{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Краски и сценарии для сложных решений: кто и как создаёт дизайн продуктов «Лаборатории Касперского»

Рассказываем, на каких принципах строится UX/UI-дизайн решений «Лаборатории Касперского», какие задачи выполняет, а также как попасть к нам в команду.

Встречают по одёжке и не только

Один из мифов, связанных с разработкой интерфейсов защитных решений, особенно для корпоративного сегмента, заключается в том, что они могут создаваться без хорошей визуализации по принципу «лишь бы работало». На самом деле, это в корне неверно: чем сложнее продукт — тем больше к нему требований с точки зрения юзабилити.

Начнём с того, что создание интерфейса для защитного решения — специфическая задача, состоящая из противоречивых вводных. Здесь речь идёт не о развлекательном или информационном сервисе, с которым пользователь общается практически каждый день, а о «молчаливом помощнике». Пользователи обычно хотят, чтобы продукт для информационной безопасности делал свою работу незаметно, не отвлекая от других, запущенных на устройстве, процессов. Это в том числе подтверждают наши внутренние исследования, которые команда UX/ UI проводит в рамках единого подразделения Design & Usability Office.

С другой стороны, надо понимать, что совсем без взаимодействия не получится — если программа не будет подавать видимых признаков жизни, пользователю будет казаться, что она работает некорректно.

Ещё один нюанс заключается в желании пользователя держать всё под контролем. Поэтому важно показывать ему варианты действий, в случае, если решение, скажем, выявило какую-либо угрозу. Тогда человек самостоятельно выберет, как будут развиваться события, а мы таким образом подсветим функции наших решений, не нарушая принцип — не тревожить по мелочам.

Екатерина Логинова, Head of International UX Research

Конечно, невозможно переоценить роль первого впечатления. Выразительные интерфейсы с продуманными инструментами и хорошим оформлением определяют выбор и консьюмерских, и корпоративных продуктов. Хотя, казалось бы, зачем это, например, в сложных, ориентированных на предприятия решениях? Но строчки «визуальная привлекательность» и «простота использования» всё чаще появляются в таблицах сравнения продуктов в рамках проведения тендеров и рейтингов.

У дизайна продуктов «Лаборатории Касперского» много «полевых» задач. Так, проработанный интерфейс помогает пользователям быстро находить ответы на вопросы, что не только экономит человеку время, но и сокращает расходы на техподдержку и call-центр (чем больше решённых задач, тем меньше звонков).

Есть и другая история с финансовой выгодой. Например, не так давно для некоторых решений мы обновили страницу онбординга, сделав её более лаконичной и добавив немного стиля. И увидели, в итоге, что конверсий и платных подписок на эти продукты стало больше.

Любая история с масштабным редизайном продуктов — это лакомый кусок для дизайнера (если мы говорим про возможность сделать что-то совершенно новое). Практически все мультипродуктовые компании тратят месяцы и годы на создание собственного визуального языка для своих решений, чтобы они выглядели гармонично и поддерживали друг друга на всех уровнях. В результате к этому стилю привыкают. Но когда появляется повод сделать что-то за рамками привычных правил — для дизайнеров это идеальный случай, чтобы проявить себя по-максимуму и экспериментировать практически без ограничений. Мы и до нашего глобального ребрендинга проводили эксперименты по новому look&feel, но с официальным релизом нового бренда задача стала «живой» и это дало нам почву для свежих идей. Так по одному из продуктов мы решили и вовсе зайти с чистого листа, пересмотреть не только UX, но и переработать всю визуальную часть, заложив базу для всего портфолио.

Максим Камзолов, Graphic Design Group Manager

«Это продукты для таких, как ты и я»

Решения «Лаборатории Касперского» ориентированы не только на российский рынок, а представлены по всему миру. И поскольку мы делаем единый дизайн, который от страны к стране отличается только языком и иногда дополнительными экранами, нам нужно учитывать межкультурные особенности: то, что «зайдёт» в Европе, возможно не поймут в Азии и наоборот. Словом, задача — найти единый знаменатель, благодаря которому дизайн будет воспринят позитивно во всех уголках мира. Обычно выводу этого знаменателя предшествует большое исследование.

Материал для тестирования от команды UX/ UI

Это материалы из исследования, которые мы показывали респондентам, чтобы выяснить, как они воспринимают людей без лиц в рамках продуктов. Такие иллюстрации появились в нашем бренд-буке после ребрендинга «Лаборатории Касперского» в 2019 году, одной из целей которого было перестать говорить с пользователями только об антивирусах и сосредоточиться на позитивном образе безопасного будущего.

В исследовании участвовали больше 4000 человек из разных демографических групп из семи стран и территорий мира: России, США, Великобритании, Германии, Китая, Бразилии и Объединенных Арабских Эмиратов. Каждый респондент видел только один вариант иллюстраций — либо без лиц (экспериментальная группа), либо с лицами (контрольная группа) — и по очереди оценивал их по следующим 7-балльным шкалам:

  • мне нравится это изображение;
  • дружелюбное;
  • вызывает тревожность;

  • картинка воспринимается по-детски и несерьёзно;
  • для изображений, взятых для продукта Kaspersky Safe Kids, добавлялась еще одна шкала — «понравится детям».

После оценки по шкалам участникам предлагалось оставить комментарий по всем иллюстрациям в целом в свободной форме.

В решении использовать в продуктах людей с непрорисованными чертами лица есть как минимум один большой плюс именно для массовых и международных продуктов: стираются этнические и возрастные различия, а значит, больше людей во всем мире смогут сказать: «Это продукты для таких, как я». В то же время мы опасались, что люди без лиц покажутся недружелюбными и даже пугающими.

Елена Королёва, Senior UX Researcher, автор исследования

В итоге, мы выяснили, что любые минималистичные и аккуратно сделанные иллюстрации людей вызывают положительную или нейтральную реакцию независимо от того, прорисованы лица или нет. В большой степени оценка зависит от сюжета иллюстрации, количества деталей на ней и страны (некоторые страны в целом ставят более высокие или низкие оценки любым картинкам). Однако, имиджи без лиц, по мнению участников опроса, хуже подходят для детей и когда человек изображён крупно. На основе этих ответов, мы приняли решение, что на крупных планах черты лица мы прорисовывать будем, а на общих персонажи могут быть без них.

Подобные исследования — ещё и способ получить уникальный опыт по работе с международными рынками, который очень ценится в нашей сфере. Немного компаний с российскими корнями предоставляют специалистам возможность реализовать себя таким образом. Сегодня мы проводим зарубежные исследования в партнёрстве с агентствами, но в перспективе собираемся делать это самостоятельно, поэтому среди навыков у кандидатов, которые хотели бы к нам присоединиться, выделяем знание английского и готовность на нём говорить. Кстати, в компании его можно прокачать бесплатно — сотрудникам доступны языковые курсы, сейчас можно выбирать из 10 языков.

Екатерина Логинова, Head of International UX Research

Подробнее про это исследование можно почитать здесь.

«У нас есть возможность делать продукт, который повлияет на безопасность многих людей»

Подразделение UX/UI проводит различные исследования и разрабатывает дизайн для B2C и B2B продуктов. Всего у нас работает больше 30 человек.

Вся наша работа происходит в связке, к тому же мы движемся по пути, когда один специалист может выполнять несколько ролей. Так, проектировщик тоже должен уметь проводить исследования, самостоятельно общаться с пользователями. В какой-то степени наблюдается слияние продуктового и графического дизайнов: графические дизайнеры делают библиотеки, из которых можно брать готовые элементы и внедрять в проектируемые экраны.

Дмитрий Кириленко, B2C Products UI Group Manager

Сейчас в подразделении открыто несколько вакансий, в частности, компания быстро растёт на рынке зарубежного энтерпрайза, в B2B-секторе, где для UX-специалиста, пожалуй, больше всего вызовов: там он имеет дело с огромным количеством данных, сталкивается с высокой степенью разрозненности ролей ИБ-сотрудников в рамках одного предприятия. И все эти роли надо учесть, но не делать под них разные приложения, иначе это будет очень дорого, а выстроить универсальную модель взаимодействия. Отсюда и интерес: многие процессы надо переосмысливать, строить с нуля. Есть применение не только предметным знаниям, но и менеджерским навыкам. Также мы ищем дизайнеров и в B2C, там тоже есть много интересных проектов. Например, одной из наиболее перспективных направлений становится защита приватности.

Кирилл Романовский, B2B Products UI Group Manager

В то время, как наши коллеги из других департаментов пишут код и работают над сложными процессами, мы делаем всё, чтобы эта сложность была укомплектована в лёгкое и удобное взаимодействие с продуктом. Причём во всех странах, где представлены наши решения.

Говоря о работе проектировщиков, мы с коллегами часто в шутку вспоминаем фразу из «Того самого Мюнхгаузена»: «С 8 до 10 утра — подвиг». В сфере кибербезопасности есть возможность делать продукт, который повлияет на безопасность многих людей. И если сделаешь его логично и правильно, то от реализованных ранее неправильных подходов перестанут «страдать» пользователи: и те, которые работают с нашими решениями в компании-клиенте, и отчасти даже те, на которых направлен конечный результат деятельности этой компании. Конечно нам ещё многое предстоит сделать, чтобы улучшить UX наших решений. Для этого мы стараемся всё больше участвовать в проработке требований к продуктам и совершенствовать их вместе с другими командами, и всё меньше просто рисовать макеты по уже готовым фичам.

Екатерина Сугак, Head of Design & Usability Office

Если вы хотите стать частью команды, посмотрите вакансии по направлению UX/UI здесь: careers.kaspersky.ru/tech/ui-ux/. Попробуйте свои силы!

Технологии «Лаборатории Касперского» защищают более 400 миллионов пользователей и 250 тысяч организаций по всему миру. У нас созданы все условия для продуктивной работы: есть обучающие курсы, корпоративные скидки, расширенный ДМС и многое другое. А всё необходимое для работы — от трудового контракта и оборудования до офисного кресла — мы сегодня доставляем с курьером прямо домой.

0
5 комментариев
Игорь Соколовский

Конечно же антивирус касперского надёжный и безопасный, а ещё самый напичканный "аналитикой" в непонятно чьих интересах.

Ответить
Развернуть ветку
sergjjj

Ты наклейку с вебки отклей - или смелый в интернете на нас болтать!?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новиков

Ага, хороший UX и front в действии: при нажатии на кнопку «все вакансии» скролит в шапку, а дальше что нужно сделать? :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zamaletdinov

Олдскулы свело. А посвежее ничего не нашлось? А то 2016 год...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда