Чем заняться дизайнерам, оставшимся без работы: обложки для Zoom, мерч для артистов, ребрендинг компаний

Представители дизайн-индустрии рассказали, как условия самоизоляции и экономическая рецессия отразились на их работе.

IPQuorum обсудил с представителями ассоциаций и союзов, дизайнерами и художниками, какие сегменты малого и среднего бизнеса в творческой среде пострадали из-за карантинных мер больше всего.

Какой поддержки не хватает отрасли

Первым о проблемах заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. 9 апреля он направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с перечнем мер, необходимых для сохранения и развития креативных индустрий.

Прогнозируемые потери в этой сфере за период весна — лето 2020 г., по самым скромным оценкам, превысят 120-150 млрд рублей, пишет Шохин.

Свою позицию выразила и Ассоциация специалистов предметного дизайна (АСПД). В апреле организация обратилась к заместителю министра промышленности и торговли РФ Василию Осьмакову. АСПД попросила включить дизайн в перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии коронавируса и оказать финансовую поддержку людям, лишенным возможности зарабатывать.

«Дизайн способен радикально помочь восстановлению экономики. Дизайнеры создают предметную среду – основу производственной мощности предприятий, а значит, новые рабочие места. Продвижение методов дизайн-мышления в бизнесе способствует высококачественному проектированию и преобразованию городской среды и общества, усилению экспортного и креативного потенциала страны», – отмечается в обращении.

Директор АСПД Анастасия Крылова сказала, что до пандемии лидеры сообщества активно работали с государственными структурами, готовили стратегии развития и консолидации отрасли.

Вместе с Ассоциацией IPChain АСПД в 2019 году презентовала отраслевую экосистему Russian Design Council, предоставляющую дизайнерам доступ к полезным цифровым сервисам блокчейн-инфраструктуры IPChain. В нынешней непростой ситуации дизайнеры могут бесплатно депонировать на платформе свои работы.

Анастасия Крылова попросила профильное министерство не лишать стратегические проекты, среди которых, например, Moscow World Design Capital 2024 – участие Москвы в международном конкурсе на получение титула «Мировая столица дизайна – 2024» или образовательный форум IP Design Strategy, грантовой и бюджетной поддержки и рассмотреть их реализацию в новых условиях.

Что думают о ситуации в отрасли дизайнеры и художники

Дмитрий Карпов, графический дизайнер

Приглашенный лектор в FH joanneum и в Fojo Media Institute Дмитрий Карпов отмечает, что в наиболее сложном положении оказался бизнес, связанный с проектированием публичных мероприятий, то есть дизайн концертов, фестивалей, развлекательной клубной жизни, а также наружная реклама:

Пострадал дизайн всей музейной деятельности, который достаточно интересно развивался в нашей стране, брендинг различных культурных институций при условии зависимости бизнеса от публичных массовых посещений. Разумеется, пандемия больно ударила по дизайну фактически всей сферы городских услуг, пострадала вся оперативная полиграфия, которую могли раздавать на улицах или размещать в HoReCa-сегменте. Все коммуникации, связанные с сезоном туризма и дизайном в области развлечений, заметно сникли.

Дмитрий Карпов, графический дизайнер

Специалистам по оформлению жилых пространств повезло больше.

Оказавшись в самоизоляции, состоятельные люди озаботились пространством вокруг, наскучившим им за неделю, на второй неделе захотели перемен, а на третьей поехали на дачу, оставив квартиру дизайнерам. По этой причине проектные работы в дизайне интерьеров даже немного подросли за время пандемии.

Дмитрий Карпов, графический дизайнер

Заметно активизировались клиенты, заинтересованные в разработке персонального бренда.

Артисты, блогеры, политики на карантине решили переосмыслить себя и теперь заказывают логотипы и фирменный стиль для своих медийных площадок, социальных сетей, даже мерча.

Дмитрий Карпов, графический дизайнер

В условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки представители отрасли энергично переводят свою работу в онлайн-режим: проектируют новые сайты, перезапускают социальные сети, продумывают брендинг упаковки и униформу курьеров. Обновляются городские приложения и сервисы доставки, маркетплейсы и банкинг-платформы.

Для наемных работников в сфере дизайна карантин едва ли обернулся серьезными последствиями. Многие из них и раньше ходили в офис со своими ноутбуками или вовсе работали удаленно. Предприниматели смотрят на вещи в более долгосрочной перспективе, но и они пока далеки от панических настроений.

Первые проблемы с арендой офиса и спадом интереса клиента вызвали не шок, а стремление расширить диапазон работ, в первую очередь начать активнее работать в цифровой среде, перестроить умения и навыки, освоить новый перспективный рынок.

Дмитрий Карпов, графический дизайнер

При этом факт остается фактом – дизайн как индустрия, особенно в регионах, принципиально зависим от активности малого бизнеса и обилия средних заказов, а малые заказы развивают сегмент фрилансеров, удерживая в нем высокую конкуренцию.

Карпов отмечает, что при всех экономических сложностях вынужденная самоизоляция помогла индустрии повысить эффективность рабочих процессов. Так, оказалось, что многие задачи гораздо быстрее можно решить в удаленном режиме, и общая продуктивность при этом растет.

К примеру, удобнее стало работать тем, кто и так сутками делал проекты для тендеров и буквально спал под рабочим столом в офисе. Теперь можно хотя бы вздремнуть дома на диване в шаге от рабочего стола. Изменения коснулись в первую очередь рабочих встреч по проектам. Но теперь эти обсуждения стали более предметными: разобраться в статусе проекта, ближайших задачах, наметить план и работать. По моим наблюдениям, онлайн-конференции вдвое короче очных встреч, которые некоторые участники специально пытаются затянуть, лишь бы не работать.

Дмитрий Карпов, графический дизайнер

Существенную роль играет и дополнительный онлайн-контент, который производят дизайнеры: всевозможные лекционные курсы и семинары. Собственно, рецепт выживания в эпоху карантина – это в первую очередь обучение и продвижение.

Необходимо постоянно оставаться на виду у клиентов, коллег и конкурентов. В свободное время нужно улучшать свои сильные навыки, обучаться работе с новыми рынками, обязательно осваивать дизайн сайтов и приложений. Многим брендам сейчас понадобится хорошая, качественная и доступная по стоимости креативная поддержка в соцсетях, даже фоновые изображения для Zoom можно быстро начать делать для брендов.

Дмитрий Карпов, графический дизайнер

Алексей Андреев, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)

Дизайнер на предприятии ничем не отличается от других сотрудников, работающих удалённо в соответствии с протоколами компании, как правило, через системы CRM, различные облачные сервисы.

Дизайнер-фрилансер и до пандемии был вольным стрелком – заказ получил, обсудил его с клиентом в лаунже за мохито, потом засел у себя на кухне в Бирюлево на неделю и – вуаля! Дизайнер же, работающий в корпоративном формате, вынужден подстраиваться под регламенты и протоколы компании. Если весь бизнес переехал на удаленку, то и дизайнер тоже.

Алексей Андреев,

вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)

Покрас Лампас, российский художник-каллиграф

Один из самых известных российских современных художников, в том числе активно работающий как дизайнер, отметил, что карантин заметно перестроил его привычный график:

Обычно середина весны и лето связаны с уличными проектами – фестивалями, поездками, выставками. Мои планы по командировкам в Париж в конце марта и Арабские Эмираты в начале апреля отменились, как и последующие перелеты, которые были в стадии обсуждения. Проекты переносятся на конец осени, а чаще на зиму или на 2021 год.

Покрас Лампас, российский художник-каллиграф

Несмотря на то что Покрас Лампас известен широкой публике в основном благодаря стрит-арту и коллаборациям с крупными брендами, он работает и в других жанрах. Например, его работы на холстах успешно продаются галереями по всему миру.

Я всегда могу из чего-то выбрать и, так как мне многое близко не только в моде и искусстве, нашел другие задачи, над которыми сейчас работаю.

Покрас Лампас, российский художник-каллиграф

Покрас Лампас отметил, что его студия находится в двух шагах от дома, так что режим самоизоляции соблюдать совсем не сложно. Сейчас он занимается графическим дизайном, готовит холсты для выставок и экспериментальных проектов, обсуждает будущие коллаборации. По его словам, презентуемые в конце года проекты обычно начинают готовить минимум за шесть месяцев, так что ему есть над чем работать.

Несмотря на то что самому художнику удалось преодолеть сложности, связанные с карантином, он уверен, что отрасли не помешала бы государственная помощь.

Нужны меры поддержки, направленные на то, чтобы люди не теряли рабочие места. Мы с командой оставили всех наших работников, смогли договориться о послаблении аренды, нам все пошли навстречу. Но я думаю, что эта возможность есть не у всех, поэтому помощь со стороны государства будет очень полезна.

Покрас Лампас, российский художник-каллиграф
0
4 комментария
Товарищ

«Дизайн способен радикально помочь восстановлению экономики. Дизайнеры создают предметную среду – основу производственной мощности предприятий, а значит, новые рабочие места.»

Что они курят?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Trifonov

Как люди требуют поддержку от государства.

Ответить
Развернуть ветку
Jerome Jerome

Мне кажется, что вообще нет смысла просить помощи от государства. По сути, никому ни до кого нет никакого дела... Помоги себе сам. Вот и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null