ITI Capital
1123

Герман Григорян: Я не настоящий трейдер

Специалист по DMA, HFT и алготрейдингу о том, как устроена его профессия

В закладки

Давайте про алготрейдинг. Это новое для многих слово. Когда машины заменяют людей, чем это интересно и чем опасно?

Ну, прежде всего надо заметить, что алготрейдинг уже популярен, а люди никуда не делись. Они просто сидят за мониторами.

Что касается алгоритмов и роботов. Есть две категории платформ.

Первая - разные алгоритмы, которые работают не быстро, но глубоко анализируют рынок. Она парсят новости, на основании которых делают выводы, формируют аналитику и принимают решения. Кто-то обрабатывает огромные объемы информации и пытается там найти какой-то коллективный разум, например.

Вторая - HFT-торговля. Высокочастотная торговля. Тут другой смысл. Ее задача - быстро принимать решения. Такая категория участников рынка добавляет ликвидность, они становятся естественными маркет-мейкерами. Это профессиональная категория клиентов. Это не одиночки, это команды, которые состоят из IT-специалистов и аналитиков.

Про угрозы. Это сказки для Рен ТВ. Каждый алгоритм написан человеком, за его выполнением тоже смотрит человек. В любой момент можно внести изменения. Потенциальный риск от неправильной работы алгоритма на медленных стратегиях - небольшой. Можно отследить ситуацию, можно закрыть позицию.

Что касается HFT, есть примеры сбоев, которые приводили к разорению фирм и изменению индексов, но это единичные ситуации.

Любая компания в современно мире старается оптимизировать свои издержки, но люди никуда не деваются, их можно обучить и дать им новые задачи.

При ручной торговле возникает очень много стрессовых ситуаций, это мешает даже самому профессиональному трейдеру. Машина не испытывает эмоций. Плюсом такой торговли называют точный расчет. Про минусы говорят люди, которые доверяют эмоциям. Я скорее из первых.

Финансы сейчас - это IT-индустрия. Так или иначе каждая операция упирается в IT. Это нужно принять. При этом всегда будут трейдеры, которые работают вручную. Сейчас финансовая среда - это сочетание консерваторов и людей, способных на риски и новые подходы. Нельзя сказать, кого больше.

Как вы общаетесь с клиентами? Какие самые частые и самые парадоксальные запросы вы получаете?

Достаточно популярный - у меня есть 50 тыс. рублей, сделайте мне такого робота, который за 2 месяца заработает 200 тыс. рублей. Мы такому клиенту объясняем, что такого робота у нас нет, а если бы был, то мы бы его оставили себе. Суровая правда жизни.

За счет самообразования людей, количество таких запросов уменьшается. Плюс так сложилось, что наша компания исторически больше работала с профессиональными инвесторами, которые больше погружены в рынок. К брокеру такие люди приходят за инструментарием. Пишут они алгоритмы сами, а к нам обращаются с тем, чтобы мы помогали реализовать их решение.

У нас есть и готовые решения для клиентов, которые по разным причинам не могут полностью посвятить себя торговле. Обычно, из-за банальной нехватки времени. Одним из таких продуктов является робоэдвайзинг. Есть некоторый алгоритм, он разработан группой профессионалов. Алгоритм выбирает тренды, выбирает бумаги, выбирает направление движения рынка и предлагает клиенту следовать стратегии. То есть по сути, все уже сделано, он предлагает заработать на готовой стратегии.

В чем плюс для клиента. Аналитики, которые работают на рынке вручную, подвержены эмоциям, могут быть подкуплены и так далее. Машина всему этому не подвержена и быстрее аналитика. За счет этих факторов робоэдвайзинг хорошо работает как за рубежом, так и у нас.

Если клиент приходит и приносит вам 100 тыс. рублей, команды у него нет, но осваивать алготрейдинг хотел бы. Что вы посоветуете?

Мы предложим готовые продукты. Если нужны специальные знания, а у вас их нет, необходимо их приобрести. Мой подход был бы следующий - сначала изучить литературу, освоиться в теме. Сейчас много доступной литературы. Второе - проконсультироваться у профессионала, но на тот момент уже нужно отличать черное от белого.

На рынке очень много недобросовестных консультантов, особенно в “продажах”. Если после всего этого человек все еще хочет писать алгоритмы, мы помогаем ответить на вопросы и разобрать конкретные кейсы.

Какие люди богатеют, а какие нет?

Лучше давайте от обратного. Можно не разбогатеть, но хотя бы не обанкротиться. Не банкротятся те люди, которые делают торговлю основной профессией, а не хобби. Чтобы заработать состояние, нужно много вложить в эту сферу. После полноценного образования нужен полноценный рабочий день. Каждый день. Я не верю, что можно работать в этой профессии неполный день. Это одна из причин, почему я не торгую самостоятельно.

Трейдинг - не игра, а серьезный труд. Что-то купил за рубль, продал за 10 - голова закружилась, но надо отдавать себе отчет, что завтра этого не будет.

Как начался ваш профессиональный путь? Посмотрели фильм, как многие?

Нет. Я не настоящий трейдер. Я больше инфраструктурщик.

Все началось с того, что после института я пошел на Московскую биржу. Тогда еще она называлась ММВБ, РТС была их конкурентом. Попал я в операционный департамент, работал на фондовом рынке маклером. Там я познакомился с рынком и начал его изучать. Как на практике, так и по литературе. При этом, очень хотелось бы отметить, что один день наблюдения за рынком примерно в 10 раз информативнее, чем несколько прочитанных книг.

Почему эта область, а не любая другая?

Мне важно две вещи. Информационные технологии и финансовый сектор. Оба эти направления мне близки и интересны, именно поэтому я попробовал совместить. Возможно это было в банках, у брокеров и на бирже. Биржа была мне более интересна, как инфраструктурная организация.

Я обучался тому, что нужно делать, старался понять, что вообще происходит, как работает биржа, ее торговая система, ее операционная система.

Типичные ошибки новичков, которые вам приходилось наблюдать?

Новички самоуверенны. Они приходят, чтобы себя показать и как можно скорее заработать миллион долларов.

Обычно такой подход приводит к проблемам, которые нужно будет разгребать всему коллективу. Причина - банальное отсутствие опыта в решении очень ответственных задач. Помножить эту неопытность на самоуверенность - получается громадная проблема. Так в любой области.

Такой пример. Мы консультировали профессиональных участников рынка, брокеров, по вопросам, связанным с рынком. И у нас была ситуация, когда один из моих коллег, тоже новичок, дал неверную консультацию. В итоге торговый департамент брокера потерял немало денег.

Ущерб оказался в 5-6 нулей. Не так уж и много. Но этот убыток все равно должен на кого-то лечь. В итоге пострадал торговый отдел. Начали выяснять, как такое получилось, почему он ни с кем не посоветовался прежде, чем дать такой совет. Дошло до управляющих менеджеров, которые уже на своем уровне это решали. Этот человек не был должен никому возвращать эти суммы с шестью нулями, но получил выговор и долго не задержался.

Мир финансов больше похож на кино про волков или это про мир взаимодействия и поддержки. Чего больше?

Все, конечно, зависит от конкретной компании. Есть коллективы, где дружба и любовь. А есть - где война полнейшая.

Это профсообщество, примерно, из 300 человек. Все друг друга знают. Кто-то дружит. Но когда речь идет о бизнесе, никто своих позиций не сдает.

Очень все конкурентны. Очень жестко торгуются, договариваются. Компромиссы, споры, прочее, бывают очень бурными. Профессиональная этика существует. Открытых войн нету. Но все отстаивают свои интересы. Все хотят победить. В целом, есть четкие правила игры. Мы все друг друга уважаем.

Работать в этой сфере, особенно, занимать руководящие позиции - тяжелый труд, который требует жертв.

Мои принципы: я против того, чтобы ругать конкурентов. Я против того, чтобы переманивать сотрудников.

Наша профессия очень требовательна к репутации, ведь люди доверяют нам деньги.

Как формируется эта репутация?

Тут нужно четко поделить. Есть розничные клиенты, которые выбирают себе брокера по репутации и надежности. Эти люди не в контакте с менеджментом компании. Поэтому они формируют свои ощущения только исходя из того, что прочитали в сети или видели, или слышали. Такие люди доверяют маркетингу и рекомендациям.

Есть компании и фонды с большим капиталом. Они имеют налаженные отношения с брокерами на уровне руководства. То есть, с управляющими компании, и имеют дело уже с руководством. Общаются они уже не с коллективом и командой, а с конкретными людьми. Поэтому ставка на людей в нашей профессии очень высока.

Как складывался ваш путь в профессии? Главные шаги.

Мне сейчас 30 лет, пошел работать на биржу я сразу после института. Первые три года я был сотрудником операционного департамента и все больше варился во внутренней кухне.

Мне повезло с карьерой, я попал в инфраструктурную организацию, я начал понимать, как работает рынок, как устроены торги. Это дало первый толчок развития. Биржи было всего две, и их внутреннюю кухню знали не многие. Я это знаю. Я изучил шестеренки ее работы.

В момент объединения бирж меня позвали в бизнес-подразделение. Я уже начал общаться с коллегами, клиентами биржи - брокерами, банками, эмитентами; понимать их запросы. Это взгляд с другой стороны. Появились новые задачи.

Была идея, например, сделать на российской площадке аукцион закрытия. На западе много лет существует практика, когда честная цена “fair price” определяется по итогам этого аукциона. Многие крупные участники рынка и хэдж-фонды используют цену закрытия, сформированную на этом аукционе, для переоценки своих активов, для оценки performance и тд.

В России было некое подобие, но оно было неэффективным, им никто не пользовался. Мы разработали методику, алгоритмы, пошли продавать эту идею проф. сообществу, запустили этот сервис, и она работает. Значимость аукциона будет только повышаться.

Будучи инфраструктурщиков, я был связующим звеном между сейлзами, бизнес-идеологами и IT-департаментом. Я мог достаточно четко писать требования к задачами, проектам, их формулировать, договариваться и тд. Я был поддержкой для ребят-продажников на переговорах, когда они общались с брокерами, так как они не сильно были погружены в детали.

На нашем рынке я считаю оптимальным сроком работы на одном месте 4-5 года. Первые полгода- год обычно идут на притирку к коллективу, изучению внутрикорпоративных правил, особенностей и нюансов, подготовке почвы для внедрения улучшений. Второй год обычно посвящен этому внедрению. Ну и, начиная с третьего, компания начинает получать максимальную выгоду. Естественно, сроки указаны достаточно условно. Например, внедрение какой-нибудь доработки в небольшом фонде может занять неделю, в то время как в крупном банке на это может уйти полгода

Так было и со мной на бирже. Через три года я достиг потолка, стал уставать и понимать, что максимального потенциала достичь не смогу.

Так меня пригласили в ITinvest, я ушел, чтобы стать связующим звеном между бизнес-департаментом и IT. Это распространенная проблема бизнеса: они просто не могут объяснить, что им нужно от IT, и IT реализуют то, что они услышали. Люди говорят по-русски, но совершенно на разных языках.

Сейчас я возглавляю департамент, который отвечает за Prime Business в ITI Cаpital с уклоном в HFT/алго.

На бирже я был начальником отдела тестирования проектов департамента развития фондового рынка бизнес дивизиона “фондовый рынок”.

Тут я возглавляю департамент.

Что пришлось изучать с нуля?

Брокерская деятельность сконцентрирована на бирже, но есть много аспектов, которые не видны извне. Пришлось погружаться. На бирже все взаимодействие с клиентом заключается в сотрудничестве с брокерами, которые принимают решения и занимают довольно высокие должности.

Тут пришлось общаться непосредственно с клиентами и партнерами, отстаивать бизнес интересы.

Когда ты работаешь на бирже, ты можешь диктовать правила. Если биржа захочет поднять тариф, она это сделает. Тут этого нет. Приходится идти на компромиссы, отстаивать интересы.

Самый простой пример. Приходит большой клиент и говорит, что готов работать, но только на таких вот условиях. Они есть у другого брокера, поэтому, мол, если вы мне их не дадите, я и пойду к нему.

Будем ли мы стараться договориться с таким клиентом, или не стоит этого делать? С биржей вопрос так не стоит. Она одна.

Иногда идем на встречу, иногда нет.

Мы стараемся бороться за клиентов, но не ценами, а услугами. Клиент, например, оценил наш терминал. Вот он ему нравится и все.

Разница в комиссии в 10 копеек за сделку компенсируется для него удобством в трейдинге. Мы говорим, давайте мы для вас сделаем сервис, который никто больше не сможет повторить. И делаем.

В целом, для розничного потребителя, как вы или я, большой разницы между выбором мобильного оператора или выбором брокера почти нет.

Нам пришлось много договариваться с различными поставщиками сервисов, услуг и даже с биржей, потому, что она тоже - поставщик сервисов.

Мы всегда бьемся за своих клиентов. Всегда добивается оптимальных условий. Приходится добиваться и ругаться как с российскими, так и с зарубежными компаниями. Обычно находим общие точки.

Вы человек амбициозный. Сегмент у вас перспективный. Какая у вас мечта?

Моя мечта - уйти на пенсию в 30. Не успел, поэтому откладываю на 10 лет.

В моей мечте порядка семи нулей. И это не рубли. Поэтому она еще не исполнилась.

Хочется всего и сразу. Финансовой стабильности будет достаточно.

Вторая идея - это обучать студентов. Но не так, как это делают в институтах. Рассказывая им правду о том, как устроен рынок, как устроена жизнь. Поэтому я езжу по мероприятиям для розничных инвесторов и профи - трейдеров, рассказываю пока им. Мне очень интересно с ними работать. Когда горят глаза, когда впереди много нового. Я бы побольше работал с ними.

Какие главные советы вы обычно даете?

Наверное, я скорее больше про личные выводы. Начиная с того, как устроиться на работу, заканчивая тем, как договариваться.

Мое первое правило, которое я стараюсь всем передать - не бояться разговаривать с теми, кто по-настоящему принимает решения. Это может быть человек за высокими дверями в Лондоне. Но нужно выходить на контакт именно с ним, а не с его подчиненными.

Я так делал. И это работает.

Бытовой совет. Насущное. Очень часто, общаясь с занятыми сотрудниками сталкиваешься с тем, что они не отвечают на почту. Это неуважение, которые потом отражается на отношениях с партнерами и клиентами. Я так не делаю. Отвечать нужно всегда. Даже когда количество писем в день перевалило за 200, это нужно делать.

Клиентоориентированность - это, конечно, тоже очень важно. Но нужно уметь сохранять уважительную дистанцию. Это непросто, когда клиенты становятся друзьями. Личные отношения - это большой плюс, но важна мера.

Кто ваш профессиональный кумир?

Обычно таким ментором становится кто-то из старшего поколения. У меня такой был. Не хочу называть его имя. Что он мне дал? Он обучал своих сотрудников. Он собрал отличную команду и сам был очень профессионален. То же он требовал от сотрудников. Кроме того, приучил всех к деловому подходу. Договоры, переговоры, как принимать решения. Большинство современных руководителей просто раздают задачи. Тот делал иначе. Я очень рад, что у меня есть возможность к нему обращаться. Этот человек занимает достаточно высокий пост в своей среде. Я часто советуюсь с ним о том, как поступить в сложной ситуации, например, в переговорах.

{ "author_name": "ITI Capital", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e","\u0431\u0438\u0440\u0436\u0430","\u0430\u043b\u0433\u043e\u0442\u0440\u0435\u0439\u0434\u0438\u043d\u0433","iti_stories","hft"], "comments": 8, "likes": 18, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "iticapital", "id": 62726, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 28 Mar 2019 16:44:49 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 62726, "author_id": 191609, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/62726\/get","add":"\/comments\/62726\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/62726"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 191609, "last_count_and_date": null }
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Как вы считаете, возможно ли стать специалистом в этой области с нуля имея только образование "Финансы и кредит" и желание развиваться параллельно в сфере IT? И Санкт-Петербург думаю для этой деятельности не подходит? С чего начать?

Ответить
4

На самом деле все зависит от вас. Как и в большинстве профессий специалисты не выходят готовыми из ВУЗов. Они выращиваются через работу сейлзом или в клиентской/технической поддержке. Образование конечно важно, но оно не играет ключевую роль. Важнее как проявишь себя на работе.
У меня первое высшее техническое, а второе как и у вас "Финансы и кредит". В нем ценным бумагам был посвящен всего 1 курс и он скорее имел академическую полезность, чем реальную, которую можно применить на практике. Реальные навыки и знания приобретаются только на практике.

Питер - неплохое место для старта, но основная концентрация такого бизнеса все же в Москве.

Ответить
–1

а в чем вы специалист?

Ответить
–1

Все прекрасно, только вот одного нет - аудированных результатов успешной торговли годика за 3. И так всегда с этими интервью. Странно, почему?

Ответить
2

Я сейчас не торгую из-за отсутствия времени и явного конфликта интересов. У меня есть боевой счет, на котором иногда лично тестирую некоторые наши нововведения.

Ответить
–1

конечно. верю. и раньше не торговали. но есть боевой счет, но там тест, поэтому тоже показать нечего. все как обычно.

Ответить
1

там же написано, что он не торгует, о каких аудированных результатах речь?

Ответить
–1

ну да - как всегда. странно даже ))))

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }