{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Какие рекорды побил JD.com, что за чернила предпочитают китайские бюрократы и пара абзацев о пунктуальности

Директор по развитию Joom в странах Азии рассказывает истории про китайский ecommerce и не только.

Что тут происходит

Виталий Еранов, директор по развитию Joom в странах Азии, делится интересными новостями с Востока и просто травит байки.

Формат такой:

  • Одна история из мира китайского ecommerce.
  • Один случай из жизни в Китае.
  • Один повод заскучать по России (или не скучать по Китаю, в зависимости от того, где сейчас Виталий).

Это третий выпуск (а вот первый и второй).

История: Джей-Ди и еще какие-то ребята

Китайская ассоциация по исследованию рыночной информации при Бюро национальной статистики КНР (всего лишь десять слов и одна аббревиатура!) опубликовала аналитический отчет по онлайн-продажам смартфонов в период акции 618.

Если вы не знали, то 618 — это акция, которую придумали в JD.com и провели в честь своего дня рождения 18 июня. Но, как часто бывает в китайском бизнесе, если один из лидеров рынка что-то делает, то за ним начинают повторять все остальные. И вот уже весь китайский ecommerce проводит распродажи 618, и никто не вспоминает, что это был чей-то там день рождения.

JD.com — безусловный лидер онлайн-продаж смартфонов в Китае, в отчете особо подчеркивается, что его доля составляет 58%, то есть больше, чем у всех остальных платформ вместе взятых. Возможно, именно поэтому роли JD.com в отчете уделяется центральное место, а практически все тенденции на рынке иллюстрируются через активности этой платформы. Отчет вообще можно было бы озаглавить «Джей-Ди и еще какие-то ребята». Так или иначе, авторы выделяют три тенденции на рынке онлайн-продаж смартфонов, которые проявились во время акции 618.

№1. Забудьте о ценовых войнах, главное — сервис

Платформы и продавцы, как правило, тратят кучу денег на акции, дают беспрецедентные скидки, и каждый год бьют рекорды продаж. Но не в этот раз.

На 618 участники рынка сделали ставку на сервис в самом широком смысле слова — предпродажный, продажный и постпродажный. В отчете говорится про быструю доставку и бесплатный тест-драйв, но особенно востребованным в этом году оказался trade-in смартфонов, когда новую модель можно получить с большой скидкой, сдав свое старое устройство.

В примере с JD.com говорится, что за первые 10 минут распродажи trade-in воспользовалось на 560% больше покупателей, чем годом ранее.

В отчете даже сделали рейтинг платформ по объему продаж «сервисов с добавленной стоимостью». Нетрудно догадаться, кто там оказался на первом месте, но вся пятерка выглядит так:

1. JD.com

2. Taobao (вместе с Tmall)

3. Suning

4. VIP Shop

5. Pinduoduo

№2. Стримы теперь обязательны

К марту 2020 года аудитория китайских стримов составляла 560 миллионов человек, а покупающая аудитория — 256 миллионов. Министерство торговли КНР подсчитало, что только в первом квартале 2020 года в китайском ecommerce было проведено 4 миллиона стримов.

А что JD.com сделал на 618? Побил рекорды. Во время акции с прямым включением выступили топ-менеджеры брендов Huawei, Honor и Xiaomi, а общие продажи только за первые 2 минуты стримов составили более 100 миллионов юаней (свыше 14 миллионов долларов).

№3. Китайские покупатели готовы платить, но потом

Во время прошедшей акции 84% покупателей приобрели смартфон в рассрочку. Похоже, что китайское общество меняется. Еще десять лет назад покупать товар в кредит считалось позорным, а китайские потребители были самыми бережливыми и консервативными в мире. Теперь молодежь не видит проблем в том, чтобы взять товар в рассрочку, особенно если ставка по ней составляет 0%.

В отчете приводится цифра — самый популярный период рассрочки во время акции 618 составил всего месяц, им воспользовались 32% всех, кто в том или ином виде приобрел смартфон в кредит. Думаю, популярность такого короткого периода объясняется тем, что это был максимальный период беспроцентной рассрочки, который был одобрен большинству пользователей.

Вообще потребительское кредитование по смартфонам в онлайне выдается на срок до двух лет. И вы, наверное, уже догадались, какая платформа оказалась в лидерах по этому показателю. JD.com выдавал беспроцентные кредиты на два года, выплаты по которому производились равными долями раз в месяц.

Важно, что смартфоны всегда были драйвером ecommerce, поэтому те выводы, которые авторы отчета сделали в отношении этой категории, можно распространять на всю отрасль в Китае. А после Китая, скорее всего, и на остальной мир.

Повод не скучать по Китаю: любители черных ручек

Сейчас я в России, поэтому расскажу историю про китайскую бюрократию на больших расстояниях. В разгар самоизоляции мы подписали важные документы, но китайские чиновники их отклонили: нужно было подписывать не синими шариковыми ручками, а черными гелевыми или перьевыми (о чем они, конечно, заранее не предупредили).

Нужно было заново распечатать документы и отправить их в Китай. А это очень сложно сделать когда:

  • Ты на самоизоляции в деревне.
  • У тебя нет принтера в радиусе 10 километров.
  • У тебя нет черной гелевой ручки.

Даже если бы я умудрился подписать документы, то их нужно было бы объединить с документами от коллеги из России и отправить в Китай. Но у Саши Шипуновой из HR Love & Care (почитайте ее статью о том, как у нас организованы обеды в офисе, и поностальгируйте) был план.

Курьер забирает из Москвы распечатанные документы и черные ручки для меня и моей коллеги Маши. Затем везет это все ко мне в деревню. Я подписываю. Курьер отправляется к моей коллеге Маше за подписью, а потом возвращается в Москву к Саше, чтобы она уже все это отправила через DHL в Китай.

Великий поход за черными чернилами: 220 км — 4:50 без пробок. По данным «Яндекс.Карт»

Проще было бы спасти рядового Райана. Так или иначе, документы уже прилетели в Китай, у них все хорошо. Честно говоря, это очень контрастирует с обычными привычками китайцев — они очень небрежны в отношении документов, в отличие, например, от японцев.

Случай из жизни: о пунктуальности местных девушек

Сразу после того, как на вокзале в Пекине меня приняли за уйгура, я сел в поезд. И увидел там китаянку, которая определила, что я европеец, но сказала, что мы (европейские мужчины) — очень легкомысленные. Если перевести на русский, то это значит что-то в стиле «поматросил и бросил». Я ответил, что ничего подобного, и у меня очень глубокие семейные ценности.

Мы начали общаться. Как-то раз я пообещал позвонить ей на следующий день в 16 часов. Назавтра я отправился в банный комплекс, где увлекся сауной и бассейном. Когда я вышел, администраторы очень обрадовались:

— Наконец-то ОН вернулся.

Оказалось, что уже наступила половина пятого, а на телефоне было 52 пропущенных вызова. Девушка искренне не понимала, что помешало мне выполнить обещание, а я искренне не понял, почему она так сильно обиделась и зачем столько раз мне перезвонила.

Как я узнал позже, пунктуальность может многое значить для девушки в Китае. Лучше не обещать совсем ничего, если не можешь соблюсти такую точность. Наверное, она все же убедилась в том, что европейские мужчины — очень легкомысленные.

Такие дела. А вы как? Вернулись в Россию на время пандемии или остались за границей? Рассказывайте свои истории в комментариях.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда