании решили объединить базы водителей и перевести всех таксистов на единую платформу. Они договорились, что в новую, объединенную компанию Uber вложит 225 млн долларов и получит 36,6% акций. «Яндекс» вложил 100 млн долларов за 59,3 процента. Это объединение стало для Mail.Ru Group сигналом: ценовая война закончилась, и теперь можно выходить на рынок.
Со стороны «Ситимобил»: после инвестиций
Арам Аракелян признается: компания задумалась о том, чтобы привлечь инвестиции еще в 2015 году, и именно в Mail.ru Group видела идеального инвестора. «Ситимобилу» нужны были не только деньги на дальнейшее развитие, но и экспертиза, технологии и аудитория. Все это было у холдинга.
На сегодняшний день «Ситимобил» благодаря инвестициям успел сильно вырасти. В июле 2018 года он занял второе место по мобильной онлайн-аудитории в Москве. Количество поездок через Ситимобил за последние полгода выросло более чем в шесть раз — в июле этот показатель достиг 1,5 млн заказов в Москве. В основном инвестиции, полученные от Mail.ru Group, пошли на маркетинговое развитие компании, ее техническое укрепление, а также на увеличение технической, аналитической и маркетинговой команды «Ситимобил».
«Ситимобил» получил от Mail.ru Group не только инвестиции. Компании обмениваются экспертизой в области технологий, маркетинга и работы с большими данными. Теперь специалисты из Mail.ru Group консультируют «Ситимобил» в вопросах покупки и размещения рекламы.
Благодаря Mail.ru Group «Ситимобил» начал работать с большими данными. Теперь это помогает прогнозировать спрос и предложение с помощью предиктивных моделей — можно предложить самую подходящую цену и для водителя, и для пассажира, с учетом времени суток, погоды и месторасположения.
Теперь «Ситимобил» сотрудничает и с другими сервисами, принадлежащими интернет-холдингу. Например, сегодня можно заказывать еду в Delivery Club, получать за это баллы и использовать их для поездок на такси.
Сегодня у «Ситимобил» есть фронт-офис и бэк-офис. Бэк-офис переехал работать в башню Mail.ru Group. У компании все еще есть колл-центр, но теперь бизнес-модель компании больше ориентирована на мобильное приложение. Если до получения инвестиций большую часть заказов компания получала по телефону, то теперь они в основном поступают онлайн.
Если раньше Арам Аракелян регулярно сам садился за руль и выезжал на вызовы, то теперь времени на это уже не хватает. Но с получением инвестиций от Mail.Ru Group его взгляды не поменялись. Как и раньше, предприниматель развивает компанию, в которой важны не только клиенты, но и сотрудники. По мнению Арама, у «Ситимобил» есть свой ДНК – внутренняя суть компании. И, несмотря на рост и изменения, эта суть должна остаться прежней.
Самое интересно, конечно впереди... у кого быстрее деньги закончатся, у Яндекса или Mail.ru?
В ситимобиль несколько месяцев стоимость поездки для пассажира была процентов на 30 меньше чем для водителя. Разницу, видимо, закрывало мейл.ру.
Конечно, если вбухать много денег - заказов будет много.
(Тут место для анекдота про продажу 2 рублей за рубль и большие обороты, пока без прибыли)
(здесь был комментарий про Uber и Gett, которые не первый год развивают бизнес именно по такой модели, но я подумал, что это достаточно очевидно и удалил его)