{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Развитие технологических стартапов в России: барьеры и возможности

Внедрение решений Индустрии 4.0 в крупных промышленных предприятиях тормозят не только кризис и условия пандемии. Директор по развитию бизнеса компании «Инновационный центр Ай-Теко» Жамиля Каменева рассказала, какие еще барьеры стоят между стартапами и предприятиями и какие площадки предоставляют возможности инноваторам.

Согласно прогнозам Bosch, автоматизация и цифровая трансформация на глобальном уровне могут принести в промышленную отрасль около 30 млрд евро добавленной стоимости за счет новых цифровых продуктов и дополнительные 40 млрд евро ежегодных инвестиций. Игроки рынка стараются ускорить эти процессы, но внедрение инноваций происходит все еще очень медленно.

Корпорации не готовы рассматривать проекты на уровне идеи или даже MVP

Если до пандемии крупные компании неохотно рассматривали проекты на стадии идеи, то сейчас эта тенденция прочно закрепилась во всех секторах экономики. По данным Startup Barometr’ 2019, даже в спокойное время более 50% предпринимателей оценивали степень заинтересованности корпораций в работе со стартапами ниже среднего. По словам представителей бизнеса, невозможно спрогнозировать окупаемость проекта на уровне идеи, учесть все риски, а главное – обеспечить продуктивную работу технологии на последующих этапах.

Крупные промышленные предприятия, к примеру, ПАО «Кировский завод», предпочитают рассматривать готовые инновационные продукты с подтверждением успешных внедрений, поддержки и эксплуатации. К сожалению, такие референсы есть далеко не у всех технологических стартапов. Получается замкнутый круг: нет примеров – нет внедрений, и наоборот.

Однако даже в кризисных условиях можно найти способы запустить пилотные проекты и наработать референсы.

Первый рабочий инструмент – это участие в различных корпоративных акселераторах и программах. Например, для стартапов, предлагающих решения для промышленности, такие возможности предоставляют сразу несколько крупных площадок: Severstal SteelTech Accelerator, корпоративный акселератор TechNet АО «ОДК», совместная программа Фонда «Сколково» и Инновационного центра Ай-Теко по поддержке стартапов в промышленном секторе, стартап-марафон IRON ROAD SHOW.

Второй инструмент – это взаимодействие с различными отраслевыми ассоциациями, профильными клубами и союзами, проводящими большое количество мероприятий с вовлечением представителей заказчиков – GlobalCIO, 4CIO, Клуб «яИТы» и другие.

Замороженные бюджеты на инновационные проекты

Пандемия негативно повлияла на динамику развития всей экономики, но одними из самых пострадавших стали высокотехнологичные нефтегазовая, транспортная и энергетическая отрасли. Акции компаний в этих областях рухнули, и некоторые из них с начала года потеряли почти треть стоимости. Такие неутешительные данные приводит РБК Quote на основании отраслевых индексов Московской биржи. Так, нефтегазовая отрасль в результате экономической рецессии потеряла 32,6%, транспорт – 31,3%, а энергетическая промышленность – 16,3%.

Компании и госорганы вынуждены переходить на очень жесткое антикризисное управление и максимально урезать расходы. К примеру, власти Москвы заморозили заключение контрактов на любые закупки, кроме неотложных. Руководство «АвтоВАЗа» приняло решение приостановить производство до середины мая после того, как в апреле автопродажи рухнули практически до нуля. Отраслевые эксперты ожидают, что к концу первого полугодия практически все российские заводы снизят объемы производства минимум на 10%.

В результате антикризисной оптимизации бизнес вынужденно становится более консервативным в работе с инновационными проектами, взаимодействие с которыми отложено на неопределенный срок. На передний план выходят решения с доказанной эффективностью, главным образом – технологии, обеспечивающие автоматизацию производственных процессов. По оценкам экспертов, после окончания карантина компаниям понадобится минимум месяц, чтобы адаптироваться к изменениям рынка, и только через два-три месяца они смогут вновь проводить тендеры.

До пандемии корпорации также были не готовы выделять большой бюджет для пилотов. По словам экспертов, принимавших участие в видеоконференции Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) «Инновации в период карантина: лайв с корпорациями», в России свыше 90 процентов компаний не могут тратить на пилотный проект стартапа более 1,5 млн рублей. Многим инновационным проектам недостаточно этих средств, особенно с учетом требований по интеграции с инфраструктурой заказчика. Учитывая опыт предыдущих кризисных периодов в экономике, можно предположить, что эта сумма в условиях пандемии вряд ли увеличится.

С пилотированием помогут различные виды грантовой поддержки, которую гораздо проще получить, когда есть реальный заказчик. Молодые технологические компании могут побороться за призовой фонд в акселерационных программах – это позволит отчасти компенсировать затраты на пилотный проект. Фонд «Сколково» также помогает с финансированием пилотов. Так, создатель стартапа может получить мини-грант до 5 млн рублей. Карантин и экономическая рецессия никак не отразились на этой сумме.

Длительный переговорный процесс до запуска пилотного проекта и продажи решения

Эта проблема давно известна создателям российских стартапов. Предварительные переговоры и бюджетирование могут продолжаться несколько лет и редко завершаются быстрее, чем за 6-9 месяцев. В условиях изоляции многие переговорные процессы оказались заморожены.

Ситуацию осложняет отсутствие единой системы цифрового документооборота с идентификацией через авторизованные центры. Каждая компания работает в собственной системе, многие из которых не позволяют заключить договор дистанционно. Партнерство с внешними контрагентами даже в высокотехнологичных компаниях неизбежно связано с бумажной волокитой.

Помимо переговоров, растянуться на неопределенный срок может и процесс принятия решения. В промышленности, в отличие от банкинга или финансового сектора, стоимость внедрения гораздо выше. Соответственно, возрастает и цена ошибки: PA Consulting подсчитали, что неудачные инновации стоили британским компаниям более 60 миллиардов долларов в год.

Ситуацию может осложнить отсутствие на предприятии отдельной экспериментальной «песочницы» – специально выделенного оборудования или части производственного процесса для апробации решений. Сейчас, когда из-за пандемии многие предприятия отказываются от нецелевых затрат, найти заказчика, готового проверять новые технологии на себе и за свой счет, станет еще сложнее.

Возможным выходом из данной ситуации может стать участие в различных программах софинансирования. Один из таких примеров – конкурс проектов по «сквозным» цифровым технологиям, официальным оператором которого стал Фонд «Сколково». Победители программы могут получить гранты, покрывающие до 50% затрат на реализацию пилотов. В конце декабря 2019 года уже были названы первые стартапы, чьи решения получили государственную поддержку.

Пандемия и экономическая рецессия усиливают существующие барьеры между стартапами и корпорациями, обостряя проблемы в отрасли. С одной стороны, это негативно сказывается на темпах инновационного роста и модернизации промышленности страны. С другой – кризис может стать необходимым стимулом к тому, чтобы крупные предприятия переосмыслили свою бизнес-модель и научились более гибко реагировать на меняющиеся условия рынка. Безусловно, это откроет новые возможности для технологических стартапов – их решения помогут точечно адресовать самые насущные задачи по оптимизации производства и позволят российской продукции стать более конкурентоспособной на международном рынке.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Designer Startup

"Корпорации не готовы рассматривать проекты на уровне идеи или даже MVP"

Вот сами карпарации пусть тагда и праектируют.

А с MVP в Долине в очереди инвесторов даже Маск стоять будет. 

Одно дело, когда в США зарплата в тысячах долларов и другое дело зарплата у офисного специалиста тут. Кто из них потянет разработку MVP? (Ответ: ǝʞиdǝwɐ ʚ ʁɔn̯иmʁɓохɐн).

Ответить
Развернуть ветку
Evgheni C

В долине невероятный пузырь, и миллиарды свободно плавающих денег. Посмотрите на всякие убыточные Uber и прочие DoorDash, в которые вливают сотни миллионов закрывая убытки.

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

А работать в России за две копейки и бутерброд с рисом это типа не убыточно для персональной жизни?))

Ответить
Развернуть ветку
Evgheni C

Я не одобряю ни одну ни другую крайность.

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

Да нормально все)) Сами же говорите, что там миллиарды денег. Ну потеряют инвесторы 1% своих сокровищ, что с того, не обеднеют. Зато есть шанс реально сделать жизнь лучше. 

Ответить
Развернуть ветку
Evgheni C

В этом-то как раз и беда долины. Больше половины стартапов здесь решают проблемы, которых нет, получая конские инвестиции под всякую откровенную дурь. 

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

А в России даже проектируя странообразующие технологии, будешь получать рис и тем более даже не сможешь доехать до Турции, а не то что до Долины)) 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

"...Фонд «Сколково» также помогает..." Балаболиным. https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/20/84998-ozhivit-rybu-ultrazvukom  А если ты не из их обоймы. Сам Балаболин в одной группе ржал над показным гневом ректора Сколтеха академик РАН Александра Кулешова - Типа сам связан с компанией выпускающую тоже Живую Воду из морской воды по хорошей цене. Так вот если ты не из ихних тебя твою заявку срежут еще на предварительном этапе. Хотя и не имеют право рассматривать там по-существу. Но в том то и весь трюк! Развод и распил уже начинается со слова Подать Заявку.  

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда