{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Главная проблема российских музеев — оцифровка экспонатов

Почему переводить коллекции в «цифру» сложно и что будет, если этого не сделать.

Фото предоставлено пресс-службой IPQuorum

Для чего музеям оцифровывать свои коллекции и как монетизировать полученный результат? Какие проблемы возникают на этом пути в области лицензирования и есть ли способ не допустить в такой ситуации появления фейков? Эти и другие вопросы были обсуждены на сессии «Музеи в цифровую эпоху» форума IPQuorum 2021: Tech for Content, организованной при поддержке Министерства культуры РФ.

Вечером — деньги, утром — стулья

«На прошлой неделе из-за природного пожара на склонах Столовой горы сгорел Кейптаунский университет с его ценнейшей библиотекой и музейными экспонатами», отметил создатель научного онлайн-репозитория Figshare Марк Хэнел. «Цифра», по его мнению, поможет сберечь артефакты.

Интерес к музейным коллекциям «в цифре» огромен. И в пандемию он только вырос. Причем речь не только о посетителях музеев, лишенных из-за карантина возможности личных посещений. Хэнел отметил, что Британский музей уже переводит «в цифру» обширную коллекцию. И делает это не столько ради заработка, сколько для сохранения ее для потомков:

Но сохранность объектов — лишь одна из веских причин. Есть и другая — возможности для использования цифровых копий музейных экспонатов.

Писатель, генеральный продюсер компании Great Frame, создающей мультсериал для детей, в которых «хранители» путешествуют по музеям, Олег Рой предложил передать музеям своих мультгероев — «они популярные, готовый мерчандайзинг и, в свою очередь, помогут привлечь в музеи посетителей».

Музеи вряд ли были бы против, но есть одно но: переход в «цифру» не всем из них по карману. В самом Минкультуры основную проблему как раз и видят в нехватке средств. Замдиректора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры России Наталья Чечель отметила, что министерство бесплатно выдает только одно рабочее место по учётной деятельности для муниципальных музеев. По её мнению, проблема не решится, пока региональные власти не начнут инвестировать в музеи и не прекратят финансировать культуру по остаточному принципу. Уповать только на федеральные власти не стоит, они не в состоянии обеспечить каждый из 2700 музеев, финансируемых из бюджета.

Цифровизация сначала требует вложений, а уже потом начинает приносить деньги. Но не всем: заработать на «цифре» еще надо научиться, на что уходят годы. Даже один из ведущих отечественных музеев, Государственный Эрмитаж, освоил это не сразу. Зато теперь, по словам главы его юридической службы Марины Цыгулевой, в графе «иная приносящая доход деятельность», куда музеи заносят средства, полученные от цифровизации, цифра растет год от года.

«Один только отдел обеспечения публикаций заработал в 2020 году на предоставлении права воспроизведения 8 млн рублей, а годом ранее — 6 млн рублей», — пояснила Цыгулева. Но так то Эрмитаж, уже не первый год занятый вопросом цифровизации и уже научившийся на этом зарабатывать, для чего даже содержит целую структуру с несколькими подразделениями – юридическую службу, отдел обеспечения публикаций, сектор компьютерной техники. Многие ли музеи могут себе такое позволить?

Тонкая правовая линия

Есть и другая, не менее комплексная проблема – правовое использование цифрового контента.

«Переход для музея “в цифру” обрастает кучей всевозможных прав. В России нет такой отрасли, как музейное право, но есть ряд законов, которое его формируют (авторское право, Гражданский кодекс, трудовое и международное право), — объяснила Марина Цыгулева. — И в этой связи “просто посмотреть” на цифровую копию того, что находится в музее, оказывается не так уж и просто».

Простой вопрос, заданный на сессии IPQuorum 2021, вызвал замешательство: считать ли фотографию «Черного квадрата» Малевича самостоятельным художественным произведением? Однозначного ответа нет: Гражданский кодекс настаивает на положительном вердикте, тогда как не все эксперты и зрители с этим согласятся. «И решать все эти юридические проблемы предстоит самим музеям – на их страх, риск и средства. Государственный Эрмитаж занимаемся этим более 20 лет и у нас есть связи со всеми международными обществами, а у остальных?» — поинтересовалась Цыгулева. По ее мнению, цифровизация музейных коллекций «обременена существенными рисками, и мы должны принимать во внимание, что когда начинаем использовать цифру, то нужно решать вопрос с правом на воспроизведение».

Марк Хэнел заверил участников IPQuorum 2021, что на технологическом уровне многие из проблем могут быть решены: «Можно отслеживать, как файл путешествует по миру и кто его использует. Для этого, например, можно присвоить ему идентификатор цифрового объекта». По словам Хэнела, в Великобритании создана платформа, позволяющая отслеживать манипуляции с исходным файлом через соцсети, новостные сайты и YouTube.

«Реестры цифровых копий объектов интеллектуальной деятельности действительно помогут качественной трансформации музеев. Музеям необходим единый реестр, чтобы юристы понимали, какие объекты можно использовать свободно, какие — только после получения разрешения, — убежден генеральный директор IPCodex Виталий Илларионов. — Не исключено, что очищать права на объект потребуется сразу же после включения его в музейную коллекцию. И в этом может помочь сервис IPChain, где можно регистрировать и отслеживать сделки с объектами интеллектуальной собственности».

Королевство цифровых зеркал

В России идею цифрового государственного каталога озвучили еще в 1996 году, но реализовать ее получилось лишь через 20 лет. Минкультуры работает над платформой под условным названием «Цифровые двойники» — она позволит отслеживать использование авторских прав на изображение и легально монетизировать держателям этих изображений сам процесс. В проекте принимает участие фокус-группа из 15 музеев.

По мнению Чечель, можно было бы выставлять на продажу не только само цифровое изображение, но и право на его использование: у музеев появилась бы новая бизнес-модель — с ее помощью можно пополнить бюджет, истощенный оцифровкой.

Кроме того, платформа может стать и удобной витриной всех отечественных музеев: пользователи будут четко понимать, в каком музее находится то или иное произведение, и смогут обратиться туда напрямую.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда