IPQuorum

Как компаниям вступить в налоговый мониторинг и выжить

Руководитель направления стратегического развития IT-бизнеса компании IPCodex, член Ассоциации CFA Сергей Сараев рассуждает о важных особенностях перехода компаний на новый вид налогового контроля.

С 1 июля в России вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые расширили круг компаний, имеющих право вступить в налоговый мониторинг (НМ). Налоговый мониторинг — это новый вид налогового контроля, который предполагает онлайн-доступ Федеральной налоговой службы (ФНС) к информационным системам компаний-налогоплательщиков вместо традиционных камеральных проверок (проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах), к которым мы все были приучены долгие годы.

ФНС снизила обязательные критерии для перехода на данную форму налогового контроля: по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд рублей, а по налогам — с 300 млн до 100 млн рублей с учетом НДФЛ и страховых взносов.

С аббревиатурой НМ бизнес знаком с 2015 года, тем не менее процедура вступления носит пока факультативный характер. Почему пока? Развитие режима налогового мониторинга прописано в Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, которая была принята в феврале 2020 года. Согласно этому документу, в перспективе трех лет Правительство РФ ожидает расширения числа потенциальных участников нового налогового режима до почти 8000 компаний. Есть основания полагать, что дальнейшее вступление бизнеса в режим НМ станет обязательным, причем государство ожидает массовый переход не только крупного, но и среднего бизнеса.

При вступлении в НМ компаниям необходимо учитывать преимущества и недостатки этой процедуры.

Главный плюс состоит в том, что бизнес освобождается от неожиданных проверок. В целом снижаются объем контроля и количество проверяемых документов со стороны налоговых органов. Немаловажно, что глубина проверки сокращается с четырех лет и шести месяцев до одного года и девяти месяцев. Компания получает мотивированное мнение (НМ отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов) без штрафов и пеней.

Минусов вступления в НМ гораздо меньше. Главный из них — контроль со стороны налоговых органов будет осуществляться в режиме онлайн. Компания обязана полностью раскрыть ФНС свою хозяйственную деятельность. Налоговики в свою очередь повысят требования к учетным системам вплоть до того, что компании придется внедрять новую IT-инфраструктуру.

Как компании нивелировать эти минусы и максимально использовать положительные стороны?

Привожу ниже несколько советов, которые позволят сэкономить ваше время, бюджет и сохранить нервы.

1. Обсудите с вашими налоговыми органами условия вступления в НМ.

Не стоит упускать возможность для налаживания коммуникации с вашей налоговой инспекцией: обсудите вопросы, по которым ранее возникали расхождения, выработайте совместную позицию.

Налоговый кодекс содержит большое количество общих, не детализированных условий, поэтому налогоплательщику и налоговикам для закрепления договоренностей необходимо согласовать между собой и принять Регламент информационного взаимодействия — документ, фиксирующий совместно выработанные решения.

К тому же компании, которые максимально практично подошли к данному вопросу, смогли значительно сэкономить на доработке своих IT-систем при вступлении в НМ.

2. Будьте морально готовы к тому, что после вступления в НМ правила нахождения в данном режиме и требования к взаимодействию с налоговыми органами могут дополняться и ужесточаться.

В каждом последующем году компания находится в более жестких условиях, чем за предыдущий год. Это относится как к объему раскрываемой информации (количество регистров, налоговых расчетов), так и к требованиям по организации учета и функционалу витрин данных. Витрина данных представляет собой технологическую платформу, которая позволяет представителям ФНС обращаться к учетной системе и электронному архиву компаний-налогоплательщиков в режиме онлайн.

Важно понимать, что компании, которые успели вступить в НМ до обновления правил, продолжают работать по ранее согласованным регламентам до того момента, пока не получат дополнительных требований от налоговых органов.

3. Уделите особое внимание своей витрине данных — одному из ключевых элементов для вхождения в НМ. Продумайте не только стоимость и функционал, но и затраты на эксплуатацию этой IT-системы, необходимые лицензионные платежи и стоимость последующих доработок.

Витрина данных — один из ключевых элементов для вступления в НМ и одновременно самый дорогой. Компании тратят на данную задачу половину и более общего бюджета. Поэтому важно тщательно выбрать инструмент, на котором будет разработана ваша витрина данных.

Известны витрины данных, разработанные на платформах SAP, 1C, Microsoft.net, Microsoft SharePoint, а также на базе различных электронных архивов.

Витрины данных на SAP выбирают в основном крупнейшие российские компании, которые также ведут учет в этой системе. Из плюсов — максимальная совместимость с учетной системой и простота передачи информации в витрину данных. Из минусов — долгий и дорогостоящий процесс. При этом постоянные изменения в законодательстве делают доработки SAP практически каждодневными.

Витрины данных, разработанные на Microsoft SharePoint и базе электронных архивов, являются максимально дешевым вариантом с очень ограниченным функционалом, который к тому же невозможно развивать в дальнейшем. В настоящее время в связи с ростом требований налоговых органов к функционалу данные платформы уже не пользуются популярностью.

Большинство компаний предпочитают выбирать платформы 1C и Microsoft .net. Во-первых, из-за привлекательной стоимости (она, как правило, ниже SAP). Вторым очевидным преимуществом данных разработок является широкий и гибкий функционал, который позволяет оперативно адаптировать платформу под новые требования законодательства.

Один из примеров наиболее эффективной и недорогой витрины данных — программное решение компании IPCodex, которое разработано при методологической поддержке компании Deloitte на IT-платформе Microsoft.net. Она позволяет решать все задачи, стоящие перед компанией, при этом стоимость разработки и поддержки продуктов значительно ниже, чем при аналогичных разработках на базе других платформ. Кроме того, срок внедрения витрины данных IPCodex максимально сокращен до трех-четырех месяцев, что является минимальным сроком по сравнению с другими аналогичными системами.

4. Учитывайте мнение вашего IT-департамента.

Если компания планирует вступить в НМ, то нужно как можно раньше вовлекать в данный процесс внутренний ИТ-департамент. Все нюансы, ограничения, планы развития в части ИТ-инфраструктуры знают только его специалисты. И только совместно с внутренним ИТ-департаментом можно предусмотреть ИТ-архитектуру, позволяющую легко и в короткие сроки внедрять, масштабировать и расширять систему.

5. Просчитывайте затраты не только на вступление в НМ, но и на нахождение в новом налоговом режиме в перспективе четырех-пяти лет.

Важно учитывать расходы на доработки, которые еще не закреплены на уровне законодательства, но уже активно анонсируются налоговыми органами на вебинарах и открытых сессиях. К примеру, уже известно, что ФНС будет активно внедрять создание системы сбора консолидированной информации — «Налог-3». Также будут унифицированы многочисленные налоговые регистры, карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости и прочие документы с переводом их в единый формат xml. Это будет аналог популярных в разных странах файлов SAF-T — международного стандарта для взаимодействия организаций с налоговыми органами и внешними аудиторами. Таким образом, сотрудники ФНС будут работать в своей собственной IТ-системе. Витрины данных останутся, но с учетом доработок под требуемый формат документов в xml и передачи их в систему «Налог-3».

Резюмируя вышесказанное, подчеркну, что не следует бояться новшеств — изменения неизбежны. И чтобы они стали для вас наиболее «безболезненными», на первых этапах вступления в НМ активно взаимодействуйте с вашей налоговой инспекцией, привлекайте к обсуждению IT-специалистов и проведите тщательный анализ предложений разработчиков витрин данных. Помните: тот, кто работает на опережение, экономит время и деньги.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null