IPQuorum

Профессиональный кадр: каким должно быть кинообразование в новых реалиях?

Ответить на вопрос, как нужно строить современное образование в кино, попытались участники дискуссии «Новые рынки онлайн-кинотеатров: что ждет индустрию кино», которая была организована Агентством креативных индустрий (АКИ) в рамках «Российской креативной недели». Среди спикеров: Сергей Сельянов, Александр Акопов, Игорь Мишин, Жора Крыжовников, Джаник Файзиев, Александр Косарим, Данила Шарапов и Жан Просянов.

Усиление стриминговых платформ и их активная борьба за аудиторию, свидетелями которой мы стали в последние несколько лет, привели к тому, что количество выпускаемого контента увеличилось в геометрической прогрессии. А так как производство прокатных полных метров до недавнего времени тоже развивалось довольно неплохо, то в киноиндустрии начал ощущаться кадровый голод. Процесс подготовки специалистов просто перестал успевать за темпами роста индустрии. В итоге сформировалась парадоксальная ситуация: занятость профессионалов с хорошей репутацией расписана на два-три года вперед, появился спрос как на кинематографистов, что уже успели «выпасть из обоймы» (то есть ничего не снимавших пять-десять лет и даже больше), так и на совсем молодых ребят — студентов последних курсов, получивших шанс выйти на съемочную площадку, даже не защитив диплом.

Разговор о нехватки кадров в отечественном кинематографе начал Жора Крыжовников (он же Андрей Першин) — креативный продюсер «НМГ Студии» и преподаватель киношколы Федора Бондарчука «Индустрия».

«Диджитальный расцвет привел к тому, что у нас появилось десять онлайн-платформ, каждая из которых производила как минимум десять премьер в год. Безусловно, это потребовало новых специалистов и новых лиц. Дошло до того, что в какой-то момент даже операторов стало невозможно найти, хотя их-то в нашей индустрии больше всего — и неплохих. Что уж говорить о сценаристах, режиссерах, художниках…»

Понятно, что единственный выход из ситуации — подготовка новых кадров. Однако как учить будущих специалистов? Александр Акопов, соучредитель продюсерской компании COSMOS studio, а также основатель и директор Института кино НИУ ВШЭ, считает, что для подготовки профессиональных кинематографистов надо использовать не только отечественные методики, но и зарубежный опыт.

«Я учу молодых специалистов “волею пославшей мя индустрии”. Запрос вполне конкретный: нужны сценаристы, владеющие азами драматургии, компетентные профессиональные режиссеры и так далее. Беда в том, что, придя на работу, даже выпускники творческих вузов толком ничего не умеют. С этой проблемой мы и начали бороться. Поэтому мы всех своих студентов готовим по одной программе, которую взяли в Университете Южной Калифорнии. Суть в том, что обучение будущих кинематографистов начинается не с того, что их спрашивают, какое кино они бы хотели снимать (в свои 17 лет ты всегда очень точно можешь ответить на этот вопрос!), а с решения простых задачек, на которые они потратят ближайшие пару лет. К примеру, открылась дверь, вошел человек, сел на стул. Ты должен грамотно снять эту последовательность событий. Как справишься, задача усложняется. “Человек открыл дверь, сел на стул, закурил”. И так вплоть до “Войны и мир”, где и первый бал Наташи Ростовой, и 500 человек массовки, и кавалерия и т.д.

То есть тебе коротко рассказывают теорию, а дальше ты занимаешься решением вполне конкретных практических задач. И только потом, когда получишь диплом, ты можешь снимать то, что хочешь: хоть блокбастеры, хоть артхаус. В вузе, будь добр, решай задачки: по-другому азы профессии ты не освоишь».

Но достаточно ли вузовской подготовки, чтобы вчерашний студент смог назвать себя компетентным специалистом? На этот вопрос снова попытался ответить Жора Крыжовников.

«Все просто: на воспитание какой-либо профессиональной деформации надо потратить как минимум 10 000 часов. Правда, это касается только сценаристов и режиссеров. С продюсерами по-другому: у них ничего не воспитывается, поэтому продюсер — это человек, не сумевший ничему научиться и смотрящий на мир с ощущением наивности. Я, конечно, шучу. Но любой профессионал — это тот, кто вложил в себя огромное количество времени. И если посчитать часы, которые студент за время учебы тратит на лекции, то становится ясно, что института недостаточно — любого, в любой форме. Нужна практика, профессиональная работа».

Александр Акопов с таким подходом согласен: он тоже считает, что «настоящее мастерство достигается только практикой и только на работе».

Но каким бы качественным и скрупулезным ни было обучение, оно вовсе не гарантирует появление «новой плеяды» кинематографистов. По словам Александра Акопова, это лишь дает уверенность в том, что «один из двух-трех выпускников вуза будет соответствовать тому job description, которое у него прописано в дипломе». Впрочем, Жора Крыжовников уверен, что эффективность в подготовке творческих специалистов гораздо ниже — и это абсолютно нормально. Причем не только в нашей практике, но и в зарубежной.

«Заведующий кафедрой сценарного мастерства факультета театральных искусств Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Уолтер говорит о том, что, как бы они ни усложняли вступительные испытания для абитуриентов, как бы тщательно их ни отбирали, все равно только один из десяти выпускников становится профессионалом. А ведь он преподает в ведущем заведении мировой киноиндустрии!»

Однако, с точки зрения Акопова, такая статистика (1 из 10) характерна только для США. В наших вузах коэффициент эффективности все-таки выше.

«Дело в том, что в США, условно говоря, 300 киношкол. А у нас полторы. Поэтому мы вынуждены больше цыплят выводить, иначе просто работать некому будет».

Однако есть особенность американского кинообразования, которую хорошо бы перенести на нашу почву, — довузовская подготовка. О ней во время дискуссии рассказал Джаник Файзиев, генеральный продюсер мультимедийного сервиса Оkkо и руководитель экспериментальной мастерской ВГИКа.

«Однажды я совершенно случайно оказался на уроке кинематографа в американской школе для девочек. Это была лекция, посвященная роли звука в кино. И хотя я всю жизнь работаю на площадке, буквально со школьного возраста, на этом уроке я узнал много нового. И отрывки из фильмов увидел, о которых раньше не знал. А ведь это самая обычная школа! И такие киноклассы есть в каждой школе по всей стране! То есть, когда выпускники этих школ идут дальше в творческие вузы, у них уже наработана очень серьезная база. А ведь у нас тоже когда-то были бесчисленные драмкружки, фотокружки и т.д. И они готовили людей, которые, придя в институт, начинали осваивать профессию не с нуля».

Под занавес разговора свой вариант входа в профессию и киноиндустрию предложил Жан Просянов, генеральный директор и главный редактор портала «Кино-Театр.РУ», директор по развитию веб-кинотеатра CHILL. По его словам, возможность поступить во ВГИК, МШК или «Индустрию» есть не у всех. Однако попробовать свои силы в кино может практически каждый, причем без особых финансовых затрат. Этот путь лежит через короткий метр или веб-сериалы.

«Короткий формат в том или ином виде попробовали все платформы без исключения. И это, кстати, дало свои плоды: если раньше слово “веб-сериал” появлялось в поисковиках несколько сотен раз в месяц, то сейчас мы уже говорим о десятках тысяч запросов. И эта тенденция продолжает расти.

В результате это привело к тому, что в регионах появилось большое количество команд, которые что-то снимают. Понятно, что уровень этих проектов пока что не так высок, как хотелось бы, да и бюджеты гораздо меньше стандартных. Тем не менее мы видим, как на наших глазах формируется определенное киносообщество, для которого формат веб-сериалов и коротких метров может стать отличным способом для входа в профессию. Что касается нашей платформы CHILL, то мы готовы предложить им свою форму образования, в частности учить продюсеров веб-сериалов (которых, кстати, сейчас не хватает больше всего) и объяснять им, какие возможности есть у недорогого сериального веб-контента. Также мы предлагаем найти для себя какую-то определенную нишу, пусть небольшую, и через нее постепенно выходить в общую экосистему».

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null