{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Валерия Брусникина: "У креативных индустрий иммунитет к пандемиям, санкциям и стихийным бедствиям"

Творческие индустрии — драйвер экономического роста. Их продукт — интеллектуальные права на результаты творческой деятельности — в связке с современными IT-решениями делает рынок интеллектуальной собственности безграничным. Такой взгляд на взаимосвязь креативной экономики, интеллектуальной собственности и цифровизации в контексте экспансии на новые рынки представила вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина на международном бизнес-форуме «Мир возможностей» в ОАЭ. Об этом пишет сегодня Российская газета.

Фото представлено Оргкомитетом международного бизнес-форума «Мир возможностей»

Мировой оборот креативных индустрий — 2,2 трлн долларов в год. В этой сфере занято больше 300 млн человек, а доля креативных индустрий в среднем составляет в национальных экономиках от 3 до 5% ВВП. Можно ли считать креатив особым ресурсом, который помогает российским IT-компаниям завоевывать новые рынки? Вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина убеждена, что креатив не просто «фишка» инновационных компаний, но «столбовая дорога» для стран, стремящихся к экономическому росту.

ООН насчитывает 13 креативных индустрий, среди которых реклама, кино, музыка, издательское дело и, конечно, IT. «Что же объединяет такие разные сферы? Все они производят интеллектуальную собственность: от фотографий или битов до изобретений и промышленных образцов», — пояснила Валерия Брусникина. При этом многого можно добиться за счет целенаправленной политики государства по стимулированию сектора. Достойный пример — программа развития творческой экономики, которая реализуется в ОАЭ. Благодаря ей креативные индустрии занимают уже 3,5% ВВП, а заняты в них 4% населения страны. «Особенность креативных продуктов в том, что в связке с IT-решениями они будут распространяться по миру всегда, несмотря на санкции, пандемии или стихийные бедствия вроде недавнего наводнения в Дубае», — полагает эксперт.

Валерия Брусникина напомнила, что в России государство не оставляет вниманием творцов. Уже несколько лет работает специальное инфраструктурное решение для креативных индустрий: изначально созданная по инициативе участников рынка, а позже поддержанная президентом РФ и получившая общественно-государственный статус сеть РЦИС.РФ. Это первый в мире промышленный блокчейн, ориентированный на творческий бизнес и рыночное продвижение интеллектуальной собственности. На сегодня РЦИС.РФ — это универсальный стандарт обмена информацией о результатах творческой деятельности и правах на них. Среди узлов сети: Роспатент, Суд по интеллектуальным правам, ОКУПы, лейблы, медиахолдинги, кинокомпании, научные организации.

Фото представлено Оргкомитетом международного бизнес-форума «Мир возможностей»

На базе этого «реестра реестров» объектов интеллектуальных прав построено множество сервисов, позволяющих депонировать объекты авторских прав, в том числе компьютерные программы, подавать заявки на регистрацию товарных знаков, монетизировать свои произведения через B2B-мультиплеер или биржу интеллектуальных прав, собирать и передавать портфели интеллектуальных прав в рамках франчайзинговых сделок.

Блокчейн гарантирует сохранность и неизменность данных, а во многих юрисдикциях сделки, заключенные на цифровых платформах, уже признаются равнозначными традиционным бумажным договорам. Огромная заслуга блокчейна в том, что в России возник цифровой рынок интеллектуальной собственности, который сегодня уверенно распространяет партнерские отношения на территорию ЕАЭС и других дружественных стран.

Несмотря на креативность российских айтишников, зачастую им бывает непросто закрепиться на новых рынках из-за недостатков «упаковки» продукта, его маркетингового представления и неготовности адаптироваться к культурным реалиям чужой страны, отметил директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» Илья Массух: «Проблему поддержки экспорта в известной мере решает институт цифрового атташе, специального представителя России в дружественной стране. Их уже около 10‑15, есть и в ОАЭ».

Руководитель центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно также обратил внимание на проблему культурных различий: «Менталитет дружественных стран очень отличается от нашего. Мы много общаемся с представителями арабских государств, и все нам в один голос говорят: пока не поживете здесь, ничего получится».

Впрочем, на пространстве СНГ или в странах с большой русскоязычной диаспорой проблем в общении у россиян пока не возникает. Так, по словам директора по стратегическому партнерству VK Дмитрия Уварова, продукты холдинга вполне успешны в Белоруссии, в Казахстане, а также в Турции и Таиланде. В Казахстане совместно с местным провайдером удалось запустить облачный сервис, в Белоруссию «VK.Знакомства» пришли как раз в тот момент, когда рынок покинул Tinder. «Мы готовы реализовать с нашими партнерами хоть MVP, хоть готовое решение», — отметил Дмитрий Уваров.

Большинство экспертов считают, что пока импортозамещение в России возможно в ПО, но не в «железе» или других готовых изделиях. Однако при этом упускают из виду, что многие российские наукоемкие товары пользуются популярностью за рубежом. Генеральный директор ООО «Передовые технологии» Дмитрий Титов напомнил, что знаменитый Promobot Олега Кивокурцева популярен в Дубае, а медтех-компания «Нейрософт» из города Иваново примерно половину двухмиллиардной выручки делает в недружественных странах, а именно в США.

Рецепт успеха Wildberries состоит в комплексном подходе — не только наполнять новые рынки своими товарами, но и активно «пылесосить» их на предмет новых интересных локальных производителей и продавцов. Об этом заявил заместитель генерального директора компании Алексей Духанин. Специфика работы маркетплейса в том, что логистика должна быть «загружена» полностью и работать в обе стороны. При этом каждый продавец — потенциальный экспортер. Карточки товара автоматически переводятся на локальные языки, а эквайринг и растаможка остаются заботой платформы.

Президент компании РУССОФТ Валентин Макаров в свою очередь подчеркнул, что дружественные страны с интересом наблюдают за Россией как за страной «с геном технологического суверенитета». Им интересно ближе познакомиться с экономикой, сумевшей выстоять под напором санкций. При этом ставку необходимо делать не на готовые решения, а на совместные предприятия и технологический трансфер. Именно такой подход позволяет не гнаться за статусом вендора № 1, а способствовать тому, чтобы вместе с тобой росли другие игроки: адаптируя твою технологию, они увеличивают общий объем рынка.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда