Исправление роковой ошибки в сфере регулирования частных/венчурных инвестиций в России — проект законодательной инициативы по разрешению участия ИП (физических лиц) в инвестиционных товариществах

В России по всем понятным причинам инвестиционный климат оставляет желать лучшего. При этом, даже самое малое, что может сделать законодатель — разрешить ИП (индивидуальным предпринимателям) быть участниками инвестиционных товариществ — намеренно не выполняется. И это очень похоже на осознанное вредительство. Однако вода камень точит: в статье разберём что нужно сделать, чтобы исправить эту ошибку.

В настоящее время в российской юрисдикции наиболее удобной формой структурирования инвестиционного фонда (в том числе, венчурного) является инвестиционное товарищество. Регулируется данная форма партнёрства Федеральным законом «Об инвестиционном товариществе» от 28.11.2011 № 335-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 3 указанного закона:

«Сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации постольку, поскольку осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Физические лица не могут являться сторонами договора инвестиционного товарищества

Прямой запрет на участие физических лиц (даже ИП) в инвестиционных товариществах был включен в указанный закон Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» от 21.07.2014 № 220-ФЗ.

До этого участие физических лиц в инвестиционных товариществах допускалось.

Таким образом, принятие закона № 220-ФЗ (о внесении указанного запрета) в 2014 году значительно ухудшило инвестиционный климат в России. Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе», который был принят в 2011 году в целях развития сферы венчурных инвестиций и который очень ждали российские венчурные инвесторы, спустя 2 года после издания был испорчен указанной поправкой.

Рынок частных (в том числе, венчурных) инвестиций во всём мире включает в себя огромное количество бизнес-ангелов, которые выступают в качестве физических лиц. Исключение физических лиц (большинства бизнес-ангелов) из состава возможных участников инвестиционного товарищества — это явное вредительство, направленное на ухудшение инвестиционного климата России.

Откуда ноги растут? Давайте разберёмся.

В пояснительной записке к закону № 220-ФЗ указано следующее:

«Для выработки предложений по изменению Закона «Об инвестиционном товариществе» весной 2013 года была сформирована Объединенная рабочая группа на базе РАВИ, с участием, в том числе, представителей Минэкономики, ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания» и частных венчурных фондов...».

Мда... Роснано и РВК же у нас «супер-эксперты» и «лидеры» в области венчурных инвестиций... Особенно Роснано...которое всему миру показало чудеса технологий хищения бюджетов при изобретении школьного планшета.

Участие таких «экспертов» в разработке закона № 220-ФЗ объясняет вредительский характер указанных поправок в части исключения физических лиц из возможного состава участников инвестиционного товарищества. Причём, что очень важно — в пояснительной записке среди перечня поправок из 19 пунктов даже не указано, что физические лица исключаются из состава участников инвестиционного товарищества.

Можно сделать вывод, что указанные организации (некоторые из них — с уже известной в настоящее время сомнительной репутацией) пролоббировали указанный закон, в том числе, для устранения конкурентов на рынке инвестиций в лице частных бизнес-ангелов. При этом, сами в венчурном инвестировании далеко не преуспели, да и другим не дали. Результат за окном — рынок частных (в том числе, венчурных) инвестиций в России на порядки меньше, чем в других развитых странах мира.

С пояснительной запиской к указанному закону и иными сопутствующими документами можно ознакомиться на сайте Госдумы здесь.

Таким образом, на основании вышеизложенного, предлагаем лицам, обладающим в соответствии с законодательством правом законодательной инициативы, обратить внимание на описанную проблему и инициировать работу по подготовке законопроекта, направленного на внесение изменений в Федеральный закон от 28 ноября 2011 года № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7013), в частности, предлагающего изложить часть 3 статьи 3 указанного закона в следующей [новой] редакции:

«3. Сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации и физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации постольку, поскольку осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.»

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе»: Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.

С уважением, Евгений Рябов, инвестиционный юрист, предприниматель, автор книги «Стартап и инвестор: правила игры»

t.me/eriabov evrcapital@gmail.com

3
Начать дискуссию