IPQuorum

Как зарегистрировать товарный знак без плагиата

В связи с уходом зарубежных компаний российские предприниматели — в том числе из креативного сектора — спешат занять на рынке освободившиеся ниши. Они активно пытаются зарегистрировать товарные знаки, максимально похожие на обозначения иностранных брендов, и это вызывает сомнения в их правовой грамотности.

Фото IPQuorum

Руслан Гацалов, основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw и лектор школы интеллектуального права «Креатус», рассказывает, как правильно зарегистрировать товарный знак, обойдя все подводные камни.

Свой среди чужих, чужой среди своих

На фоне убедительных заявлений чиновников об импортозамещении и господдержке креативные предприниматели ринулись создавать «новые» бренды. Самые популярные вопросы, с которыми обращаются к нам последние два месяца, — как защитить свою идею, дизайн авторских изделий, как зарегистрировать авторские права и товарный знак. При этом выясняется, что у многих, кто хочет открыть свой бизнес, нет даже базовых знаний о том, что такое товарный знак и зачем он нужен, что можно использовать, а что нет. В результате за последние пару месяцев в Роспатент поступило более 50 заявок на регистрацию иностранных компаний.

Christian Dior и Clarins, Mastercard и American Express, Mercedes-Benz и Audi — на эти и многие другие марки покушаются наши предприниматели. Одни полностью копируют фирменный стиль, другие считают, что отошли от него, изменив букву в названии, как в случае с Nezpresso (Nespresso в оригинале) или «Идеей» (IKEA). Рекордсменами по количеству подобных заявок (37 из 50) стали косметическая компания «Смарт Бьюти» и фармацевтическая «Биотекфарм-М», а первое место за утопичность можно отдать бизнесменам, которые пытаются присвоить обозначения McDonald’s, «Дядя Ваня», McDuck’s, Сhanel и Givenchy.

Шансы на провал

Ситуация, которую мы наблюдаем, — это маркетинговый паразитизм. Один из предпринимателей, подавших подобную заявку, — Александр Герштейн — заявил в интервью, что уход зарубежных компаний в этом смысле выгоден ему. Бизнесмены, которые придерживаются такой позиции, ссылаются на постановление Правительства РФ № 299 от 6 марта 2022 года. Согласно ему российские компании больше не обязаны выплачивать компенсации владельцам изобретений, полезных моделей и промышленных образцов из «недружественных» стран.

Однако не стоит забывать про статью 1 Гражданского кодекса РФ, где четко прописано, что любая попытка присвоить чужой товарный знак — это посягательство на чужую интеллектуальную собственность и за него предусмотрена юридическая ответственность. В правовом государстве допускать этого категорически нельзя. Даже под предлогом того, что правообладатель из-за санкций, контрсанкций или других причин покинул Россию. В нашей стране по-прежнему нет никаких законных оснований для регистрации товарных знаков зарубежных компаний, а также сходных с ними. Если же российские уполномоченные органы начнут закрывать глаза на объективные нарушения интеллектуальных прав иностранных брендов, то нам следует забыть о защите своих интеллектуальных прав за рубежом.

Тренд на бренд

Сейчас появилось огромное количество онлайн-курсов, на которых предлагается «открыть свое дело за несколько дней», «за два клика» стать успешным предпринимателем. Потенциальных «жертв» с горящими глазами убеждают, что сегодня — лучшее время для бизнеса, но умалчивают о нестабильности, не делают поправку на геополитику. В нынешней ситуации шансов выжить больше у тех, кто уже обладает определенным ресурсом и компетенциями, а также готов вкладывать деньги, чтобы вытащить бизнес из кризиса.

Предметный дизайн, мебельное производство, музыка, видеопродакшен и многие другие креативные индустрии — это непаханное поле для импортозамещения. Но большинство творческих предпринимателей не стремятся «изобретать велосипед». Их интересуют другие вопросы: «Как создать нечто похожее на то, что стало недоступным?», «Что будет, если результаты нашей творческой деятельности будут напоминать зарубежные аналоги?»

Конечно, шансы избежать ответственности есть. Например, совсем недавно арбитражный суд Кировской области отказал в защите интеллектуальных прав на героев мультфильма «Свинка Пеппа» английской корпорации Entertainment One, потому что она действует в стране, которая ввела санкции против России.

И все же мы рекомендуем задуматься о создании уникального авторского продукта и фирменного стиля. Сегодня Государственная дума законодательно поддерживает такие инициативы. Появилась дополнительная возможность: если раньше регистрировать свои обозначения могли только юрлица и ИП, то вскоре это смогут делать и самозанятые. В Китае, Австрии, США и Германии за гражданами уже закреплена такая возможность, и принятие законопроекта уравняет в правах россиян и иностранцев. Еще одно нововведение — обязательная госрегистрация залога исключительного права на базы данных и программы для ЭВМ, уже зарегистрированных в Роспатенте. Это даст дополнительную гарантию для кредиторов и банков в частности.

Как не потерять «лицо»?

Невозможно зарегистрировать товарный знак, если не соблюдать критерии охраноспособности. Прежде чем появиться на продукции или вывесках ресторанов, обозначение проходит долгий процесс проверки на соответствие нормам гражданского законодательства. Все начинается с формальной экспертизы, на которой Роспатент проверяет заявку и прочие документы, которые необходимы для регистрации товарного знака. В их число обязательно должен входить чек об уплате госпошлины за оказание услуги.

Если этот этап прошел благополучно, за ним уже следует экспертиза по существу и ведется работа с самим обозначением. Эксперты смотрят, соблюдены ли все требования закона, проводят патентный поиск среди охраняемых знаков и более ранних заявок, а затем выносят вердикт о регистрации или отказе в ней. Больше всего обозначений не проходят проверку именно на этой стадии — создать оригинальный объект, который бы не находился в реестре Роспатента, довольно сложно. Исходя из оснований для отказа в регистрации, можно вывести критерии охраноспособности товарного знака.

Во-первых, он должен обладать различительной способностью, то есть быть оригинальным и легко восприниматься потребителями. Зарегистрировать обыкновенную цифру семь вам не удастся, но если к ней добавить графическое оформление и пару букв, как, например, у «J7» или «7 Up», тогда шансы получить правовую охрану повышаются в разы.

Во-вторых, товарный знак не может быть ложным и не должен вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя. Если на упаковке изображена бутылка с молоком, а знак индивидуализирует пиво и алкогольную продукцию, то такое обозначение эксперты признают ложным.

В-третьих, знак не должен описывать продукт — состоять только из элементов, которые указывают на его вид, количество, качество, назначение, свойство, ценность, а также на время, место и способ изготовления или сбыта. Велика вероятность, что ведомство откажет в регистрации «вкусному сыру» или «невероятному изюму».

В-четвертых, не должно быть тождественности, предполагающей, что товарные знаки полностью одинаковые и их элементы во всем совпадают, и сходства до степени смешения с другими средствами индивидуализации. Сходными признаются такие обозначения, которые могут отличаться в каких-то деталях, но ассоциироваться друг с другом в целом. Здесь в качестве примера подходит уже упомянутый Nezpresso.

Это только часть критериев, которые необходимо соблюсти, чтобы ваш товарный знак получил правовую охрану (у экспертов есть развернутая методичка, где указаны все требования). Чтобы избежать отказа и не потратить деньги впустую на выплату госпошлины, перед подачей заявки стоит обратиться за помощью к юристам. Они проведут патентный поиск и подскажут, в чем товарный знак противоречит российскому законодательству.

Восполнить пробелы юридического образования помогает развитая инфраструктура поддержки креативных предпринимателей, сформировавшаяся в Москве. Среди полезных инициатив — консультационный «Центр услуг для креативного бизнеса» на территории «Винзавода», школа интеллектуального права «Креатус» и другие проекты Агентства креативных индустрий Москвы. Так, бесплатная образовательная программа «Креатуса» помогает разобраться, как правильно использовать свои и чужие творческие продукты, наращивать стоимость компании за счет нематериальных активов, монетизировать и защищать «интеллектуалку» с помощью современных цифровых инструментов. Конечно, за два месяца обучения представители креативного сектора не станут профессиональными юристами, но смогут более осознанно вести свою деятельность и правильно задавать вопросы, общаясь с контрагентами, будь то бизнес, государство или общественные организации. А это, на мой взгляд, один из главных навыков успешного предпринимателя.

VC.ru и первая в России школа интеллектуального права «Креатус» запускают спецпроект для представителей креативных индустрий. «Креатус» — программа дополнительного образования, ориентированная на представителей арт-индустрии, исполнительских искусств, музыки, кино, анимации, рекламы, дизайна, архитектуры, моды, издательского дела, создателей компьютерных игр и программного обеспечения.

Проект запущен Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Партнер проекта — агентство комплексных коммуникационных решений Prophet.

Лекторы и ученики Школы, юристы и креативные предприниматели расскажут читателям VC.ru о своем бизнесе и о том, как знания в сфере интеллектуального права помогают в работе.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null