Агрегаторы и блокчейн: как меняется рынок интеллектуальной собственности в России
О мировых технологических трендах в сфере ИС и формировании в России инфраструктуры доверия рассказал председатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский на форуме «Открытые инновации».
С экспертом беседовал управляющий партнер Центра интеллектуальной собственности «Сколково» Антон Пушков.
Рынок интеллектуальной собственности (ИС) в России только начинает складываться, но его объёмы каждый год растут на 10% и более.
Интернет становится доступен всё большему количеству людей в мире. Вместе с этим растёт и количество авторов, публикующих произведения онлайн. В 2020 году интернетом пользуется уже более 4,5 млрд человек. Каждую секунду в сеть попадают десятки тысяч гигабайт новых данных. 70% информации, передаваемой в интернете — это объекты ИС.
Какое влияние оказала пандемия на экосистему IPChain?
Безусловно, многое поменялось. Во-первых, нам пришлось пересмотреть подходы к коммерциализации части сервисов, входящих в IPChain. Во-вторых, мы столкнулись с трудностями при сотрудничестве с нашими иностранными партнерами. Переход на удалённый формат работы был не всегда гладким, что негативно отразилось на наших совместных проектах — например, подключении внешних библиотек шифрования к платформе Hyperledger. В IPChain как ассоциации мы сконцентрировались на техническом развитии самой сети, планируем добавлять в нее дополнительные опции. За время пандемии мы подключили два новых узла. Кроме того, заключили соглашения с тремя крупными корпорациями — они начнут работу с нами в первом квартале 2021 года.
Если говорить о группе IPChain и наших сервисах, то мы продолжаем разработку и выводим новые продукты на рынок. Конечно, инвесторы сейчас находятся в подвешенном состоянии, они не могут ничего прогнозировать, что иногда создаёт сложности. Есть и успехи — мы запустили биржу интеллектуальной собственности IPEX. Пока она работает для музыкальной индустрии, и мы уже увидели интерес игроков рынка — они активно загружают свои каталоги, дают обратную связь об удобстве сервиса. В будущем мы планируем расширять аудиторию и возможности платформы. Скоро можно будет загружать на IPEX не только музыку, но и товарные знаки, фотографии и тексты. В перспективе мы хотим добавить к этому списку кинопродукцию и патенты.
Процессы поиска, ведения переговоров и заключения сделки в отношении того или иного объекта на IPEX полностью автоматизированы. Это помогает преодолеть сразу два барьера, усложняющих создание и монетизацию коммерческих продуктов. С одной стороны, в творческом бизнесе многие операции необходимо совершать быстро, чтобы успеть выпустить контент, но стандартные переговоры с крупными компаниями-правообладателями могут занять несколько месяцев. С другой, в сети уже есть большое количество произведений — скажем, музыки, которую можно оперативно лицензировать, — но нет единой площадки, где правообладатель и пользователь могут быстро найти друг друга.
Наша цель — облегчить жизнь всем игрокам рынка, дать авторам стабильный источник дохода. Алгоритм такой: автор создаёт произведение, выкладывает его на платформу, выбирает стандартный, заранее подготовленный биржей контракт, уточняет детали и заключает сделку. Чтобы ещё больше упростить процесс, мы планируем интегрировать Legal Design — перейти от сложных, непонятных юридических текстов к изобразительному формату, в том числе подготавливать контракты в виде комиксов.
Биржа IPEX — это наш флагманский проект, мы хотели бы собрать на одной платформе всех участников рынка ИС и дать им возможность быстро заключать сделки.
Как меняется рынок интеллектуальной собственности в России и в мире?
Главный тренд современности — это цифровизация. По данным ведомства интеллектуальной собственности Сингапура (IPOS), к 2022 году около 60% глобального ВВП придётся на продукты, существующие в цифровом формате. До 70% нематериальных ценностей станут доступны на онлайн-платформах уже в ближайшие десять лет.
Сфера ИС не исключение, хотя здесь есть свои особенности. Так, согласно последнему опросу PCT Network, одно из самых перспективных направлений — переход на блокчейн-реестры, которые позволяют определить принадлежность исключительных прав. Интересный пример использования токенов в сфере ИС — проект WIPO Proof, электронный токен — «метка времени», разработанный Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO).
Появление новых сервисов и цифровых инструментов не только подстёгивает конкуренцию, но и позволяет строить полноценную инфраструктуру рынка. Многие решения могут взаимно дополнять друг друга. Например, при депонировании в сервисе n’RIS нужна метка времени, и здорово, что её сделали именно WIPO. Мы рады с ними сотрудничать и интегрировать в n’RIS их инструмент для proof of existence — доказательства существования, которое показывает, что документ был создан в определенную дату и время.
Мы видим, что блокчейн-системы в ИС развиваются, появляются новые решения. Приятно видеть последователей — схожие по возможностям с нашими сервисы стали возникать в самых разных сегментах. У игроков рынка сложилось понимание, что блокчейн в ИС нужен не как токен-система, а как инфраструктурная база. Эта технология гармонично сочетается с институтом ИС и позволяет строить доверительные отношения между пользователями.
Токены же — это инструменты, полезные для решения конкретных задач, это не системное решение. Прежде всего, они удобны для реализации возможностей, связанных с подтверждением действий и заключением сделок. Например, в n’RIS на токенах уже реализована программа лояльности — это очень удобно.
Какую роль играет государство? Есть ли конкуренция между частными и государственными сервисами и реестрами?
Сложный вопрос. Есть ряд государственных инициатив или, наоборот, препон, которые определённо тормозят развитие рынка. Правильнее будет говорить о необходимости чёткого разделения функций — кто и что делает. Это должно происходить гармонично, то есть государству необходимо отвечать за то, что никто больше не может сделать, — например, за регистрацию. Когда государство пытается заходить на рынок и создаёт сервисы, альтернативные коммерческим, начинают возникать проблемы. Мне кажется, запуск коммерческих или квазикоммерческих проектов точно не является приоритетной государственной задачей.
Если каждая из сторон понимает свою базовую функцию, конкуренции между государством и различными частными реестрами, сервисами депонирования и другими цифровыми решениями в сфере ИС не возникает. Если же понимания нет — мы получаем такую казусную ситуацию, когда после запуска IPEX Роспатент анонсирует создание цифровой биржи ИС. Это при том, что последняя патентная биржа благополучно «умерла» в Чикаго ещё в 2013 году.
В чём преимущества частных реестров и цифровых сервисов? Насколько они помогают упростить управление ИС?
Вернёмся к примеру цифровой биржи ИС. Биржа может быть полезна правообладателям и пользователям только тогда, когда она объединяет много объектов из разных индустрий. Мы недавно говорили с одним из крупнейших игроков рекламного рынка и сформулировали новую роль в цифровой архитектуре рынка ИС — это роль агрегаторов цифровых сервисов.
При создании продуктов авторы могут комбинировать много разных типов ИС. При производстве рекламы они сочетают музыку, тексты, видео, элементы дизайна и так далее. Игроки рынка воспринимают эти части не по отдельности, а в виде единого целого — рекламной кампании. Она состоит из объектов, относящихся как к промышленной собственности, так и к авторскому праву. Это нужно каким-то образом собирать, защищать, депонировать, ставить на учёт. Возникает запрос на функциональное решение проблемы. Сервисы и платформы, разные виды объектов и не похожие друг на друга правообладатели — это рынок, чистая коммерция, государство здесь вряд ли может эффективно помогать. А частные сервисы и реестры — очень даже.
Сервисы IPChain — это будущее ИС?
Думаю, да. Суть сети IPChain — объединить в рамках одной инфраструктуры всех игроков рынка и дать им возможность решать весь спектр задач, возникающих при обороте объектов ИС, с помощью платформ, экосистем и сервисов.
Как IPChain может помочь бизнесу коммерциализировать нематериальные активы?
Главная задача для большинства представителей творческих индустрий — поиск финансирования. Помочь может сервис Co-Fi — эта платформа помогает получать займы под залог ИС. Сейчас популярны такие инструменты, как краудфандинг и краудинвестинг, а вот краудлендинг, реализованный командой Co-Fi, пока мало известен в России. Платформа скоро начнёт работу, она уже получила лицензию Центробанка.
IPEX тоже может дополнять работу финансовых институтов. Сейчас банки отлаживают процессы кредитования под залог ИС, но есть естественные ограничители. Финансовая система консервативна, и ИС очень плохо в неё встраивается из-за повышенной «летучести». Да, появились отдельные примеры, когда под залог патентов банки выдают кредит, но это скорее исключения, сделанные благодаря репутации и кредитной истории заёмщика, а не из-за качества ИС. Пока банки всё ещё плохо понимают, что они могут делать, скажем, с музыкальным альбомом в случае, если заёмщик не вернул кредит. Для работы с нематериальными активами до сих пор не было инструментария. IPEX же улучшит ситуацию.
Какие у вас планы на следующий год?
Мы планируем расширять возможности наших сервисов и сети. Также 26–27 апреля 2021 года мы проведём значимое для нас мероприятие — Третий международный стратегический форум по интеллектуальной собственности IPQuorum в Инновационном центре «Сколково». Основная тема — «Как взаимодействие индустрий создаёт пространство роста». Мне бы не хотелось, чтобы форум прошёл онлайн, хотя я и признаю, что у этого формата есть свои плюсы. Например, в начале октября мы совместно с Фондом «Сколково» провели масштабную онлайн-конференцию Distant & Digital, где выступили спикеры, которых вряд ли получилось бы привезти в Москву. Живое общение мало чем можно заменить, но наше окончательное решение о формате форума будет зависеть от эпидемиологической ситуации.
Господи, давно я не видел такого количества воды. Похоже, что ребята подняли реплицируемую базу стек и назвали его блокчейном (там ещё есть оператор и хозяева узлов лол):
HyperLedger Fabric - распределённый реестр транзакций, использует в том числе следующие программные продукты:
CouchDB - база данных содержащая транзакции с правами и актуальное состояние объектов в распределенном реестре;
Kafka - брокер сообщений, используется для сервиса организации очереди регистрации транзакций и записи в блоки;
ZooKeeper - содержит конфигурацию и актуальное состояние узлов сервиса очереди;
PostgreSQL - комбинация реляционной и документоориентированной баз данных, содержащих копию распределенного реестра. Используется для ускорения первичного поиска, получения статистики;
Go, Golang - язык разработки специфического программного обеспечения распределённой сети IPChain.
Обычно такая тема (пулять в слушателей громкими названиями используемых технологий и протоколов), распространена у ребят, которые на халяву хотят присосаться к бюджету своим бездарным поделием. Фактически - это распределенное хранилище электронных документов (pdf), которое просто содержит хеши на предыдущие записи. Хоть бы постыдились это называть блокчейном, потому что от блокчейна тут меньше чем нихуя.