Чем заняться дизайнерам, оставшимся без работы: обложки для Zoom, мерч для артистов, ребрендинг компаний
Представители дизайн-индустрии рассказали, как условия самоизоляции и экономическая рецессия отразились на их работе.
IPQuorum обсудил с представителями ассоциаций и союзов, дизайнерами и художниками, какие сегменты малого и среднего бизнеса в творческой среде пострадали из-за карантинных мер больше всего.
Какой поддержки не хватает отрасли
Первым о проблемах заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. 9 апреля он направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с перечнем мер, необходимых для сохранения и развития креативных индустрий.
Свою позицию выразила и Ассоциация специалистов предметного дизайна (АСПД). В апреле организация обратилась к заместителю министра промышленности и торговли РФ Василию Осьмакову. АСПД попросила включить дизайн в перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии коронавируса и оказать финансовую поддержку людям, лишенным возможности зарабатывать.
Директор АСПД Анастасия Крылова сказала, что до пандемии лидеры сообщества активно работали с государственными структурами, готовили стратегии развития и консолидации отрасли.
Вместе с Ассоциацией IPChain АСПД в 2019 году презентовала отраслевую экосистему Russian Design Council, предоставляющую дизайнерам доступ к полезным цифровым сервисам блокчейн-инфраструктуры IPChain. В нынешней непростой ситуации дизайнеры могут бесплатно депонировать на платформе свои работы.
Анастасия Крылова попросила профильное министерство не лишать стратегические проекты, среди которых, например, Moscow World Design Capital 2024 – участие Москвы в международном конкурсе на получение титула «Мировая столица дизайна – 2024» или образовательный форум IP Design Strategy, грантовой и бюджетной поддержки и рассмотреть их реализацию в новых условиях.
Что думают о ситуации в отрасли дизайнеры и художники
Дмитрий Карпов, графический дизайнер
Приглашенный лектор в FH joanneum и в Fojo Media Institute Дмитрий Карпов отмечает, что в наиболее сложном положении оказался бизнес, связанный с проектированием публичных мероприятий, то есть дизайн концертов, фестивалей, развлекательной клубной жизни, а также наружная реклама:
Специалистам по оформлению жилых пространств повезло больше.
Заметно активизировались клиенты, заинтересованные в разработке персонального бренда.
В условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки представители отрасли энергично переводят свою работу в онлайн-режим: проектируют новые сайты, перезапускают социальные сети, продумывают брендинг упаковки и униформу курьеров. Обновляются городские приложения и сервисы доставки, маркетплейсы и банкинг-платформы.
Для наемных работников в сфере дизайна карантин едва ли обернулся серьезными последствиями. Многие из них и раньше ходили в офис со своими ноутбуками или вовсе работали удаленно. Предприниматели смотрят на вещи в более долгосрочной перспективе, но и они пока далеки от панических настроений.
При этом факт остается фактом – дизайн как индустрия, особенно в регионах, принципиально зависим от активности малого бизнеса и обилия средних заказов, а малые заказы развивают сегмент фрилансеров, удерживая в нем высокую конкуренцию.
Карпов отмечает, что при всех экономических сложностях вынужденная самоизоляция помогла индустрии повысить эффективность рабочих процессов. Так, оказалось, что многие задачи гораздо быстрее можно решить в удаленном режиме, и общая продуктивность при этом растет.
Существенную роль играет и дополнительный онлайн-контент, который производят дизайнеры: всевозможные лекционные курсы и семинары. Собственно, рецепт выживания в эпоху карантина – это в первую очередь обучение и продвижение.
Алексей Андреев, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)
Дизайнер на предприятии ничем не отличается от других сотрудников, работающих удалённо в соответствии с протоколами компании, как правило, через системы CRM, различные облачные сервисы.
Покрас Лампас, российский художник-каллиграф
Один из самых известных российских современных художников, в том числе активно работающий как дизайнер, отметил, что карантин заметно перестроил его привычный график:
Несмотря на то что Покрас Лампас известен широкой публике в основном благодаря стрит-арту и коллаборациям с крупными брендами, он работает и в других жанрах. Например, его работы на холстах успешно продаются галереями по всему миру.
Покрас Лампас отметил, что его студия находится в двух шагах от дома, так что режим самоизоляции соблюдать совсем не сложно. Сейчас он занимается графическим дизайном, готовит холсты для выставок и экспериментальных проектов, обсуждает будущие коллаборации. По его словам, презентуемые в конце года проекты обычно начинают готовить минимум за шесть месяцев, так что ему есть над чем работать.
Несмотря на то что самому художнику удалось преодолеть сложности, связанные с карантином, он уверен, что отрасли не помешала бы государственная помощь.
«Дизайн способен радикально помочь восстановлению экономики. Дизайнеры создают предметную среду – основу производственной мощности предприятий, а значит, новые рабочие места.»
Что они курят?
Комментарий недоступен
Мне кажется, что вообще нет смысла просить помощи от государства. По сути, никому ни до кого нет никакого дела... Помоги себе сам. Вот и всё.
Комментарий недоступен