Блокчейн сформировал новый рынок музыкального контента
Растущий объем контрактов делает широкое внедрение цифровой инфраструктуры неизбежным
В ходе дискуссии «Монетизация. Жанровый, возрастной, гендерный, региональный баланс музыкального рынка» на «Российской креативной неделе» управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain, генеральный директор музыкального сервиса FONMIX Валерия Брусникина и генеральный продюсер музыкального стримингового сервиса «Звук» Сергей Балдин высказали две противоположные позиции по поводу перспектив развития отечественной музыкальной индустрии, но в итоге между ними нашлись точки соприкосновения.
Польза блокчейна для креаторов очевидна, уверена Валерия Брусникина: «Главный актив креативных индустрий — это права на кино, музыку, книги, дизайн и другие творческие продукты. Именно эти права позволяют им зарабатывать на творчестве. Задача в том, чтобы эффективно ими распорядиться. Как раз для этого и нужны созданная нами блокчейн-инфраструктура, позволяющая фиксировать информацию о любых объектах интеллектуальной собственности, и набор сервисов и цифровых инструментов, работающих на ее базе».
По словам Брусникиной, блокчейн необходим для того, чтобы весь рынок обладал полной актуальной информацией о правах, а сами правообладатели могли монетизировать свое творчество: «Вы фиксируете права на контент с помощью сервиса на n’RIS. Дальше, если вы хотите зарабатывать в B2C-сегменте, вы обращаетесь, например, в «Яндекс.Музыку» или Boom. Для B2B-сегмента есть сервис FONMIX, который предоставляет плейлисты, составленные на основе больших данных и точного понимания влияния музыки на эмоции человека, для ресторанов, торговых центров, салонов и других бизнес-пространств и перечисляет авторам роялти на основании отчетов, где именно и сколько раз они были воспроизведены. Для продажи своих произведений в кино или рекламу существует цифровая платформа IPEX. На ней можно размещать контент и заключать сделки онлайн, находясь в любой точке земного шара. Для того чтобы получить займ под залог прав на контент, есть платформа Ко-Фи. Сервисов для правообладателей должно быть много, как и музыки для различных видов бизнеса».
У Сергея Балдина же, судя по всему, блокчейн ассоциируется исключительно с NFT-искусством: «Совершенно не понимаю, зачем нужен блокчейн в музыке. Артистам нужны лейблы, продюсеры и связи, а не блокчейн. Я слышал о блокчейне в контексте картинок, но в музыке он работать не будет».
Валерия Брусникина, в свою очередь, заметила, что никто не мешает тем или иным игрокам рынка продолжать жить в аналоговом мире, однако и львиная доля индустрии, и государство идут другим путем. «Инфраструктура IPChain включает более 30 узлов, среди которых и органы власти, и Суд по интеллектуальным правам, и медиахолдинги, и крупнейшие лейблы. К настоящему времени в сети было зафиксировано более 7 млн транзакций. Год назад президент В.В Путин своим указом создал общественно-государственную организацию “Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности”. Теперь эта организация управляет инфраструктурой», — рассказала она.
Резюмируя полемику, продюсер кино и телевидения, директор ГБУК «Москонцерт» Илья Бачурин отметил, что востребованность блокчейн-инструментов для управления интеллектуальными правами растет с каждым годом. По мере роста количества сделок на рынке и все большей роли алгоритмов искусственного интеллекта в производстве, дистрибуции и потреблении контента индустрия просто не справляется без удобных сервисов на основе блокчейн-сети IPChain.
Впрочем, востребованность инфраструктуры уже сегодня доказана миллионами транзакций и постоянно расширяющимся числом узлов. «Блокчейн снижает транзакционные издержки, обеспечивает прозрачность данных о рыночных игроках и сделках с объектами и правами на них и позволяет монетизировать творчество в глобальном масштабе», — отметила Валерия Брусникина.
В завершение дискуссии представители «Звука» согласились с доводами Валерии Брусникиной и выразили желание сотрудничать с IPChain. «Мы с удовольствием готовы обсуждать коллаборации, потому что как раз думаем о том, чтобы выделить фиксацию, защиту и управление правами в отдельный сервис через “Звук Студио”», — отметил директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами аудиостриминга «Звук» Александр Гагиев.