{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем компании проводят IPO/SPO в России, и как это сделать

В сети можно часто встретить истории о том, как основатели компании вывели ее на биржу, провели IPO и стали миллиардерами. Почти это про зарубежные биржи, в основном из США, но провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже? Об этом дальше.

Что такое IPO

Если компании нужно привлечь капитал, она размещает акции на бирже. Теперь купить ее акции может любой. Это и называется IPO (initial public offering).

Помимо “живых” денег, которые компания получает и может вкладывать в новые проекты, у процедуры IPO есть и другие плюсы. Например, возможность предлагать топ-менеджерам не только зарплату, но и акции, переманивая лучших специалистов. Кроме того, IPO обычно хорошо влияет на имидж компании: потенциальным инвесторам и партнерам становится очевидно, что она вышла на новый, весьма высокий уровень развития.

Что такое SPO

Если на бирже проводят размещение не только что выпущенных акций, а бумаг, которые уже принадлежат акционерам, это называется SPO (Secondary Public Offering). Повторное предложение рынку ценных бумаг. Такой шаг позволяет увеличить количество акций в свободном обращении (free-float), не выпуская дополнительных акций и не обесценивая их. Таким способом компании повышают ликвидность акций и стимулируют интерес инвесторов.

Зачем проводят IPO/SPO в России

Если компании необходимо развиваться за границей и важно найти иностранных инвесторов или руководство уверено, что достаточно денег в России привлечь не удастся, IPO проводят на зарубежных биржах.

Но если компания считает, что и в России сможет получить достаточный объем инвестиций и интересов за границей не имеет, то процесс подготовки IPO/SPO на родине вполне подойдет. Одна из главных причин — стоимость всего процесса.

Обычно, чтобы справиться с формальностями, нанимают инвестиционную компанию - андеррайтера. Он решает такие вопросы, как подготовка документов, их согласование с регулирующими органами и проработка технических деталей: стоимость акций, объем размещения. В России все все это стоит меньше, а весь путь подготовки к IPO обычно занимает от нескольких месяцев до года.

Примеры успешных размещений ценных бумаг

На Московской бирже регулярно проходят IPO и SPO, компании предлагают инвесторам свои акции и облигации. Вот несколько успешных примеров таких размещений:

  • Еще в 2014 году дополнительное размещение своих акций на Московской бирже провел «Яндекс».
  • В феврале 2017 года на Московской бирже состоялось IPO «Детского мира» — компания предложила инвесторам акций на 21,1 млрд руб
  • В том же году свои облигации на 2,7 млрд рублей разместила компания Softline (АО «Софтлайн Трейд») — IPO прошло при участии экспертов ITI Capital.
  • В 2016 году акций на 32,4 млрд руб. ($501,33 млн) разместила в ходе IPO компания ПАО НК «Русснефть», сопровождали процесс мы, ITI Capital.

Конечно, что только самые громкие примеры, но далеко не все. Деловые СМИ регулярно составляют подборки наиболее успешных российских IPO. Чтобы знать о последних - следите за событиями.

Не все так просто

Статус публичной компании дает не только преимущества, но и предполагает некоторые ограничения. Пожалуй, руководству компаний стоит помнить о них.

Один из главных «минусов» — необходимость разглашать информацию о компании. Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности — показатели в этих документах могут влиять на стоимость акций на бирже.

Кроме того, регулирующие органы (в США – SEC, в нашей стране – Банк России) проводят аудиты и пристально следят за деятельностью публичных компаний. Затраты на соответствие таким требованиям могут быть весьма значительными.

Публичность накладывает определенный отпечаток и на деятельность компании — инвесторы и акционеры ждут роста показателей и, как следствие, цены акций. Это может приводить к тому, что менеджмент начнет уделять больше внимания краткосрочным целям, а не решению задач, которые могут обеспечить долгосрочный рост.

Несмотря на некоторые сложности, IPO (а затем и SPO) на Московской бирже – эффективный способ привлечь капитал, а значит и возможность для развития бизнеса.

Напишите нам, и мы поможем организовать IPO/SPO на российском фондовом рынке.

Читайте обзоры, аналитику рынков и инвестидеи в Telegram-канале ITI Capital

По материалам сайта iticapital.ru

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда