Факты ITI: Почему компании уходят с биржи после IPO

Многие компании стремятся выйти на IPO и дать возможность покупать свои акции широкому кругу инвесторов. Однако далеко не всегда деятельность в статусе публичной компании оказывается столь удачной по сравнению с прежним статусом. Связанные с этим сложности даже могут вынуждать владельцев, акционеров и руководителей компании принять решение об уходе с биржи.

В США количество компаний, уходящих с биржи в этом году, исчисляется десятками, в России делистинг проходили акции «Дикси».

Почему такое происходит?

Причина #1: трудности жизни публичной компании

Не так давно обеспокоенность судьбой Tesla как публичной компании выражал ее основатель Илон Маск. Его заявление о том, что производитель электрокаров может уйти с биржи, вызвало скандал. Американская комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) осталась крайне недовольна такими заявлениями руководителя, поскольку они повлекли серьезные колебания стоимости акций Tesla. В итоге Маск был оштрафован на $20 млн. и вынужден покинуть совет директоров компании.

Что же заставило Маска задуматься об уходе с биржи? Руководителя не устраивал тот факт, что, под давлением ожиданий акционеров, компания вынуждена ориентироваться на квартальный цикл заработков, принимая решения без учета долгосрочной перспективы.

В частности, Маск заявлял, что другой его стартап, SpaceX, гораздо эффективнее как раз потому, что это частная компания. Не нравилось предпринимателю и большое количество желающих выступать с нападками на публичную компанию.

Причина #2: плохие результаты на бирже

Компании, которые недовольны финансовыми показателями, тоже уходят с биржи. Один из самых ярких примеров – это Snap, владелец Snapchat.

Компания вышла на биржу в марте 2017 года. С тех пор ее капитализация упала на $20 млрд., стоимость акций с начала 2018 года обвалилась более чем на 50%, а число новых пользователей приложения растет слишком медленно.

Работа на высококонкурентном рынке, где со Snapchat соперничают Facebook и Instagram, и ошибки руководства (вроде провального редизайна) поставили компанию в сложное положение: цена акций падает, количество пользователей увеличивается медленно, а время, которое они проводят в приложении, сокращается.

Тяжелая ситуация дает аналитикам основания для негативных прогнозов по Snapchat. К примеру, партнер фирмы MoffettNathanson заявлял о том, что «Snap оказалась не готова к статусу публичной компании, и теперь у нее кончаются деньги». По его оценке, компании понадобится новый раунд финансирования уже в середине 2019 года.

Аналитики считают, что плохие результаты компании могут заставить акционеров провести сделку по уходу с биржи (такие операции называются take-private). Обычно в ходе таких сделок консорциум фондов private-equity выкупает акции с биржи. Делают это в расчете на то, что акции вырастут в цене, или можно будет поучаствовать в прибыли от деятельности компании, если она торгуется на бирже, ее выручка может исчисляться миллиардами долларов.

Причина #3: интересы топ-менеджмента

Денежная мотивация – не последний фактор для руководства и менеджмента компании. Но нередко он становится демотиватором. Если акции компании упали и не растут в цене, то премии топ-менеджмента и основателей могут обнулиться, а инвесторам трудно заработать на своих вложениях. При этом покупатели обычно платят премию 20–40% к текущей цене акций. В итоге довольны все: менеджмент получает свои премии, а инвесторы – возможность выгодного, или хотя бы без потерь, «выхода».

Другие статьи ITI Capital на VC.ru:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда