{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Мгновенные сделки: новый тренд в сфере интеллектуальной собственности

Фото shutterstock.com

В 2020 году в условиях пандемии помимо стриминга оказались востребованы совершенно новые b2b-платформы, призванные увеличить монетизацию контента в интернете. Если раньше к вершинам популярности возносили только журналы и радиостанции, то сегодня тренды задают хештеги в TikTok.

С одной стороны, в период самоизоляции и работы «на удаленке» возросло потребление развлекательного и образовательного контента. По данным Spotify, в первую половину 2020 года количество плейлистов с музыкой «для работы из дома» выросло на 1400%. С другой стороны, авторы и правообладатели отчетливо поняли: для того чтобы контент покупали, думать о его продвижении нужно самостоятельно. В период карантина авторы начали активно экспериментировать с форматами, искать новые способы коммуникации с аудиторией. Кто-то сконцентрировался на блогах и каналах в YouTube, кто-то — на прямых эфирах и онлайн-концертах.

Неготовность российских пользователей платить за контент долгие годы была печальной особенностью российского шоу-бизнеса. Новая бизнес-модель, пришедшая с появлением потокового аудио, в корне изменила ситуацию на рынке. Уже в 2018 году, согласно отчету Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), Россия стала мировым лидером по использованию стриминга. Эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» оценили объем этого рынка в 4,7 млрд рублей. Стримингом в России пользуются не менее 12 млн человек, то есть 87% слушателей музыки в стране. Популярность стриминговых сервисов, которая во многом вдохнула в музыкальную индустрию новую жизнь, установила особые правила игры на рынке. Старые инструменты продвижения довольно быстро ушли на второй план, их место заняли социальные сети и онлайн-концерты. Скорость, с которой функционирует рынок, стала совсем другой. При этом изменилась и экономическая модель потребления — весь контент сейчас доступен по подписке.

Недостаток нынешних сервисов — это их ориентация исключительно на потребителя, b2c-платформы попросту не предназначены для взаимодействия правообладателей с бизнесом, отмечает управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина: «Сегодня контент — это ресурс, которым нужно управлять по аналогии с другими бизнес-активами. Бизнесу нужен простой инструмент, который позволил бы проводить сложные сделки с правами быстро, безопасно и с минимальными издержками».

Дополнительная сложность заключается в юридической составляющей подобных сделок. По словам Валерии Брусникиной, чтобы осуществлять подобное управление интеллектуальным правом, необходимы юридические компетенции, которыми представители креативных индустрий располагают не так уж часто: «Сделка — сложный процесс. Найти покупателя непросто, но зачастую еще сложнее договориться об условиях сделки, подготовить лицензионный договор, в конце концов, определиться кому, куда и зачем продавать свой объект. И это только начало. Дальше следует контроль отгрузки и исполнения договора и многое другое».

Две эти взаимосвязанные проблемы — самостоятельного управления интеллектуальной собственностью и юридической экспертизы — решает платформа IPEХ, своеобразная биржа интеллектуальной собственности, пока сконцентрированная на музыке как флагмане креативных индустрий. Автору или правообладателю достаточно зарегистрироваться на сайте, загрузить свой контент, сформулировать предложение. Остальное произойдет автоматически и с минимальными затратами. Продать или купить права на композицию, лицензировать тот или иной объем использования — например, в качестве саундтрека, фоновой музыки или мелодии для мягкой игрушки — уже сейчас все это можно сделать буквально за несколько минут, не прибегая к помощи юристов.

Корпоративный блокчейн, лежащий в основе IPEX, все чаще становится альтернативой нотариусам и юрисконсультам, поясняет президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский: «IPEX — один из узлов инфраструктуры блокчейн-сети IPChain наравне с Судом по интеллектуальным правам, Сколково и другими. За счет распределенного хранения информации об объектах интеллектуальной собственности на всех узлах сети IPChain достигается сохранность и неизменность информации о каждой транзакции с объектами».

Андрей Кричевский подчеркивает, что технические возможности IPEX позволяют совершать сделки не только с музыкой, но и с любыми объектами интеллектуальных прав — от видео и графических изображений до изобретений и промышленных образцов. Кроме того, функционал платформы подразумевает возможность заключения международных сделок. Правообладатели смогут лицензировать использование объекта для конкретной юрисдикции, учитывая особенности национальной системы охраны и деловых практик страны или региона.

Валерия Брусникина отмечает, что IPEX стала ответом на конкретный запрос отрасли. Разработке решения предшествовали многочисленные консультации с ключевыми игроками, анализ их бизнес-процессов, детальный разговор о «болях» индустрии, считает гендиректор «Национального музыкального издательства» Дмитрий Майко: «Крупные компании часто неповоротливы, но этот подход может быть пересмотрен, хотя бы потому что их документооборот просто огромен. Использование цифровых сервисов в том числе существенно снижает вероятность совершения ошибок при оформлении сделок».

Еще один мотив продюсеров и лейблов связан с особенностями самого музыкального рынка, отмечает глава «Мазай Коммуникейшенс» Андрей Чеснов: «Скорость, с которой должны выдаваться разрешения на использование музыки, увеличилась. Потому что время жизни песни уменьшилось в разы. Информационные потоки таковы, что если ты сейчас не успеваешь вступить в какую-то коллаборацию, то ты просто упускаешь соответствующую возможность».

По словам Андрея Чеснова, такие сервисы, как IPEX, решают одновременно три задачи: во-первых, помогают увеличить прибыль и расширить каналы распространения контента, создавая новый рынок, во-вторых, ускоряют решение юридических вопросов и в-третьих, дают исполнителям возможность самостоятельно определять способ использования произведений: «Хотим мы того или нет, постепенно будет происходить переход к западной модели, когда артисты живут не за счет концертной деятельности, а за счет прав, которыми они обладают как исполнители или авторы. Платформы, помогающие пользователям встретиться с правообладателями, будут играть в этом огромную роль».

Генеральный директор студии «Союз» Александр Бочков отмечает, что единая экосистема цифровых сделок с интеллектуальной собственностью решит, казалось бы, банальную проблему, с которой участники рынка сталкиваются сегодня: «Сейчас бизнесу приходится уделять огромное внимание чистоте сделки и поиску правообладателя. Появление подобного цифрового инструмента существенно упростит работу как пользователям, которые ищут контент, так и правообладателям, которые этот контент хотят реализовать максимально широко и с наибольшей выгодой».

Одна из особенностей современного цифрового музыкального рынка — сосуществование гигантов индустрии и независимых игроков, производящих контент самостоятельно. Последним все чаще нужно думать о юридическом оформлении перехода прав, лицензировании и других сделках. Если крупным лейблам использование IPEX поможет сэкономить на юристах и документообороте, то независимые производители музыки благодаря платформе смогут защитить и монетизировать свои права, сохранив самостоятельность. «Естественно, таким игрокам проще не связывать себя обязательствами с глобальной компанией, а заключить договор через некий сервис. В этом случае они и сами контролируют процесс и чувствуют себя независимыми с этической точки зрения. Но вместе с тем — профессионалами», — полагает глава звукозаписывающей компании Effective Records Кирилл Лупинос.

Индустрия начнет использовать IPEX сразу после того, как через платформу будут заключены первые крупные контракты, уверен генеральный директор и продюсер лейбла StartUp Music Валерий Дробыш. Он согласился с мнением о том, что биржа интеллектуальной собственности будет особенно полезна в первую очередь небольшим компаниям: «Платформа будет востребована, например, в тех случаях, когда нужно продать композицию для сериала. Подобной работой все равно занимаются не крупные продакшн-компании, а частные ребята с ограниченным бюджетом, не готовые позволить себе дорогостоящих юристов. Для таких людей функционал платформы будет наиболее подходящим».

Как мгновенно монетизировать творческий продукт с помощью IPEХ:

1.Зарегистрируйтесь на платформе IPEX.

2. Загрузите произведение и опишите его максимально подробно.

3.Сформулируйте условия, на которых вы готовы совершить сделку, и разместите объект на цифровой витрине.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда