«Конференц-связь»: про то, как готовятся конференции для IT-специалистов
Евгений Потапов о том, почему важен кофе, что делать с трансляциями и как всё может испортить пентаграмма.
Говорят, однажды позвали айтишников на конференцию, а когда участники начали собираться, оказалось, что организаторы не предусмотрели… кофе. Паника, увольнения, самострел... Шучу: обошлось без паники (почти) и без увольнений (совсем) — я в течение получаса нашёл вариант, как решить эту проблему и при этом не потратить полугодовой бюджет среднестатистической компании, щедро (хотя, конечно, нет) отсыпанный руководством Ивент-Менеджеру.
За последние пару лет я принял участие в нескольких десятках it-конференций в России и за её пределами и сам приложил руку к организации нескольких подобных мероприятий. Приехав с «Хайлоада» и собираясь на «Аптайм», хочу поделился наблюдениями и уроками из личного опыта касательно того, как организовать конференцию для айтишников так, чтобы они были довольны… Конечно, айтишники — люди разные, довольны они бывают тоже разным (и не всегда), но они всё же люди, так что кое-какие корреляции с обычными конференциями для обычных людей и особые-специфические моменты выделить можно.
Про кофе и прочие мелочи
Насчёт истории про забытый кофе: я уже слышал её описание в формате байки, без упоминания конкретных обстоятельств. Ушла в народ! Но вообще — да, серьёзно, забыли кофе. Вода, чай, печеньки есть — а кофе нет. Коллеги из других компаний ходили по холлу в ожидании начала мероприятия и недоумевали. Так же, как недоумевал ответственный за организацию с нашей стороны: ну, мол, чай-вода же есть, чего тут такого? В общем, конечно, никто не умер бы, но настроение у присутствующих завялилось. Я попробовал решить с администрацией нашей локации, но там загадали такие тысячи рублей (больше сотни, на самом деле), что проще было наладить живую очередь до ближайшего макдака.
Пришлось найти администрацию администрации и применить все доступные скиллы переговорного искусства. В результате всё получилось за сравнительно вменяемые деньги. Но это реально везение. Так что мой совет: сделайте некий пошаговый сценарий, в котором будет прописана каждая мелочь — от того, как вы организуете кофе-брейк (и что делать, если основной поставщик подвёл, заболел, эмигрировал накануне вечером далеко и надолго), до пункта «проверить батарейки в микрофонах». Вообще, переформулирую совет: сделайте сценарий и проверяйте всё лично! Не надо полагаться на то, что местные технари подумают про микрофоны и заранее протестят проектор — даже если их аренда прописана у вас в договоре.
Про доклады
На прошлом Uptimeday был прекрасный доклад моего коллеги Сергея Спорышева о проблемах микросервисной архитектуры, применяемой в реальной жизни. И вот некий тезис из него Серёжа как человек… гм… нестандартного мышления проиллюстрировал пентаграммой. Закончилась конференция, все выдохнули и вскоре выложили видео выступлений на YouTube. Тарарам: запись доклада Сергея сервис заблокировал. Мы довольно долго разбирались в причинах — и вы не поверите: это из-за пентаграммы! Второе, не столь забавное, приключение с публикацией этих видео: одному докладчику сильно влетело от руководства, потом что их внутрикорпоративные правила не разрешают несанкционированное размещение публичных выступлений от лица компании. Вывод: всегда заранее интересуйтесь у докладчиков, не возражают ли они против размещения записи их выступлений в свободном доступе. Ну, а случай с пентаграммой… Наверное, стоит оценить, всё ли из содержания докладов можно безболезненно для политических и религиозных представлений широкой публики представить в общий доступ, до публикации.
Про трансляции
Если участие в вашем мероприятие бесплатное, как в Uptimeday, конечно, нет смысла делать трансляцию — иначе люди просто не придут: пятница, лень, всё такое… Некоторые конференции монетизируют трансляции: можешь стать участником за такую вот денежку, а можешь заплатить в 10 раз меньше и послушать всё дома за ноутбуком. Однако я рассматриваю конференции не только как инструмент профессиональной коммуникации, но и коммуникации личной. Какие полезные знакомства вы заведёте, сидя за монитором?
Про коммуникацию
Как устроены многие стандартные симпозиумы-конгрессы: докладчик надокладывал, слушатели послушали — всё, всем спасибо, все свободны. Не место для дискуссий и вот это всё. Что мы придумали: во-первых, мы организуем в этом году «экспертную зону без границ»: никаких стендов, специальных столов и так далее. Эксперты просто будут перемещаться по залу в своих фирменных майках, и каждый желающий может подойти и задать интересующий вопрос. Заранее определено, что эксперт №1 — он по этой теме, эксперт №2 — по другой и всё в этом духе. Важно понимать, что эксперт не обязательно является докладчиком: он может им быть, но вовсе не обязательно. Мне кажется, удачный формат, посмотрим, как выстрелит. Во-вторых, на берегу договаривайтесь с выступающими, что они не убегут со сцены в свой лимузин, а останутся— если не до конца, то хотя бы побудут какое-то значительное время. Поверьте, им тоже всё это по итогу окажется интересным.
Про то, чем всё заканчивается
Афтепати — просто маст. Какими бы неформальными ни были IT-конференции в сравнении с экономическими форумами, общение вне залов, за чашкой-кружкой-бокалом, оно всегда проще и комфортнее. Отсюда потом выходят какие-то новые проекты, здесь получается запартнёриться, да даже и новую работу найти. А вообще, очень забавно наблюдать, как в час ночи люди спорят, рисуя что-то на салфетках. Эти салфетки могут принести вам нового заказчика. Или подрядчика. Или вы просто хорошо проведёте время за обсуждением с умными людьми того, вам действительно интересно. Даже если вы предпочитаете общаться клинописью на салфеточках — тут за это вас точно никто не осудит. Так что, с одной стороны, афтепати заканчивается конференция, но с неё могут начаться ваши новые перспективы.
Прикольно!