5 неочевидных инсайтов стажировки в IT-компании для UX/UI-дизайнера
«Лаборатория Касперского» открыла второй в этом году конкурсный набор на SafeBoard — оплачиваемую годовую стажировку для студентов. Ульяна Пышнюк, младший проектировщик пользовательских интерфейсов в «Лаборатории Касперского», попробовала свои силы на стажировке в прошлом году, а сейчас уже перешла в штат компании. Для тех, кто только задумывается о первых карьерных шагах, Ульяна рассказывает, как изменились ее собственные представления о дизайне после погружения в профессию.
Стажировка в «Лаборатории Касперского» стала для меня фундаментом в освоении профессии продуктового дизайнера. Я извлекла множество ценных уроков, суть которых сводится к следующим пяти пунктам:
- Построение стратегии — основа решения каждой дизайн-задачи.
- Дизайн — это баланс (на примере UX и UI).
- Соотношение 80/20 играет важную роль в работе дизайнера.
- Дизайнер — связующее звено в продуктовой команде.
- Продуктовый дизайн требует междисциплинарного подхода.
P.S. В статье описан исключительно мой личный опыт, поэтому то, что было не очевидно для меня, может оказаться очевидным для читателя.
Построение стратегии — основа решения каждой дизайн-задачи
Моей главной ошибкой при решении первых дизайнерских задач было то, что я не фокусировалась на том, как принятое мной решение повлияет на будущее развитие продукта. Я решала задачу изолированно, а надо было комплексно. Такой подход требует больше времени, но в перспективе позволяет сэкономить время и ресурсы.
Выполняя конкретную задачу, важно обдумывать, как проектирование UX/UI маленькой функциональности может повлиять не только на включающий ее раздел, но и на остальные, а также на продукт в целом. Для этого необходимо иметь стратегический план развития проекта в рамках собственных профессиональных компетенций. Что я имею в виду?
Каждая задача — это ценная для дизайнера возможность помочь пользователю легче воспринимать продукт. Идеальный вариант — спроектировать одно эффективное решение, распространив его в остальные области. Это требует большой исследовательской работы и не всегда реализуемо на практике, однако стоит ставить такую цель. Я поняла, что очень важно выделять время на совершенствование UX/UI уже имеющихся разделов для составления плана дальнейшего развития проекта. Такой подход помогает в рамках выполнения рядовых задач улучшать продукт в целом.
Дизайн — это баланс
Сегодня мало кто сомневается в том, что в дизайне очень важна UX-составляющая. Часто в описаниях вакансии UX/UI-дизайнера можно встретить требование «понимание, что дизайн — это не просто красивая картинка». Об этом говорят и пишут в блогах, курсах и других обучающих ресурсах по дизайну, и теперь это известно каждому UX/UI-новобранцу. Я не была исключением и пришла в «Лабораторию Касперского» с этим знанием.
При этом была уверена, что в компании, разрабатывающей такие комплексные, серьезные и важные продукты, намного сильнее ценится именно проектирование пользовательского взаимодействия: «Как сложные процессы сделать для пользователя простыми и понятными?», «Как спроектировать удобный пользовательский маршрут для выполнения конкретных профессиональных задач?»
Для меня было совершенно неожиданно увидеть в концепции ребрендинга для b2b-продуктов множество примеров из графического дизайна, а также примеры интерфейсов с акцидентной типографикой и сложными цветами. Раньше я была уверена, что b2b — это исключительно технические и визуально выдержанные интерфейсы, в которых намного важнее спроектировать логику взаимодействия с пользователем, а не «креативный» визуал. Но, оказывается, что:
Соотношение 80/20 играет важную роль в работе дизайнера
Одним из сюрпризов в первые рабочие дни было количество коммуникаций внутри рабочего дня, и у меня возник очевидный вопрос: «А когда дизайнеры успевают заниматься отрисовкой макетов?».
Были дни, когда расписание в Outlook казалось сплошным полотном из встреч, и на собственно проектирование оставалось мало времени. На одном из митапов, где коллеги из других компаний делились опытом организации дизайн-процессов внутри команды, я узнала, что процентное соотношение коммуникаций и отрисовки макетов составляет 80/20 у рядовых дизайнеров и 95/5 у тимлидов, что меня на тот момент смутило. Сначала я думала, что такое распределение — результат дистанционного режима работы, но потом поняла, что качество макета напрямую зависит от того, насколько подробно ты обсудил все с командой, коллегами и респондентами.
Дизайнер — связующее звено в продуктовой команде
«Дизайн — одно из важнейших средств коммуникации в современном мире, передающее смысл многих объектов, которыми пользуются люди. Главная задача дизайнера — сделать эту коммуникацию успешной. Для этого используемый визуальный язык должен быть интересным (чтобы привлечь внимание к продукту) и понятным (чтобы продуктом нравилось пользоваться)». Так я понимала свою профессию, когда только пришла в компанию.
Впервые погрузившись в работу над реальным продуктом, когда ты становишься частью настоящей продуктовой команды (состоящей из product и project-менеджеров, разработчиков, аналитиков, QA, технических писателей), я поняла, что задача дизайнера — наладить коммуникацию не только между пользователем и продуктом, но и между коллегами. Особенно ощутима эта особенность во взаимодействии с разработчиками. Чем более прозрачным будет это взаимодействие, тем меньше различий будет между макетом и реализацией.
Очень важно, чтобы работу дизайнера было легко воспринимать коллегам из других отделов. Для этого нужно соблюдать логику и структурированность в макетах, оставлять поясняющие подписи и заметки, называть конкретные количественные метрики (не «кнопку чуть-чуть ниже», а «кнопку на 24 px ниже»).
Продуктовый дизайн требует междисциплинарного подхода
Работа дизайнера в IT-компании, разрабатывающей продукты в специализированной области, считается достаточно узконаправленной. Однако она требует развития многих навыков: начиная от умения проводить исследования и заканчивая менеджментом.
Наблюдая за коллегами, я увидела, что междисциплинарность очень важна. В работе со сложными пользовательскими сценариями, чтобы создать качественный продукт, зачастую нужен разнообразный опыт. Дизайнеру могут быть полезны знания в области аналитики, разработки, копирайтинга и других профессиональных областей.
Стажировка помогла мне открыть новую сторону не только продуктового дизайна, но и самой компании: «Лаборатория Касперского — это не скучный зубрила, а крутой и надёжный друг. Поэтому стремление команды создавать не просто технологичные, а стильные и дружелюбные решения стало для меня огромным уроком в развитии как UX/UI-дизайнера.
Если вы учитесь в вузе и хотите попробовать свои силы в IT, например в сфере анализа вредоносного ПО, тестирования или разработки, вам стоит заглянуть на страничку нашей стажировки SafeBoard. Это годовая оплачиваемая стажировка для студентов Москвы и Московской области. Участники смогут получить практические навыки и поработать над реальными проектами в области кибербезопасности, а лучших стажеров мы пригласим на постоянную работу в компании.
Ну а если вы уже состоявшийся специалист и хотите развиваться дальше, посмотрите наши вакансии. В «Лаборатории Касперского» открыто больше 200 позиций, среди востребованных направлений: дизайн, KasperskyOS, разработка, продажи и другие.
Спасибо. Было интересно и полезно почитать.
Благодарю, пригодилось.
P.S. даже дошираком не подавился увидев в очередной раз МСК